В конце октября израильский суд вынес необычное решение: целая семья граждан этой страны была признана виновной в террористической деятельности после того, как вернулась на родину из «Исламского государства». Что заставило их покинуть отчий дом и отправиться в халифат? И можно ли назвать этот случай уникальным?

Затянувшийся отпуск

В 2015 году 41-летний Виссам Збейдат и его 30-летняя супруга Сабрине, проживавшие в городе Сахнин, взяли троих детей (мальчика 8 лет и девочек 4 и 6 лет) и всей семьей отправились в Румынию, чтобы навестить дальних родственников и заодно хорошенько отдохнуть. Однако финальной точкой их отпускного маршрута стала Сирия, куда дружная семья Збейдат пробралась через Турцию, чтобы вступить в ряды ИГ.

Свои израильские паспорта семья сдала на первом же КПП, после чего Збейдатов отвезли в Мосул. Там они провели несколько месяцев: Сабрине приглядывала за детьми, а Виссам, пройдя курс военной и идеологической подготовки, с азартом включился в борьбу против иракского правительства. Он неоднократно принимал участие в нападениях на воинские части и однажды получил пулю в ногу.

Впрочем, недавно в семействе решили, что из отпуска пора возвращаться: бомбы с американских самолетов стали рваться в Мосуле слишком часто, да и детям пора в школу — они и без того отстали от программы. Путь обратно оказался куда сложнее: 10 раз семья Збейдат пыталась добраться до турецких рубежей, но всякий раз что-то мешало. Наконец удача им улыбнулась: Виссам, Сабрине и двое их детей при помощи контрабандистов пересекли границу (младшую дочь, заботливо накачанную наркотиками, чтобы она не выдала всех случайным криком, несли на руках). На турецкой стороне их немедленно арестовали и передали Израилю. На суде Виссам рассказал, что сбежал к исламистам под влиянием роликов, которые просматривал в интернете.

Сеять разумное, доброе, вечное

Всего под черные знамена халифата встали около 50 израильских граждан. Правда, все они — этнические арабы. Многие так же решили отправиться на джихад под влиянием тематических видео. Причем далеко не всегда это были пропагандистские ролики: иногда решение принималось после просмотра репортажей СМИ, демонстрировавших многочисленные разрушения и жертвы, вину за которые возлагали на силы Асада. Масла в огонь подливал мулла в мечети, взывавший к Аллаху, чтобы тот покончил с безбожным режимом в Дамаске, и призывавший поддержать тех, кто сражается с неверными. Дальше дело техники: молодых людей с неустоявшейся психикой, вообразивших себя борцами за дело ислама, ждут многочисленные вербовщики в соцсетях. Кроме того, некоторых израильтян агитировали отправиться на джихад, когда они учились за границей. А 19-летнего Юсефа Насраллу в ряды джихадистов привела личная трагедия: погиб его близкий друг..

Мало кто целенаправленно стремился в ИГ — большинство отправлялись воевать все равно за кого, лишь бы против «кровавого режима Асада». «Исламское государство» до недавнего времени контролировало почти всю границу с Турцией, и неудивительно, что в итоге добровольцы оказывались именно в этой группировке. Свою роль сыграла и нерешительность израильских властей: Тель-Авив сравнительно поздно, лишь в начале ноября 2014 года, признал ИГ террористической организацией и внес необходимые изменения в законодательство. До этого возвращавшиеся домой с подконтрольной ИГ территории израильтяне практически не привлекались к суду.

Газета Haaretz цитирует одного из высокопоставленных офицеров израильской разведки, объяснявшего осенью 2014-го, почему этой проблеме уделялось так мало внимания: «Конечно, феномен израильских арабов, присоединяющихся к группировкам наподобие ИГ, настораживает. Тем не менее это явление не слишком распространенное и не имеющее общественной поддержки. Численность израильтян-джихадистов незначительна, к тому же до недавнего времени ИГ у нас не считалась незаконной. Мы следим за тем, что происходит, но у нас есть проблемы и посерьезнее».

Те, кто сожгли свои паспорта

О том, что израильская разведка держит происходящее в поле зрения, свидетельствует история 22-летнего Ахмеда Шубарджи. Крайне набожный молодой человек, насмотревшись репортажей из Сирии, решил присоединиться к группировке «Армия Мухаммеда», но в итоге попал в ИГ. По приезде в халифат он сжег израильский паспорт (так поступает большинство израильтян-джихадистов — весьма разумно, учитывая отношение к государству Израиль у всех враждующих сторон). Шубарджи провел в Сирии три месяца, пройдя военную подготовку, однако решил возвращаться. В аэропорту Бен-Гурион его заковали в наручники. По данным ШАБАК (службы безопасности Израиля), он участвовал минимум в двух боях против правительственных войск, а также в операциях против других группировок боевиков. Как признался сам Шубарджи, больше всего он боялся попасть в руки «Хезболлы» — тогда бы его точно прикончили, сочтя израильским шпионом.

Процесс Шубарджи получил широкую огласку — в первую очередь благодаря запоминающемуся выступлению адвоката Хасина Абу Хасина. Юрист заявил, что израильская контрразведка отлично знала о планах исламиста и контролировала все его передвижения. Незадолго до бегства Шубарджи вызывали в ШАБАК для беседы, спецслужбы следили за его поведением в соцсетях, и именно через контрразведку шли все переговоры о выдаче израильтянину в Турции нового паспорта, необходимого, чтобы вернуться в Израиль. Из-за красноречия Абу Хасина или по какой-то иной причине, но Шубарджи получил всего год условно, что вызвало массовое возмущение.

Речь Абу Хасина подкинула аргументов конспирологам, утверждающим, что именно Израиль создал и поддерживает ИГ. На десятках сайтов рассказывается, как евреи придумали «Исламское государство», дабы поработить свободолюбивые арабские народы. Сама английская аббревиатура ИГИЛ (ISIS) якобы расшифровывается как «Израильская тайная разведслужба» (Israeli Secret Intelligence Service), а все лидеры ИГ — евреи, и первейший из них — сам халиф аль-Багдади, который на самом деле не халиф, а израильский гражданин и агент «Моссада» по имени Шимон Эллиот.

Однако конспирология конспирологией, но евреи в рядах боевиков «Исламского государства» действительно есть. Правда, прибыли они туда из другой части света — из Европы.

Конец света

Когда в октябре 2014-го французские спецслужбы заявили, что среди примерно тысячи граждан Франции, присоединившихся к ИГ в Сирии, есть евреи, это повергло еврейскую общину страны в настоящий шок.

«Нам нужны официальные доказательства, а их нет, — утверждал в интервью израильскому телевидению еврей-депутат французского парламента Меир Хабиб, комментируя известие о бегстве девушки-еврейки из Парижа в ИГ. — Если вдруг она и присоединилась к исламистам — может, это потому, что кто-то из ее родителей был мусульманином. Но если еврейская девушка вступила в ИГ — это настоящий конец света, и ситуация намного хуже, чем мы могли себе представить». Хабиба поддержали и местные раввины, предположив, что речь идет о провокации против евреев с целью разжечь пламя антисемитизма в стране.

Вскоре доказательства были представлены французской разведкой, и конец света не наступил. Более того: выяснилось, что среди французов, уехавших воевать за исламистов, есть несколько десятков человек с еврейскими корнями, принявших ислам. Понятно, что на общем фоне более чем 1,5 тысячи французских джихадистов это капля в море, но сам факт обескуражил как представителей еврейской общины, так и спецслужбы.

Как выяснилось, большинство французских евреев-джихадистов были родом из крупных городов, до принятия ислама и до отъезда в Сирию и Ирак с местными еврейскими общинами контактов практически не поддерживали. Особо уязвимы к исламистской пропаганде оказались евреи-сефарды. Мусульманские проповедники работают в основном с молодежью, умело нащупывая болевые точки: напоминают об общем ближневосточном доме, о том, что европейские христиане относятся к ним и к их культуре с непониманием и презрением.

Гуманитарная миссия для ИГ

Некоторых заманивают высокими материями. Американская газета The Algemeiner взяла интервью у девушки, служащей в Армии обороны Израиля (АОИ), чей двоюродный брат — еврей из Франции — уехал в Сирию в поисках чистого ислама. «Они заманили его обещаниями, они говорили, что он будет участвовать только в гуманитарных миссиях, — признается сержант АОИ, скрывающаяся под псевдонимом Лия. — Потом он звонил отцу и говорил, что будет работать IT-специалистом в одном из их лагерей. Когда ему говорили, что исламисты отрезают людям головы и устраивают массовые бойни, он отвечал, что это все неправда». Рафаэль, кузен Лии, был убит в октябре 2014 года в бою с сирийской армией.

В ислам, по словам главы французского Национального бюро борьбы с антисемитизмом Сэмми Гозлана, обращаются целыми семьями. Если же убедить родственников сменить веру не удается, дети часто рвут с родителями: Гозлан привел в пример 15-летнюю дочь врача-еврея, которая после перехода в ислам написала в тетради, что всех иудеев необходимо уничтожить.

Как заявляют лидеры французской еврейской общины, существует еще одна серьезная опасность: евреи, участвовавшие в боевых действиях на стороне ИГ, могут позже скрыть этот факт и на основании своего происхождения репатриироваться в Израиль. И там они будут представлять куда более серьезную опасность, чем находящиеся под колпаком ШАБАК арабы-израильтяне.

Алексей Куприянов

07.11.2016

Источник: Lenta.ru