Президент Азербайджана Ильхам Алиев отметился во вторник очередным заявлением по карабахскому конфликту, рассказав в интервью РИА Новости о своем видении компромисса с армянской стороны для урегулирования проблемы.

«Как видится нам решение конфликта: конечно, территориальная целостность Азербайджана не является предметом дискуссии и не может, мы никогда не согласимся на предоставление Нагорному Карабаху независимости, и армянская сторона прекрасно об этом знает. Но разумный компромисс возможен: обеспечение безопасности населения Нагорного Карабаха, их жизнедеятельности, самоуправления, осуществления различных инвестиционных проектов со стороны Азербайджана. И мирное взаимодействие между двумя народами при условии освобождения территорий за пределами Нагорно-Карабахской автономной области, вот так нам видится урегулирование конфликта», — заявил Алиев. По его словам, это созвучно с теми предложениями, которые посредники выдвигают.

Интересно, что президент Азербайджана всего несколько дней назад говорил об обратном. О том, что посредники за закрытыми дверями оказывают давление на Азербайджан, чтобы добиться от него согласия на независимость Нагорного Карабаха.

И МИД Армении не преминул обратить внимание на это противоречие в словах президента Азербайджана. «Именно в заявлениях глав стран сопредседателей Минской группы ОБСЕ, на которые ссылается Алиев, четко закреплено, что статус Нагорного Карабаха будет определен путем имеющего обязательную правовую силу волеизъявления народа НК. Было бы лучше, чтобы руководство Азербайджана не занималось самообманом и не пускало пыль в глаза азербайджанской общественности. Неделю назад глава Азербайджана уже публично признался об истинном содержании переговоров, отметив, что Баку призывают признать независимость Нагорного Карабаха», — заявил пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян.

В непризнанной Нагорно-Карабахской республике (НКР) намного жестче отреагировали на эти слова Алиева. Пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян назвал предложение де-факто независимой республике стать автономией — «абсурдом». Он напомнил, как в свое время азербайджанские власти очистили от армян Нахичевань, которой был дан статус автономный республики, и предложил Алиеву дать автономию проживающим ныне в Азербайджане национальным меньшинствам: аварцам, лезгинам, татам, талышам, дабы избежать проблем с ними в будущем.

В целом, анализируя последние заявления высокопоставленных представителей стран-сопредседателей и президента Азербайджана о переговорном процессе, можно констатировать, что сейчас ситуация развивается в соответствии с ожиданиями армянской стороны.

Азербайджану путем апрельской эскалации удалось на определенный промежуток времени активизировать переговорный процесс. И, судя по утечкам в СМИ, посредникам почти удалось принудить стороны к определенным уступкам с целью достижения мирного соглашения. Однако армянской стороне удалось затянуть процесс, и, стоя жестко на своей позиции (пакетное соглашение, а не поэтапное, как на том настаивает Баку, и четкое определение в соглашении вопроса статуса НКР), вернуть переговорный процесс к доапрельской ситуации.

Армянских дипломатов регулярно подвергают критике, по поводу или без, однако нельзя не констатировать, что им удается пока переигрывать своих коллег из Азербайджана в переговорном процессе. И заявления высшего руководства Армении о ходе переговорного процесса намного ближе к реальному положению дел в переговорах, чем противоречащие друг другу заявления властей Азербайджана.

Выраженный госсекретарем США Джоном Керри и помощником президента РФ Юрием Ушаковым пессимизм относительно возможности урегулировать конфликт в ближайшее время полностью отвечает ожиданиям Еревана, который уже особо и не скрывает, что его полностью устраивает статус-кво, и что он не намерен идти на какие-либо территориальные уступки, особенно после апрельских событий.

Но даже в случае принуждения посредниками сторон к мирному соглашению, оно будет в любом случае подразумевать независимость НКР. И, судя по признанию Ильхама Алиева, страны-сопредседатели не видят в будущем Нагорный Карабах в составе Азербайджане. И мир будет достигнут в соответствии с давно озвученной формулой — статус в обмен на территории, за которую выступает (хотя бы уровне публичных заявлений) и официальный Ереван.

Фактически добившись ценой огромных потерь тактического успеха в виде временной активизации переговорного процесса (и нескольких постов на первой линии обороны), официальный Баку проиграл в стратегическом плане. Во-первых, Ереван и Степанакерт заняли намного более жесткую позицию в переговорах, и посредники теперь не могут не считаться с тем, что нежелание армянской стороны идти на уступки, особенно в вопросе территорий, а также недоверие к противоположной стороне, являются обоснованными.

Во-вторых, сами посредники теперь не доверяют азербайджанской стороне, своими необдуманными действиями в апреле чуть не инициировавшей полномасштабную войну, которая была не в интересах ни Запада (она ставила под угрозу проект «Южный газовый коридор»), ни России, заинтересованной в отношениях и с Арменией, и с Азербайджаном. И судя по относительному спокойствию азербайджанских войск на передовой, Баку получил жесткое предупреждение о недопустимости повторения апрельских событий.

К тому же российская сторона, дабы еще больше утихомирить регион, существенно изменила баланс сил в пользу своего армянского союзника поставками довольно серьезных систем вооружения, в частности ОТРК «Искандер» (Армения стала единственной страной в мире, которой Россия поставила эти ракетные комплексы). И, как сообщил армянский эксперт, замдиректора Института Кавказа Сергей Минасян, в ближайшее время Россия поставит Армении новую партию сверхточных, дальнобойных вооружений. По его словам, договорённость об этом была достигнута Москвой и Ереваном на заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ в Ереване 14 октября.

Определённые надежды в Баку могут возлагать на новое сближение между Россией и Турцией, что в угоду Анкаре Москва окажет давление на Ереван, чтобы добиться от него уступок в карабахском конфликте.

Однако данное сближение вызвано теми же внешнеполитическими проблемами, которые есть и у Москвы, и у Анкары. В Кремле вряд ли забыли турецкий «удар в спину», и не будут ради ситуативного сближения с Турцией «ломать» своего единственного союзника в регионе. Тем более, что Россия не пошла на это даже до истории со сбитым Су-24, когда российско-турецкие отношения были на очень высоком уровне. Ярче всего о приоритетах России в отношениях с Турцией и Арменией сказал визит Владимира Путина в Ереван вместо Стамбула 24 апреля 2015 года.

А недавнее заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова про армяно-турецкие отношения и возможность их нормализовать было скорее озвучкой ожиданий России от Турции и констатацией факта, что на данный момент это невозможно с учетом неготовности Анкары отказаться от открытой поддержки Баку в конфликте с Арменией решимости армянской стороны не идти на односторонние уступки в карабахском конфликте, а также категорическим нежеланием видеть Турцию с ее односторонней позицией в переговорном процессе.

Айк Халатян

19.10.2016

Источник: eadaily.com