«Если война все-таки начнется, ничего утешительного ни для кого не будет. Это будет война, где все проиграют. Это будет война по сирийским лекалам. Как только конфликт разморозится, в зоне боевых действий окажутся не только боевики из Сирии, что само по себе означает хаос, но, как стало на днях известно, т.н. „грузинский батальон“, который воевал в Украине, планирует принять участие в боевых действиях», — считает журналист, политолог Надана Фридрихсон, которая поделилась своими оценками ситуации вокруг Нагорного Карабаха в интервью с корреспондентом EADaily.

— Кому была выгодна эскалация напряженности в Карабахе сейчас? Многие склонны видеть турецкий след, чем можно аргументировать подобные утверждения?

— Ввиду значительных отличий последней эскалации на линии соприкосновения войск от предыдущих сложно не согласиться с тем, что обострение было спровоцировано, и спровоцировано для определенных геополитических целей и задач. Достаточно много российских экспертов высказались в пользу версии, что организатором могла выступить Турция, однако, на мой взгляд, причастность Анкары не только не очевидна, но есть и ряд факторов, говорящих, что эскалация — не дело рук Турции.

Во-первых, 31 марта Эрдоган сделал примирительное заявление, отметив, что России и Турции надо нормализовать отношения для решения региональных конфликтов. Фраза стала фактически пророческой, и, возможно, она была обусловлена тем, что Эрдоган владел на тот момент информацией, что в зоне конфликта готовятся боевые действия. Конечно, можно предположить, что Эрдоган знал, поскольку имеет непосредственное отношение к тому, что произошло, но в той же мере можно говорить, что озвученное желание наладить отношения с Россией было проекцией беспокойства Турции ввиду надвигающейся бури в зоне карабахского конфликта.

Турция сегодня по-прежнему вовлечена в сирийский театр действий, внутри Турции происходят деструктивные процессы, сопровождающиеся чередой терактов. Разжигание еще одного конфликта у турецких границ едва ли выгодно Анкаре. Кроме того, от карабахской войны Турция в долгосрочной геополитической перспективе мало что выигрывает, скорей, наоборот, рискует довести ситуацию до формата НАТО vs ОДКБ. Это опасный расклад и для участников ОДКБ и для НАТО. Не стоит забывать, что Альянс не поддерживает Турцию во всех ее начинаниях.

— Какую позицию должна занимать Россия? С одной стороны, с Арменией связывают союзнические отношения, с другой — боевые действия разворачиваются в Карабахе, независимость которого РФ не признала. Как выпутаться Москве из этого клубка?

— Тут вопрос стоит иначе. Россия между двух стран (я имею в виду, между Арменией и Азербайджаном), с каждой из которых выстроены сложные и взаимовыгодные отношения. Карабахский конфликт — это потенциальная угроза, особенно если им будут манипулировать геополитические оппоненты Москвы. Очевидно, что обезопасить себя Москва может через решение этого вопроса. Проблема в том, что именно России (ни Франции, ни США) придется вести переговоры с Баку и Ереваном о решении этого вопроса, с учетом того, что каждой из сторон придется уступать со всеми неприятными для себя последствиями.

Учитывая, что карабахский конфликт все ближе к тому, чтобы перерасти в войну, — Москве необходимо в сжатые сроки вносить серьезные изменения в сложившуюся ситуацию. Очевидно, что нынешний статус-кво себя изжил. Он больше не работает. И последнее предвоенное состояние это явно продемонстрировало. Видимо, будет предметный разговор. И судя по всему, и Еревану, и Баку придется идти на уступки. Карабахский конфликт все равно решен в полной мере не будет. Но необходима перезагрузка существующего положения в этом вопросе.

— Возможна ли организация Кремлем встречи президентов Армении и Азербайджана, по примеру той, что была в Сочи в августе 2014 года?

— Для меня вообще удивительно, что эта встреча не состоялась. Только 5 апреля СМИ сообщили, что состоялся телефонный разговор между президентами России, Азербайджана и Армении. Но это лишний раз показывает, что последнее обострение выбивается из череды предыдущих.

— Чем чреваты дальнейшие боевые действия в Карабахе? Какие прогнозы есть на данный момент, учитывая конфигурацию сил?

— Если война все-таки начнется, ничего утешительного ни для кого не будет. Это будет война, где все проиграют. Это будет война по сирийским лекалам. Как только конфликт разморозится, в зоне боевых действий окажутся не только боевики из Сирии, что само по себе означает хаос, но, как стало на днях известно, т.н. грузинский батальон, который воевал в Украине, планирует принять участие в боевых действиях.

Опыт на Ближнем Востоке хорошо показал, что, когда разгорается война, ее никто не в силах контролировать. Учитывая сложность и геополитическую значимость Южного Кавказа, карабахская война вовлечет множество сил, каждая из которых постарается повернуть ход боевых действий в угоду своим региональным интересам. Мы получим вторую Сирию, при том что в Сирии проблема не решена и вопрос открыт. Можно себе представить, что будет ждать и участников конфликта, и ближайшие страны. В стороне никто не сможет остаться.

Надана Фридрихсон - политический аналитик, журналист, политолог. Окончила Исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Организатор и участник интервью, конференций, проектных сессий, круглых столов, теле- и радиопередач. С 2012 года читает лекции в различных вузах (МГИМО, Одесский национальный университет имени И.И.Мечникова, РАНХиГС). Публикуется на различных информационно-аналитических порталах. Была номинирована на первую экспертную премию ФИНАМ.ФМ в рубрике за вклад в науку и образование. Сфера профессиональных интересов: геополитические процессы на Ближнем Востоке и Южном Кавказе, внешнеполитическая деятельность России на постсоветском пространстве и Ближнем Востоке, межнациональное и межконфессиональное взаимодействие в России.

06.04.2016

Источник: eadaily.com