Цена на нефть продолжает падать, и для российского бюджета это катастрофа – он трещит по швам. Аналитики еще раньше говорили о том, что в конце 2014 года иного способа поддержать его, кроме как "раскупорить" кубышку резервных фондов просто не будет. А тут еще такая нагрузка как миллиарды для Крыма, война на Украине и, наконец, введенные в связи с этим против России санкции, а также принятые ей ответные меры экономического давления, в первую очередь, на ЕС.

Тем не менее, главная проблема для российского бюджета это его зависимость от мировых цен на энергоносители. Уже несколько недель они падают, и пока причин для роста стоимости сырой нефти не наблюдается. По крайней мере, так уверяет большинство аналитиков.

Причин называют много. Это, например, и рост нефтедобычи в Ливии, несмотря на идущие там военные действия. И увеличение добычи "черного золота" в США. Но главная причина, вероятно, в "затоваривании" рынка. Мировой спрос в последнее время заметно снизился. Данные Агентства энергетической информации США показывают, что запасы производных нефтяных продуктов, например бензина, растут. Это признак того, что производство обгоняет потребление.

Одна из главных причин этой диспропорции в том, что давление на цены оказывает замедление китайской экономики. По данным китайского правительства, импорт из страны растет все более слабыми темпами, замедление фиксируется второй месяц подряд.

Есть, впрочем, еще одна причина. Это ситуация в Сирии и Ираке, значительную часть которых контролирует сегодня так называемое Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ). Деятельность этого квазигосударственного образования, против которого США сейчас начали военные действия и сколачивают международную коалицию, напрямую отражается на ценах на нефть.

Во-первых, ИГИЛ ведет собственную торговлю нефтью. Как пишут европейские СМИ, в день исламские боевики получают от продаж в соседние страны, включая Турцию, около $3 млн и не скрываются этого, хотя власти соседних государств и уверяют, что борются с такими нелегальными продажами. В частности, министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз на днях заверил журналистов, что в Джейхан каждый день поступает почти 200 тыс. баррелей нефти из Ирака, но турецкие власти уверены: "Нефть группировки ИГИЛ к нам не попадает!"

Правда, нелегальные поставки — это мелочь по сравнению с тем, какое влияние на краткосрочные цены на нефть оказывают военные успехи или неудачи ИГИЛ. Когда шло наступление боевиков на Багдад, цены стремительно росли. Однако после вмешательства США в войну и приостановки триумфального шествия ИГИЛ по Ираку стоимость "черного золота" плавно поползла вниз.

И ее туда настойчиво подталкивают. Американский банк Bank of America Merrill Lynch, например, считает, что Саудовская Аравия могла бы увеличить добычу нефти, чтобы снизить цены на нее до $85 за баррель. "Вывод войск США из горячих точек по всему миру в последние годы привел к вакууму власти. Его и заполнит "Исламское государство". Мы полагаем, что Саудовская Аравия и другие страны региона могут прибегнуть к помощи США, чтобы защитить свои границы от халифата. Что в обмен на помощь Соединенных Штатов могут предложить арабские государства? Снижение нефтяных цен", — сообщается в еженедельном энергетическом исследовании банка.

Между тем России необходима стоимость нефти на уровне $110-117 за баррель для полного финансирования всех расходов. Эксперты считают, что снижение нефтяных цен может привести к дефициту бюджета на уровне $19 млрд к концу года. Так что отсутствие у России желания участвовать активно в коалиции против ИГИЛ нетрудно объяснить. Серьезно ошибаются те, кто полагает, будто в Москве никто не понимает угроз, которые порождают иракские исламисты. Флаги ИГИЛ уже снимали со строений в Ташкенте и только вопрос времени, когда они появятся на Северном Кавказе или, скажем, в Татарстане.

Однако руководство России полагает, что высокая цена на нефть в нынешних условиях в краткосрочной перспективе важнее потенциально возможной в далеком будущем войны с неким исламским халифатом, который попытается дестабилизировать, не только среднеазиатские республики, но и некоторые субъекты Российской Федерации.

Будущий французский король Генрих IV говорил когда-то, что "Париж стоит мессы", ну а Кремль, похоже, считает, что высокие цены на нефть сегодня вполне компенсируют угрозу установления законов шариата в Ираке и даже некоторых соседних с ним странах.

Иван Преображенский

17.09.2014

Источник: rosbalt.ru