Страх перед бедственными последствиями кибервойны для любого государства появился в конце прошлого столетия. В различных СМИ, выступлениях политиков, военных и экономических экспертов уже тогда начали изображаться ужасы от несанкционированного проникновения в компьютерные системы и их взлома, следствием чего мог стать не только вывод из строя энергетических систем государств, газо- и нефтепроводов, но и систем национальной безопасности и даже ядерные катастрофы.

Угроза кибератак стала приобретать в последние годы особое звучание на фоне усиления террористической деятельности «Исламского государства» и аффилированных с ним других экстремистских и террористических формирований. Эти угрозы становятся все более реальными на фоне поступающих сведений о том, что группировка ИГ не только активно вербует в последнее время специалистов по программному обеспечению, но и пытается получить доступ к кибероружию. К сожалению, необходимо признать, что оборудование, которое позволяет создавать и распространять вредоносное программное обеспечение, сегодня настолько доступно, что его можно прибрести в интернет-магазине «eBay», не говоря уже о возможности собирать кибероружие на «черных рынках». Таким образом, нельзя исключать, что в скором времени мы можем оказаться свидетелями активизации использования группировкой ИГ кибероружия против многих стран и компаний.

Стоит отметить, что ИГ уже имеет успех в пользовании интернет-технологий, используя сеть для вербовки, распространения террористической информации и тактики запугивания. Так, одна группа, называющая себя «Lizard Squad» в «Twitter» заявила о своих связях с ИГ, когда она совершала кибератаку на некоторые из самых больших игровых компаний в мире, в том числе «Sony» и «Microsoft».

Главной задачей кибератак ИГ является обеспечение связи между различными террористическими формированиями и продвижение пропаганды ИГ. Ведь «эффективность» терроризма во многом зависит от тех волн, которые провоцируют его акции в общественном сознании. Поэтому пропаганда представляет собой ключевую составляющую цели ИГ по формированию исламского халифата.

Многочисленные эксперты по борьбе с терроризмом, включая специалистов ФБР, отмечают высокую техническую компетентность этой группировки: она владеет новейшими методами шифрования связи и умеет пользоваться закрытыми каналами, которые защищены по последнему слову техники. Как сообщает NBC News, у ИГ даже имеется собственная «техподдержка», которая доступна в круглосуточном режиме семь дней в неделю и помогает членам ИГ разрешать любые технические сложности. Она состоит из команды опытных инженеров на территории «халифата» и нескольких десятков экспертов по всему миру, которые тоже способны подключиться к акциям ИГ в любое время дня и ночи.

Масштабное расследование Грега Миллера (Greg Miller) и Суада Мекхеннета (Souad Mekhennet) из The Washington Post (оно опирается на беседы с несколькими «покаявшимися» бойцами ИГ, которые сейчас находятся за решеткой в Марокко) впервые рисует четкую картину «кибер-халифата» ИГ.

По их словам, ядро информационного подразделения ИГ составляют около сотни человек, которые работают в одном хорошо защищенном здании на новейшем оборудовании. В ИГ прекрасно понимают важность этой службы: ее начальники носят звание «эмиров», что приравнивает их к военному руководству организации. Сотрудникам прекрасно платят (иногда в семь раз больше, чем боевикам того же ранга) или даже предоставляют дом и машину. Часть из них ранее работала еще на «Аль-Каиду» в Ираке. В их среде много талантливой молодежи из самых разных стран, до того как влиться в ряды исламистов, эти люди нередко работали в СМИ. ИГ держит под жестким контролем информационный поток: у каждого нового боевика сразу же отбирают все камеры, чтобы не дать просочиться ни одному неразрешенному снимку.

Кибер-джихадисты ИГ уже взломали аккаунты Центрального командования армии США в Twitter и Youtube в 2015 г., выложили в сеть секретные документы, номера телефонов, адреса электронной почты и домашние адреса десятков американских военных чиновников, а также видео с призывом вступать в ряды ИГИЛ. Кроме того, в сеть попали военные карты Северной Кореи и Китая.

8 апреля 2015 г. финансируемый французским государством телевизионный канал TV5 Monde подвергся мощнейшей в истории телевидения хакерской атаке ИГ.

Хакеры, связанные с террористической группировкой «Исламское государство», взломали почту нескольких членов кабинета министров Дэвида Кэмерона, о чем сообщила 12 сентября The Daily Telegraph, ссылаясь на данные Центра правительственной связи Великобритании.

Для онлайн-борьбы с терроризмом объединились хакеры, в частности Anonymous, группа Ghost Security и ряд других. Активисты поставили перед собой задачу — бороться с экстремизмом в сети. С этой целью они следят за активностью боевиков в цифровом пространстве, стараясь найти информацию о возможных угрозах. Так, хакеры Ghost Security утверждают, что благодаря им уже заблокировано около 60 тыс. аккаунтов экстремистов в Twitter и выведено из строя около 130 сайтов, группа также заявила, что помогла предотвратить теракты в Нью-Йорке и на острове Джерба в Тунисе.

Однако, по мнению главы «Лаборатории Касперского» Евгения Касперского, квалифицированно бороться с террористами ИГИЛ обязаны различные государственные структуры, а не хакерские группы. В интервью немецкому изданию Spiegel, Касперский, в частности, указал: «Ситуацию под контроль должны поставить, собственно говоря, государственные органы и сами социальные сети, для этого не нужны Anonymous». Кроме того, Касперский усматривает опасность в том, что исламисты могут провести комплексную кибератаку, используя для этого наемных хакеров. «Боюсь, что если мафия может нанимать талантливых хакеров, то исламистские террористы также это смогут», — подчеркнул он.

О необходимости активного подключения государственных структур к борьбе с кибертерроризмом, в частности с «Кибер-халифатом» ИГ, заявил недавно и еврокомиссар по вопросам цифровой экономики Гюнтер Эттингер: «Европа должна сделать все для того, чтобы обеспечить безопасность цифровой инфраструктуры и увеличить финансирование борьбы с кибератаками».

На днях стало известно, что Соединенные Штаты создают отдел по борьбе с пропагандой ИГИЛ. Этот отдел будет относиться к министерству государственной безопасности, но будет взаимодействовать и с другими федеральными и местными агентствами безопасности. А в ближайшее время в Калифорнии состоится встреча официальных представителей агентств национальной безопасности США с представителями интернет-компаний Силиконовой долины. На встрече будут обсуждаться вопросы создания и работы данного отдела.

Подобные подразделения по борьбе с кибератаками ИГ и пропагандой исламистских боевиков создаются и в других странах.

Однако, как показывают результаты контртеррористической борьбы с «Исламским государством», только объединив все усилия различных стран возможно достичь победы над этой «черной чумой» нового века. В связи с этим, как представляется, уже давно назрела необходимость создания под эгидой ООН международного органа, который не только занимался бы координацией и проведением военных операций против боевиков ИГ, но и борьбой с атаками «Кибер-халифата» ИГ.

Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку

10.02.2016

Источник: ru.journal-neo.org