После событий 11 сентября 2001 г. США начали активно изучать деятельность и сетевую структуру террористических организаций. Бывший сотрудник ЦРУ М.Сейджман изучил 400 биографий и личных данных террористов Аль-Кайеды для создания типичного образа салафитских группировок. 

В ходе анализа М.Сэйджмана использовались следующие материалы:

- судебные процессы (США, Франция, ФРГ, Египет, Индонезия, Марокко, Канада);

- СМИ (Информационная служба иностранного вещания) Великобритании, Франции, ФРГ, Испании, Турции, Нидерландов и арабских стран;    

- академические работы;

- Интернет (подтвержденные данные). 

Цели глобального салафитского джихада 

Глобальный салафитский джихад является радикальным исламистским социальным движением, намеренным истребить Западную культуру и создать Исламский халифат. По мнению салафитов, они ведут борьбу за справедливость и честность в отношении людей. Основной целью салафизма является создание лучшего мира (утопии), основанного на обществе Пророка и  его последователей (салафии).

После вывода советских войск из Афганистана радикальные салафиты сформировали группировку Аль-Кайеда для перехода от войны с «ближним врагом» к войне с «дальним врагом». 

М.Сэйджман определяет 4 основные фазы эволюции салафизма:

1. Мирный захват государства («аль-Банна» – «Братья мусульмане»);

2. Борьба с близко находящимся врагом («Фарадж» – забытый долг);

3. Мировое распространение оборонительного джихада («Аззам»);

4. Мировое наступление на дальних врагов (Бен Ладен, Зауахири и т.д.).

Также существует неофициальная пятая фаза:

5. Изгнание Запада с Ближнего Востока.

Салафитами поддерживается идея использования насилия против неисламских правительств и народов для создания Исламского государства.

Продолжающаяся эволюция

Контртеррористическая операция США после событий 11 сентября 2001 г. частично ликвидировала основные укрытия, финансирование, связь и ключевых лидеров салафитских группировок, в частности Аль-Кайеды. 

Также отмечается физический распад Глобальной салафитской джихадистской сети, который привел к: 

- расширению доморощенных инициатив, в связи с отсутствием централизованного руководства и ограничений;

- местной автономии, самофинансированию и самоподготовке группировок;

- неформальным связям, которые сложно отслеживать;

- отсутствию конкретных границ, формального руководства или определенной численности;

- новому местному, более агрессивному и грубому руководству.

Нынешний статус

Одновременно существует несколько видов салафитских террористических сетей:

- старая Аль-Кайеда: частично нейтрализованная;

- связанные с Аль-Кайедой группы – теперь более автономны;

- несвязанные с Аль-Кайедой неформальные группировки: Мадридская, «Салафия джихадия», «Хофстад», «Бенчеллали», Лондонская, «Хан аль-Халили», «Таба», Стамбульская группа «Синглетон» (Осман Петмезджи, Камел Боургасс, Йехия Кадоури);

- новые салафитские группировки.

В ходе анализа биографий террористов Аль-Кайеды М.Сэйджман вывел следующую классификацию по их принадлежности:

- центральное командование;

- этнические арабы;

- магрибские арабы;

- юго-восточные азиаты;

- другие.

Центральное командование Аль-кайеды в основном состоит из ветеранов Афганской войны (с СССР), среди которых две-третьи членов являются выходцами из Египта. По мнению М.Сэйджмана, корни зарождения глобального салафитского джихада исходят не из Саудовской Аравии или Афганистана, а из Египта.     

В ходе анализа М.Сейджман определил общие тенденции присоединения к салафитскому движению.

Идентификация салафитской сети

1. Характеристика:

- диаспора;

- молодежь 15-30 лет (большинство мужчины, однако женщины также проявляют активность);

- выполняют низкооплачиваемую работу, много времени проводят в Интернете;

- путешествуют заграницу или имеют новый паспорт (Сирия, Пакистан, Иран, Йемен, Турция, Египет).

2. Атрибуты поведения:

- Салафиты:

•Кардинальное изменение: вступление в новое сообщество, изоляция от старого;

•Облик: короткие брюки, борода, пометка на лбу (супруга в парандже);

•Прозелитизм (стремление обратить всех в свою веру): людей вокруг себя и мечети;

•Такфиризм (обвинение в отсутствие веры): разногласия с имамами.

- Предрасположенность к действиям: боевые искусства, пэйнтбол, стрельбы, походы и разбивание лагерей (не тренировочные лагеря). 

3. Деятельность в Интернете: джихадистские чат-комнаты, джихадистские вебсайты.

4. Подозрительное поведение: интерес к террористической деятельности (скачивание информации), мысли или планы о терактах, проявление необычного интереса к различным объектам, получение средств уничтожения.   

Мотивация 

1. Сложный процесс.

2. Риск присоединения маловероятен при наличии близких друзей. 

3. Присоединение возможно при получении идеи о становлении на идеальный жизненный путь.

4. Важность определенных скриптов (писаний) о глобальном салафитском джихаде: в исламских институтах хранится около 50% подобной литературы.

5. Салафитская идеология: новые ценности (ислам и ума – мусульманское сообщество):

- вера и приверженность, основанная на плотной динамике малочисленной группы;

- основательное развитие коллективной идентификации;

- масштабный джихад – возрождение: имитация Салафа на личном примере.

6. Полная трансформация ценностей. 

Семейное положение

Около 73% состоят в браке, многие имеют детей. Все командиры и представители Юго-Восточной Азии также состоят в браке. Большинство неженатых являются студентами или слишком молодыми в соответствии с законами салафизма.  

Средний возраст салафитов: 25-69 лет; 

- представители из Юго-Восточной Азии: 29-35 лет; 

- командные структуры: 27-90 лет;

- этнические арабы: 23-75 лет.

Ментальное здоровье

1. Мало доказательств психических расстройств.

2. Мало доказательств персональных расстройств (раздвоение личности):

- отсутствует нарциссизм (намерение жертвовать для товарища и общих целей);

- отсутствует патологическая ненависть;

- мало изучены проблемы в семье (чаще всего представители чрезмерно защищенной молодежи). 

3. В целом, «хорошие люди», за исключением второго поколения арабов из Магриба, кто занимался малозначимыми преступлениями.

Криминальное прошлое: 

1. Большинство представителей не имело криминального прошлого. 

2. Наиболее крупные преступления связаны с ограблением (группировка Рубе во Франции, Келкальская группа и т.д.).

3. Малозначимые преступления: Логистическая сеть в Магрибе:

- махинации с кредитными карточками;

- поделка документов;

- мошенничество со страховкой;

- наркотрафик (все чаще встречается).

4. Кто индивидуально не предрасположен к насилию, может участвовать в групповых акциях с применением насилия.  

Диаспора

1. Мировой салафитский джихад является «диаспорным феноменом».

  - Беженцы + второе/третье поколение иммигрантов.

2. 84% муджахедов салафитов присоединились к джихаду, проживая в составе диаспоры (87% в Восточной Европе).

3. Связь между терроризмом и «Диаспорой» существовала уже давно. В истории отмечаются факты распространения глобализации, влиявшей на различные религиозные общины (не обязательно исламские).

Присоединение к джихадистам: 

Факторы:

1. Дружба (давняя): 68%

- «Группа друзей» решает присоединиться к джихаду;

- вербовка старых друзей.

2. Родство: 20%

- отцы, братья, двоюродные родственники;

- важность родства со стороны супруга/супруги;

- женитьба на близких друзьях.

3. Последователи: 10%

Беженцы (арабы мусульмане):

- социально и географически успешны («интеллектуалы»);

- большинство из религиозных, заботливых  семей среднего класса;

- владеют 3-4 языками и навыками пользования компьютером;

- отделены от традиционных отношений и культуры;

- скучают по дому, одиноки, изолированы от общества;

-  в поисках друзей;

- посещают мечети для знакомства с людьми, не для практики религии;

- перемещаются в группах (халалные кафе), сформированные группы.

Второе поколение иммигрантов (магрибские арабы):

1. Два основных потока:

    - второе поколение иммигрантов на Западе;

    - молодые иммигранты с экономическими интересами, переселившиеся в Западные страны.   

2. Успешны, ранее не имели религиозных предпочтений.

3. Изолированы от общества: Отчислены из школы из-за малозначимого преступления (подделка документов или торговля наркотиками) или привязанности к наркотикам. 

4. Дискриминируются обществом:

- обижены, активизируется коллективная идентичность;

- личный опыт имеет общие взгляды с салафитской идеологией.

5. Группы друзей, выросших вместе, принимают религию, чтобы уйти от проблем (Групповая радикализация).      

Мобилизация

1. Спонтанно самоорганизованные группы доверенных друзей часто присоединяются к движению.

2. Программа вербовки типа Аль-Кайеды отсутствует:

- отсутствует план действий, совет или бюджет предназначенный для вербовки;

- только 15-25% добровольцев принимаются в ряды.

3. Места, где идеология сложно распространяется – США, Палестина и Иран.

4. Отсутствуют доказательства «промывки мозгов»: они просто принимают взгляды своих друзей. 

5. Отсутствуют доказательства существования вербовщиков. Салафиты взаимно вербуют друг друга.

6. Социальные отношения являлись основной причиной присоединения до принятия идеологической приверженности. 

7. Групповые процессы. Никто не действует в одиночку. 

Динамика внутри группы

1. Динамика плотных общественных отношений способствует внутреннему балансу группы.  

2. Среди салафитов распространена идея самопожертвования на благо товарища и целей салафизма. Это характеризуется трансформацией:

- от нерелигиозности к религии;

- от материальных возможностей к духовному балансу;

- от краткосрочных возможностей к долгосрочному видению;

- от индивидуальных потребностей к пожертвованиям во благо сообщества;

- от бездействия к активным действиям;

- от традиционной морали к групповому «такфирскому» мышлению;

- от жизненных потребностей к наградам в другой жизни (после смерти).

Ненависть вне группы

1. Основана на ежедневных ощущениях дискриминации и отчуждения со стороны высших слоев общества (свойственно на Ближнем Востоке и в Западной Европе). 

2. Основана на динамике группы:

- среди группы людей увеличивается взаимное чувство несправедливого обращения общества в отношении них;

- мысли о теории заговора.

3. Доктрина «Такфир» подразумевает наказание за не веру в ислам, что является преступлением в отношении общества.      

Общая групповая динамика

1. Нормальная групповая динамика привлекает интересующихся. Присоединение не зависит от индивидуальных ментальных патологий.

2. Являясь членом движения, сложно выйти из него, поскольку придется предать близких друзей и семью.

3. Подобная натуральная и интенсивная приверженность группе инспирирована жестокими «салафитскими писаниями», которые трансформируют отчужденных молодых мусульман в террористов фанатиков.

4. Опасные террористические операции проводятся с помощью использования факторов «динамики внутри группы» и «ненависти вне группы» (в рамках жесткого наставления (писания), чаще всего религиозного), сочетание которых побуждает салафитов на массовые убийства и суицидальные миссии.      

Массовый способ распространения

1. Интернет влияет на процесс распространения салафитских сообщений.

2. Салафитские сообщения обходят традиционных имамов.

3. Распространяется селективная аудио версия ислама.

4. В сообщениях информируется необходимость следования уникальной интерпретации Корана (нетрадиционная версия).

5. Возрождение сообщений о джихаде.

6. Интернет является благоприятной средой для распространения новых интерпретаций ислама.

Влияние Интернета

1. Анонимное размещение и получение идей джихада.

2. Виртуальный рынок для распространителей идеологии и потребителей (доморощенных добровольцев) идей, целей, стратегии и тактики. 

3. Нет необходимости в руководителях или подготовке в лагере.

4. Виртуальное командование и контроль над джихадом.

5. Виртуальная организация террористической деятельности во всем мире.

6. Сосуществование многочисленных соперничающих вебсайтов.

7. Мирное сосуществование противников, что понижает внутреннюю деградацию исламистов. 

8. Потребители сами выбирают предпочитаемые вебсайты и сообщения (вдохновение и активизация).

9. Переворот пирамидной структуры руководства: последователи контролируют террористическую деятельность.

10. Быстрая эволюция в сторону «Джихада без руководителей».

Влияние Интернета на исламистское сообщество

1. Вебсайты являются виртуальными мечетями (святыня).

2. Виртуальные группы распространяются по всему миру в хаотичном порядке.

3. Виртуальные группы являются изолированными одиночками.

4. Тенденция вербовки молодежи (подростков) и среднего класса (программистов).

5. Отчужденные молодые мусульмане проводят операции по всему миру.

6. Интернет не ограничивает по роду: Женщины, ранее являвшиеся невидимой инфраструктурой джихада, теперь могут полноценно участвовать в виртуальных исламистских группах.

7. Женщины получают большую оперативную роль в джихаде. 

8. Распространяются хадисы, освещающие образ женщины-боевика.

Идея джихада без руководителей

1. Децентрализованная, широко распространенная сеть:

- автономно мобилизуется;

- отмечается активность в Европе;

- угроза для Запада будет исходить изнутри.  

2. Военная роль (без определенных целей):

- необходимость уничтожения убежищ в потенциально несостоявшихся и дружественных  государствах.

3. Важность Интернета:

- виртуальна организация терактов;

- джихад проникает в общественные массы;

- идея салафитской утопии объединяет последователей, несмотря на отсутствие руководства.  

4. Социальные связи способствуют приверженности к социальным сообществам, которые объединены салафитской идеологией.  

Справка: Марк Сэйджман – доктор наук, бывший офицер ЦРУ под прикрытием дипломатической службы. С 1987 по 1989 гг. служил в г.Исламабад, тесно работал с афганскими моджахедами. Работал на разных должностях в правительстве США. Также является судмедэкспертом и консультантом по противодействию терроризму. Привлек к себе внимание книгой «Понимание террористических сетей». В книге «В джихаде без руководителя: террористические сети в 21 веке» предположил, что радикализация – это процесс больше коллективный, чем индивидуальный.

Перевод

Адал Шынбеков

25.04.2015

Источник: polit-asia.kz