Два события минувшей недели, одно в Вашингтоне, другое в Ташкенте, кажутся мне звеньями одной цепи. В среду Госдеп США опубликовал Доклад о мировом терроризме за 2013 год. Почти в это же время в Ташкенте милиция задержала автомобиль, в котором обнаружили бутылки с «коктейлем Молотова» и масками. Во вторник был взломан сайт фонда «Ижтимоий фикр», на главной странице которого некие «курды» (сказано, что «Ali Hawleri») повесили призывы своей организации.

В 318-страничном госдеповском докладе «коктейль Молотова» фигурирует в качестве самого доступного, а, стало быть, излюбленного оружия начинающих террористов. А присутствие на социальных медиа-платформах, взлом сайтов с целью политических заявлений – стандартное начало деятельности экстремистских групп.

Ситуация в нашем регионе в последнее время настораживает. И дело не только в выводе сил ISAF (Международные силы содействия безопасности) из Афганистана. В Таджикистане пачками задерживают агентов Аль-Каиды. В Синьцзяне взрывают вокзалы и десятками режут прохожих, и даже на главной площади Китая – на Тяньаньмэнь – в октябре террористы Исламского движения Туркестана подорвали автомобиль, 40 раненых. В Афганистане день не день, если что то не взорвется, и т.д. Все это заставляет пристальнее вчитаться в суровые цифры Доклада о мировом терроризме.

(Далее в тексте, если не оговорено особо, цифры и факты: «Народное слово», «New York Times», «Washington Post», «Long War Journal», «News International», Национальный консорциум по изучению терроризма и реакций на терроризм (США), релизы ISI (Пакистанская вневедомственная разведка), официальные сайты МИД КНР и РФ, сайт МЧС Таджикистана).

Террористическая угроза в мире, по мнению американцев, выросла. После гибели Усамы бен-Ладена «руководящая и направляющая» роль «центра» Аль-Каиды ослабла, нынешний её руководитель Айман аль-Завахири не в состоянии держать своих бандитов в узде. Одновременно налицо создание новых многочисленных филиалов организации, которые действуют от её имени, но имеют ярко выраженные локальные, собственные цели. В результате в 2013 году совершено 9707 терактов (в 2012 году – 6771 теракт, т.е. рост 43%), и это только те, за которые взяла на себя ответственность Аль-Каида. Погибло 17800 человек, ранено 32500.

В любом кошмаре при желании можно найти «позитив», и американские исследователи его нашли – в 53% терактов никто не пострадал, и это, как считают составители доклада, свидетельство «плохой подготовки» новоявленных террористов.

Еще совсем недавно образовательный процесс у бандитов был поставлен более серьезно. Лагеря подготовки террористов были даже на постсоветском пространстве – к примеру, в Гармской долине Таджикистана (в январе 2001 года после операции ФСБ России восемью рейсами таджикских вертолетов из Тавильдары в Афганистан – с глаз долой! - переправили оставшихся 300 боевиков. Мои коллеги утверждают, что операцию оплатила Пакистанская вневедомственная разведка). Во второй половине 90-х годов в Чечне Хаттаб создал лагерь «Узбекский фронт», который только в 1997 году подготовил 300 головорезов (потом этот лагерь Рамзан Кадыров сравнял с землей, а участь «курсантов» была весьма печальна). Через «Исламский институт Кавказ» лагерь оплачивало Исламское движение Узбекистана (ИДУ), которое финансировала семья этнических узбеков Маргилани из Саудовской Аравии. В то время в Саудии даже пытались организовать «подписку» на джихад среди 300 тысяч проживающих в стране узбеков (в какую сумму затея вылилась, мне выяснить не удалось).

Национальность и вероисповедание никогда не были определяющим фактором в вербовке членов ИДУ. Имам ташкентской мечети Нозимходжа Кори в беседе с журналистами сказал: «Ислам и терроризм – понятия несовместимые. Поэтому упоминание Ислама в названии этой организации – чистая спекуляция. Они думают не о вере. Все, что они делают, вовсе не во имя Всевышнего, а во имя гордыни, как они её понимают». В словах уважаемого человека – ответ на вопрос: члены ИДУ – это уроженцы Центральной Азии? А может быть, и кто то еще?

В Федеральном ведомстве криминальной полиции Германии (ВКА) моему коллеге показали список (около сотни фамилий) немцев, которые воюют на стороне ИДУ в Афганистане. Немецкие полицейские уверены, что сегодня основные спонсоры ИДУ – в Европе. Чтобы не вызвать международный скандал, конкретно называть никого не будем…

Европейцы нужны сейчас ИДУ именно потому, что иссякает приток свежего «пушечного мяса» из Центральной Азии. Много «кадровых бандитов» полегло не только в Афганистане, но и в Сирии, в других локальных войнах. Потому – ставка на наемников.

В Южном Вазиристане (это на афгано-пакистанской границе) не так давно боевики-европейцы основали даже «европейскую деревню» Шерванги. Первым делом закупили кондиционеры, а уж потом стали воевать. Начальник штаба сухопутных войск Пакистана генерал Ашфак Парвез Каяни считает, что сражается не только с немцами, но и с канадцами, испанцами, шведами. Они получают просто «бешеные деньги», но зато «способны склонить баланс сил к любому полевому командиру , к которому присоединятся». Боевики ИДУ из числа европейских наемников отличаются изощренной жестокостью. Поэтому, например, в районе Мир Али местные жители запретили иностранцам переступать порог своей мечети. А племя Ахмадзай Вазер поначалу сотрудничало с ИДУ, но потом поняло, с кем связались, попросило помощи у могучей в тех краях ISI и устроило европейцам хорошую резню (ну, там это запросто…). Когда в прошлом году в стычке с пакистанской армией был убит немец Абдул Гафар (Эрик Брайнингер), жители окрестных деревень посчитали это господней карой преступнику, - рассказал журналистам старейшина Мухаммад Амин.

Честно говоря, пакистанские солдаты тоже те еще гуманисты. Во время последней своей победоносной операции против талибов и ИДУ эти доблестные воины уничтожили 60 боевиков (это еще вопрос, боевики ли убитые), зато было 150 тысяч беженцев…

Сегодня, после ряда успешных рейдов американцев и англичан, ИДУ окончательно рассорилось с местными жителями (бьют по боевикам, а все перелеты и недолеты – в местных…) и передислоцируется на север, в районы компактного проживания афганских узбеков. Секретарь Администрации Зоны племен (т.е. Вазиристана) Хабибулла Хан Фаттах заявил в этой связи журналистам, что в Вазиристане было около 5 тыс. боевиков ИДУ. Вот такая дикая орда движется к нашей границе.

И в этой орде – совершенно разные устремления. Лидеры ИДУ связаны кровью с международной преступностью, наркотрафиком, рядовые же боевики мечтают устроить собственную жизнь на родине (но желательно, чтобы родина была халифатом). Исследователи проблемы вообще считают, что ИДУ распалось на три «фракции»: 1. Та, что возглавлялась Тахиром Юлдашевым, а ныне под началом Усмана Гази, - её цель Узбекистан. 2. «Союз исламского джихада» (возглавляет Нажмиддин Джалалов «Яхъё») - считает себя частью мировой сети аль-Каиды. 3. Исповедует идеи пантюркизма, руководит этнический татарин Абдурахман.

ФСБ России считает, что лучше всех финансируется Абдурахман – через пантюркистские фонды «Низами алем оджаклы», «Очаг исламского порядка» (крышует «Партия великого единства»), «Средневосточный тюркский союз», «Великий исламский фронт» и т.д. Усман Гази по традиции получает большинство денег из Европы – «Милли герюш вакфы» из Кельна, «Islamic Relief Worldwide» из Бирмингема… И даже – от ISI, в благодарность, что ИДУ убралось с пакистанской границы. И вот что, на мой взгляд, важно: утверждают, что на фотографиях Гази – с крашеной черной бородой. Известно также, что он по-узбекски знает только пару слов, и общается по-русски, по-английски и по-арабски. Те, кто читал его досье, добавляют еще, что у него богатое криминальное прошлое.

Такой вот бандитский интернационал…

Юрий Черногаев

05.05.2014

Источник: anhor.uz