Проблема малолетних смертников может стать одной из самых острых. Точнее, она уже становится таковой — пока только в Афганистане. В начале января в провинции Гельманд на юге страны была задержана 10-летняя девочка. Как сообщил афганскому агентству новостей представитель полицейского управления провинции генерал Хамидулла Садыки, она намеревалась взорвать блокпост в округе Ханшин.

Это не первое сообщение такого рода. В октябре прошлого года в провинции Лагман на востоке Афганистана полиция задержала целую группу из 20 детей в возрасте от 6 до 10 лет. Вместе с ними был арестован и взрослый сопровождающий. Представитель правительства провинции Сархади Звак сделал заявление о том, что все дети были похищены в провинции Нуристан на востоке Афганистана. По словам Звака, их собирались переправить в соседний Пакистан и после соответствующего курса подготовки использовать в качестве террористов-смертников. Что касается сопровождавшего детей взрослого, то предварительное расследование показало, что он действовал в интересах одной из террористических группировок.

Последний раз такую большую группу детей, предназначенных террористам, задерживали в 2011 году - тогда всех их отпустили по распоряжению президента Афганистана Хамида Карзая. Дети, большинство из которых были не старше 16 лет, признались, что были завербованы представителями движения «Талибан» и после обучения готовились стать смертниками.

Как пишет афганская пресса, использование детей в качестве живых бомб становится одной из главных проблем страны. Правозащитные организации неоднократно призывали руководство «Талибана» не допускать подобной практики, но, судя по всему, безрезультатно.

Последний случай с девочкой, из которой якобы хотел сделать смертницу её старший брат-талиб, вызвал бурю возмущения в Афганистане. В начале января представитель движения «Талибан» заявил, что все разговоры об использовании детей в качестве живых бомб — чистой воды вымысел. Настораживает, однако, частота сообщений, в которых фигурируют целые группы афганских подростков, специально предназначенных для переправки боевикам.

Конечно, можно попытаться списать все эти страшилки на информационную войну, которая, по сути, идёт между Пакистаном и правительством Хамида Карзая. Официальное руководство Афганистана то и дело обвиняет Пакистан в тайной поддержке талибов, Пакистан же утверждает, что Карзай не контролирует ситуацию у себя в стране и пытается все проблемы свалить с больной головы на здоровую. Но опять же — как быть с данными правозащитных и иных иностранных организаций, на которые ссылается афганское новостное агентство «Хама пресс» и с признанием самой девочки, сделанным пуштунской службе («Ашна радио») «Голоса Америки»?

Вместо того чтобы взорваться на блокпосту, она пришла домой, где сняла пояс смертника, а потом побежала в полицию. Теперь ребёнок говорит, что хочет остаться в полицейском участке и ходить в школу, куда её не пускают родные. «Я боюсь собственных сыновей, — заявил в интервью «Ашна радио» отец девочки. — Я надеюсь, правительство поможет нам с дочерью переехать куда-нибудь в безопасное место».

Факты использования детей в качестве «живых бомб» известны давно. Несколько лет назад в Израиле задержали 15-летнего подростка, которому заплатили тысячу шекелей и подарили мобильный телефон. А в 2010 году иракские полицейские поймали двух мальчиков — 13 и 10 лет. Один собирался подорвать в центре Багдада заминированный автомобиль, а второй — взорваться на одном из блокпостов полиции. Как писали иракские газеты, детей-смертников часто вербуют среди сирот, которых потом воспитывают в соответствующем духе. Приводилось даже название организации, готовящей юных самоубийц — «Райские птицы» («Туюр аль Джанна»).

И всё-таки вплоть до последнего времени такие случаи были, скорее, исключением из правила. Теперь же можно говорить о попытках создания системы. Что может стать серьёзным вызовом для многих стран — в первую очередь тех, которые уже страдают от терроризма. Например, России.

К счастью, до сих пор терактов с участием детей в РФ зафиксировано не было. Но это ни о чём не говорит: в конце 1990-х, когда некоторые эксперты заговорили о возможной «палестинизации конфликта на Кавказе», их слова не были восприняты всерьёз. Ну какая может быть «палестинизация», когда на Кавказе и в России совсем другой менталитет! Как, скажите на милость, можно заставить взрываться наших женщин? Как оказалось, можно. Первая смертница взорвалась в июне 2000-го в Алхан-Юрте в Чечне, ну а дальше пошло-поехало.

Поэтому не стоит отмахиваться от новой угрозы. Менталитет у обычных людей разный, а у тех, кто готовит из детей смертников, он один. Не стоит также забывать, что Афганистан не так уж далёк от России. А если учесть прозрачность постсоветских границ, он и вовсе — рядом.

Бахтияр Ахмедханов, обозреватель

20/01/2014

Источник: odnako.org

P.s. На днях арабские СМИ сообщили, что в боевых действиях в Сирии на стороне боевиков-джихадистов участвует 9-летний таджикский ребенок по имени Ахмад. Роми Сувайд, автор материала, который опубликован на арабском ресурсе "Elaph" утверждает, что Ахмад, помимо своего родного таджикского языка, владеет турецким, арабским и русским языками.

"Ахмад выступает в роли переводчика для бойцов, приехавших воевать в Сирию из Чечни, Турции и других стран, которые не знают арабского языка", - отмечает автор материала, добавив, что в свободное время мальчик играет со своими сверстниками.

Так, по словам автора, в различных регионах Сирии образованы малые и большие полигоны, на которых дети и юноши обучаются азам военного мастерства. Автор подчеркивает, что в настоящее время на стороне мятежников воюют дети из Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Малайзии.

21/01/2014

Источник: Азия-плюс

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1390403400