Наиболее опасное проявление терроризма в последние два десятилетия, с точки зрения последствий имевших место террористических актов и сложностей в работе по их предотвращению, является использование боевиков-смертников в деятельности ряда террористических организаций.

Помимо стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии смертники оставили свой след в Европе (Россия, Босния), Латинской Америке (Аргентина), в США и в Центральной Азии (Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан). За прошедшие 3 месяца 2011 года на территории Казахстана произошли несколько террористических актов, освященные в СМИ как взрывы, якобы, произошедшие вследствие неосторожного обращения с взрывчатыми веществами и как будто не имеющие мотивации со стороны их исполнителей. На данный момент можно смело утверждать, что исполнителями, скорее всего, являлись террористы смертники.

По мнению независимых экспертов, казахстанские власти упустили момент превращения мусульманских проповедников, приверженцев идеологии «салафия» в организаторов вооруженного бандподполья, действующего на территориях обширного Казахстана. Можно сколько угодно анализировать последствия этой невидимой радикализации, но представляется, что именно сейчас подразделения по борьбе с терроризмом и ведомственные аналитики спецслужб оказываются в затруднительном положении.

Последствия такого рода террористических акций все время не только затрагивали вопросы национальной безопасности отдельных стран, но и влияли на решение региональных проблем. С этой точки зрения в арсенале средств, применяемых террористами, боевики-смертники рассматриваются ими как «оружие» стратегического назначения.

Угроза использования террористов-смертников требует неординарных подходов к организации работы по ее предотвращению с использованием всего потенциала спецслужб и иных структур, участвующих в борьбе с терроризмом, как на национальном, так и на международном уровнях. Применения только силовых мер для борьбы с этим явлением так же как с терроризмом в целом, явно недостаточно. Решение этих проблем требует комплексного подхода, одной из составляющих которого является искоренение причин, способствующих воспроизводству террористов-смертников.

К настоящему времени как в зарубежных научных исследованиях по проблематике терроризма, так и в выступлениях экспертов в области организации борьбы с терроризмом прослеживается довольно однозначное толкование термина «терроризм смертников». Феномен терроризма смертников рассматривается как метод проведения террористических акций, результаты которых напрямую связаны со смертью их исполнителей. Расширенное определение этого понятия было, в частности, приведено в докладе одного из руководителей израильского Института мировой политики в области борьбы с терроризмом Е. Швейтцера: «Терроризм смертников— это политически мотивированное применение силы, осуществляемое индивидуумом (индивидуумами), который активно и целенаправленно уничтожает себя вместе с выбранным объектом. Неизбежная смерть исполнителя такой акции является залогом успеха террористической операции».

В указанной формулировке в понятие «политически мотивированное применение силы» входят также идеологическая, религиозная, националистическая или смешанные из указанных мотиваций.

Таким образом, основным, определяющим признаком понятия «террорист-смертник» является полное осознание исполнителем акции того, если он не пожертвует своей жизнью, то террористический акт не состоится. Характерным является также и то, что сами террористы-смертники, их единомышленники не рассматривают подобные действия как акт самоубийства. Они уверены, что совершают героический поступок во имя высшей цели.

Для того чтобы психически нормальный человек совершил акт самоуничтожения, он должен либо находиться в таком состоянии, когда этот выход представляется ему единственно возможным в силу создавшихся жизненных обстоятельств, либо руководствоваться такими глубинными идеологическими, религиозными или иными убеждениями, ради реализации которых он готов пожертвовать своей жизнью. К такому выбору человек приходит либо самостоятельно в силу ряда обстоятельств, формирующих его характер и образ мышления, либо под воздействием целенаправленной обработки представителями тех сил, которые заинтересованы в совершении подобных поступков.

Наибольшее распространение в настоящее время феномен терроризма смертников получил в экстремистских организациях исламских фундаменталистов. Спекулируя на учении ислама и целенаправленно искажая его отдельные положения, в первую очередь учения о «джихаде», ортодоксальные течения этой религии порождают наиболее фанатичных террористов — смертников.

Исламские радикалы, ставящие своей задачей создание на базе государств мусульманского мира единого Халифата, живущего по законам Корана, главным своим врагом считают влияние западной либеральной идеи, разрушающей законы и традиции мусульман. Поэтому острие их атак, в том числе с использованием смертников, направлено на эти страны и режимы. По оценке зарубежных экспертов, в настоящее время 14 террористических организаций из 12 стран мира прибегают к использованию смертников в своих операциях.

Питательной средой, усиливающей готовность человека встать на путь смертника, являются социально-экономические причины, такие как бедность, нищета, отсутствие перспектив в жизни, а также стремление к мести из-за гибели родных и близких, поэтому религиозная основа в отдельных случаях существенной роли не играет.

При анализе причин применения смертников в деятельности ряда террористических организаций следует отметить, что помимо соображений стратегического характера этот метод привлекает их внимание в силу следующих обстоятельств:

-     террористические акты с использованием смертников приводят к большому количеству жертв и серьезным разрушениям;

-     акции смертников наиболее широко освещаются в СМИ, чем достигается необходимый пропагандистский эффект;

-     несмотря на сравнительную простоту действий смертника, они приносят организации значительные политические дивиденды, демонстрируя ее готовность использовать в борьбе самые крайние меры и поднимая моральный дух ее членов. Кроме того, высок экономический эффект этих акций. Расходы на них, как правило, незначительны (стоимость материалов для изготовления взрывных устройств, применяемых смертниками в Израиле, оценивается в среднем в 150 долл.), а рост пожертвований со стороны сочувствующих исламских фондов, организаций, отдельных лиц может выражаться суммой в несколько сот миллионов долларов;

-     высокая вероятность проведения акций в нужном месте и в нужное время. В случае, если смертник доставлен в планируемое для проведения операции место, предотвратить террористический акт практически невозможно;

-     в террористической операции отпадает ее наиболее трудная часть, связанная с обеспечением отхода исполнителей акции после ее проведения;

-     гибель исполнителя террористической акции означает, что нет опасений относительно его захвата и возможного разглашения информации о деятельности организации в результате действий органов следствия;

-     акты смертников связаны с устрашением населения и формированием у его части мнения, что таких фанатиков нельзя остановить и что организации, использующие смертников, имеют в своем составе многих им подобных.

В экстремистских организациях исламистов наиболее всесторонне отработана система привлечения, психологической и специальной подготовки к проведению возложенной на террориста-смертника миссии.

Становлению террориста-смертника в таких организациях способствует сама исламская культура, которая создает психологическую готовность к непримиримой борьбе вплоть до самопожертвования за сохранение почитаемых мусульманами ценностей при вооруженных нападениях, оказании давления со стороны внешних сил или собственных правящих режимов, направленных на размывание сложившихся у мусульман традиций и норм жизни. Эта готовность усиливается также неблагоприятными социальными факторами.

Для таких организаций, как «Хезболлах», ХАМАС, «Исламский джихад» и некоторых других, несложно найти кандидата на роль смертника. Отмечались случаи, когда для отдельных акций такие кандидаты отбирались буквально за одну неделю до проведения террористических акций. Как правило, процесс отбора кандидатов в смертники проходит в исламских образовательных центрах, спонсируемых исламскими радикалами или находящихся под их влиянием, а также в мечетях в процессе религиозного обучения и проповедей. Тема о смерти во имя Аллаха обсуждается с группой студентов. Проповедником регистрируется реакция на нее. Тех, кто проявляет к этому вопросу повышенный интерес, выделяют из общего числа студентов или прихожан. После подбора кандидат проходит довольно тщательную подготовку, с тем чтобы его реакция и характер поведения в экстремальной ситуациях не помешали выполнению задания. Только тем из кандидатов, кто проявляет убежденность и хладнокровие, позволяется приступить к следующей стадии подготовки.

На этой стадии кандидат «исчезает» из своей семьи и начинается довольно длительный этап его обучения всем аспектам будущей миссии. Изучение взрывных устройств и техники их применения производится, как правило, на последнем этапе подготовки, чтобы не посеять сомнений у кандидата в правильности выбора. В этот период проводится также физическая подготовка и психологическая «доводка» кандидата. Некоторых из террористов-смертников для преодоления страха смерти даже вывозят на кладбище, где они по нескольку часов лежат в могилах.

На выполнение задания смертник направляется из мечети в сопровождении группы поддержки. К этому времени уровень психологической готовности смертника настолько высок, что он проходит мимо сотрудников служб безопасности и приближается к цели без тени волнения.

Совершая акт самоуничтожения, смертник обычно улыбается, предвкушая ожидающие его загробные удовольствия. Такого рода улыбку отмечали многие находившиеся в местах совершения террористических актов свидетели.

Анализ контингента палестинцев-смертников, ранее проведенный израильскими экспертами, сводился к следующему:

-     это молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет;

-     не женаты, безработные, из бедной семьи;

-     получили среднее образование;

-     в большинстве — студенты исламских образовательных центров в Газе и на Западном берегу реки Иордан, находящихся под патронажем организации ХАМАС;

-     некоторые из смертников ранее арестовывались израильскими спецслужбами, высказывали желание отомстить за смерть или увечья родственников или друзей.

Вместе с тем, практика последних лет свидетельствует о том, что смертниками могут быть и представители состоятельных сословий, обучавшиеся в высших учебных заведениях Европы или США. Новым феноменом явилось использование исламистами женщин для проведения терактов этого типа. В России чеченские террористы начали привлекать к таким операциям чеченских женщин вопреки национальным традициям и обычаям. Такое попрание основ религии и вековых традиций соответствующим образом обосновывается идеологами терроризма.

Что касается вознаграждения смертника-исламиста, то, по словам его «учителей», он за свой поступок получает следующие привилегии:

-загробную жизнь в раю;

-возможность видеть лицо Аллаха;

-благосклонность 72 юных невест, ублажающих его на небесах. Помимо этого, смертник обеспечивает гарантированную жизнь на небесах 70 своим родственникам или ближайшим друзьям. Его семья после проведенной акции окружается почетом, а также получает финансовую поддержку в размере примерно 1 тыс. долл. При поступлении в учебные заведения младшие члены семьи обеспечиваются стипендиями. На цели содержания семей смертников в организации «Хезболлах» (по данным 2001 г.), к примеру, ежегодно выделялось до 70 млн. долл.; 50 % этой суммы поступало из стран Персидского залива, 35 % — из Европы (в основном из Великобритании), 15 % — из США. Сообщение о террористическом акте и гибели смертника рассматривается его семьей и окружением как большой праздник: родители получают поздравления, устраиваются угощения, все веселятся.

Таким образом, основными причинами, приводящими людей на путь смертника — «шахида», являются искаженные религиозные воззрения совмещенные с чувством национального экстремизма и стремлением к мести.

Выбор метода проведения террористической акции с использованием боевиков-смертников зависит от целей террористической операции, выбранного объекта нападения, обстановки в окружении объекта, возможности приблизиться к нему настолько близко, чтобы эффективно решить поставленную перед смертником задачу.

Тактика использования боевиков-смертников включает в себя как одиночные, так и групповые нападения на объекты. Этапы планирования и подготовки к террористическому акту с использованием смертников проходят в обстановке строжайшей секретности. Поэтому в большинстве случаев спецслужбам с большим трудом удается установить (а иногда вообще не удается) истинных его инициаторов, а также сам момент получения смертником сигнала о начале террористической операции.

Большое значение придается фактору неожиданности, что достигается отсутствием шаблонов в тактике проведения операции, применением различных видов взрывных устройств, выбором места и времени проведения террористической акции.

Практика деятельности силовых структур различных стран мира, задействованных в борьбе с терроризмом, свидетельствует, что наиболее сложным участком их работы является предотвращение террористических актов, в которых принимают участие смертники.

В отмеченных за рубежом случаях успешных нападений смертников, как правило, впоследствии выявлялись серьезные упущения в работе служб безопасности, в организации физической и инженерно-технической защиты объектов.

По мнению западных спецслужб, меры безопасности должны носить гибкий характер и учитывать изменения в тактике действий террористов и применяемых ими средств уничтожения. Вместе с тем, в борьбе с терроризмом нельзя полагаться только на силовые методы, необходима глубокая профилактическая и разъяснительная работа, связанная с разоблачением его ложных идейных и религиозных корней. В этом плане особую роль играют религиозные авторитеты, которые, обращаясь к мусульманской аудитории, разъясняют суть искажений ислама и порочность того пути, по которому пытаются вести мусульман воинствующие проповедники джихада.

С тем чтобы бороться с терроризмом вообще и терроризмом смертников в частности, члены международного сообщества должны:

— повышать уровень сотрудничества людей всех вероисповеданий, с тем чтобы препятствовать искаженным религиозным воззрениям, которыми пользуются террористы для своего оправдания, хотя терроризм запрещен всеми религиозными канонами;

— бороться с так называемой религиозной правомерностью, предписываемой терроризму смертников экстремистскими группировками и отдельными лицами, претендующими на роль легитимных религиозных лидеров, разоблачая их истинные намерения и ложные религиозные толкования;

— проводить разъяснительную работу в странах, подверженных терроризму, обращая особое внимание на молодежь, которая чаще всего становится «пушечным мясом»;

— лишить террористические организации используемых ими финансовых средств, а также запретить сбор ими средств во имя религиозных или социальных целей, так как они фактически предназначаются для проведения террористических операций или проведения пропаганды, возбуждающей ненависть к иноверцам;

— совместно разрабатывать новые технологии и тактику, усиливать специальные антитеррористические подразделения;

— основывать международные фонды для исследований в области борьбы с терроризмом;

 — вырабатывать и проводить в жизнь совместную политику против правительств, поддерживающих или активно участвующих в терроризме вообще и терроризме смертников в частности.

Таким образом, анализ деятельности террористов-смертников за последние два десятилетия убедительно свидетельствует о том, что этот метод проведения террористических акций рассматривается рядом террористических организаций как один из наиболее эффективных инструментов для достижения поставленных целей.

Оценивая угрозу применения террористов-смертников в КР с позиций зарубежного опыта, следует отметить, что в культуре, традициях и религиозных воззрениях, населяющих ее народов и этносов, причин для культивирования этого феномена нет. Без системы государственных мер, направленных на пресечение этой экспансии, силами и средствами только одних спецслужб вряд ли возможно решение задачи по противодействию террористическим формам утверждения в нашей стране идей исламского фундаментализма, в том числе с применением террористов смертников.

Таким образом, учитывая террористическую активность в регионе в последние месяцы, а также развитие общественно-политической ситуации в Казахстане, желание властей перевести произошедшие события в плоскость борьбы с организованной преступностью, можно смело прогнозировать дальнейший рост террористической угрозы, в том числе с использованием террористов смертников, как в самом Казахстане, так и в других независимых государствах региона.

Улан Оторбаев

Источник:easttime.ru