Сегодня — финал судебного процесса над Варварой Карауловой, принявшей ислам и дважды пытавшейся в 2015 году бежать к жениху, воевавшему в рядах ИГИЛ, в Сирию. Колумнистка Лайфа, беседовавшая с первым адвокатом Карауловой Александром Карабановым, попыталась на основе этих данных и своих наблюдений за процессом воссоздать психологический портрет неудачливой террористки, до сих пор остающейся загадкой для общества.

"Пропал ребёнок" — так начиналась запись в соцсетях, которую просил перепостить полтора года назад Павел Караулов. Он сообщил, что его дочь Варвару, возможно, похитили. С фотографий смотрела умненькая девочка, на вид лет 15. Коса, чёлка, мешковатая одежда. Можно было поверить, что это домашняя девочка, плохо разбирается в окружающем мире, дала себя обмануть, увезти, заманить. Более 10 тысяч пользователей и поверили, и перепостили. Вложили в перепосты тревогу, душу, сочувствие. 10 тысяч обманутых "вкладчиков". Позже отец Карауловой удалил эту запись. Довольно быстро выяснилось, что "ребёнку" 19 лет. По российским законам это совершеннолетний гражданин. Способный в полной мере отвечать за свои поступки.

Оказалось, что Варвара Караулова учится на философском факультете МГУ, жила в Америке и Англии, знает несколько языков, владеет боевыми искусствами. Это уже не ребёнок, а какой-то универсальный солдат. И на видео и фото был уже совсем другой человек — стройная, симпатичная девушка с тёмными волосами до плеч в яркой современной одежде. В глазах пляшут чёртики. Сложно поверить, что такую девушку привлекал хиджаб и мусульманский брак.

Родители и адвокат Александр Карабанов (нанятый ещё во время поисков и принявший в них самое активное участие) продвигали уже новую версию: девочку завербовали, чтобы она помогала вербовать других.

Согласитесь, это очень тонко. Ехала в ИГИЛ не убивать, а вербовать. Правильно выбранный адвокат — это очень важно. Вспомним, как легко манипулировал общественным мнением Ричард Гир в роли адвоката в мюзикле "Чикаго". У Варвары, как и у героини мюзикла Рокси Харт, появилась своя личная мисс Саншайн — журналистка, которая требует её оправдать, впечатлённая рассказами о любовном романе по переписке.

Однако обывателям не понравилась и эта версия. Почти все комментарии под статьями и постами о Варе были полны народного гнева: как ни крути, а получается, что собиралась быть пособницей ИГИЛ. Впрочем, бывший адвокат Карауловой считает, что не всё так просто.

— Уверен, что в ходе вербовки она подверглась серьёзному внушению с прививанием ей разных навязчивых идей, — отметил в беседе со мной Караулов. — Здоровый психически человек никогда не вовлечётся в идеи террористических организаций. Я верю в то, что профессиональный вербовщик, который является психологом, находит брешь в психике человека и, как вирус, начинает внедрять в него свои идеи. Варвара — явно недолюбленный ребёнок, которому не хватало человеческого внимания и любви. Именно определив это, вербовщик зашёл через создание отношений. Этим же способом пользуются все альфонсы, только они похищают деньги. Вот она себе и придумала иллюзию и начала жить сверхидеями. Так как она из материально благополучной семьи, деньгами или карьерой её было не завлечь. У каждого человека есть своя ахиллесова пята для манипуляций, это подтвердит любой психолог.

Ранее адвокат также заявлял и о возможном медикаментозном воздействии на подзащитную: по его мнению, могли быть использованы психотропные вещества нового типа, которые пока невозможно обнаружить в крови.

Это интересная версия, однако и в ней есть слабые места. Не очень понятно, зачем тратить столько сил и времени на вербовку богатой девочки Варвары Карауловой, когда в России достаточное количество девушек-мусульманок из бедных семей, которые с удовольствием отправятся замуж за небольшой калым — кольцо или швейную машинку.

Однако Карабанов считает, что ИГИЛ нужна была именно мажорка Варя.

— В этом-то и фишка — хорошая референтная группа (студентка МГУ), — уверял он меня. — Она сама была бы отличной вербовщицей. Грубо говоря, Варя — хорошая ролевая модель. За ней вполне могут пойти девушки её возраста. Она яркая, разговорчивая, у неё убедительный образ.

Второе слабое место в теории адвоката — недолюбленность Карауловой. Понятное дело, что развод родителей — малоприятное происшествие в жизни каждого ребёнка, однако есть ощущение, что Павел и Кира расстались вполне цивилизованно, сами они говорят, что принимали равное участие в воспитании дочери. Да и встали на её защиту единым фронтом. Здесь адвокат отказался от подробных комментариев.

Зато источник, пожелавший остаться неизвестным, но наблюдавший родителей Карауловой на пресс-конференциях, отметил в беседе со мной: "Было ощущение, что бывшие супруги соперничают, как будто каждый хочет доказать другому, что именно он лучший родитель".

Ну, в таком случае, пока выигрывает мама Вари по имени Кира. Именно её версия, уже третья по счёту, оказалась более живучей и действенной. После того как Варя была снова задержана силовыми структурами, мама заявила, что дочь и в мыслях не держала никакую работу в ИГИЛ, а просто ехала к любимому с чулочками и кружевным бельём. Эту же версию подхватили и новые адвокаты.

Миф об универсальном солдате начал развенчиваться: да, боевые искусства изучала. Но они ей не понравились, больше увлекалась греблей — а к чему гребля в ИГИЛ? Да, арабский изучала, но освоила только алфавит — много ли на нём завербуешь? Да, переписка была, но про взрывы в Казани там вскользь, всё больше-то о прекрасных чувствах. Помогла ли маме женская интуиция, новые адвокаты или эта версия родилась совсем уж от отчаяния, но про любовь народу понравилось куда больше, чем про вербовку. Даже не родился мем "бежать в ИГИЛ в кружевных трусах", хотя как же он тут напрашивался. Перед силой любви отступает даже Коран.

—Любовь — это сердечное влечение, не подчиняющееся воле человека, если бы даже он хотел отказаться от неё. Поэтому в шариате не предусмотрено решения, которое бы разрешало или запрещало любовь. Санкции шариата применяются лишь тогда, когда мужчина и женщина нарушают установленные религиозные запреты. Если же между ними имеется сердечная любовь и намерение в дальнейшем вступить в законный брак, то ни на нём, ни на ней нет греха, — уверяет нас книга "Секс и любовь в исламе".

Даже обыватели заметно потеплели к Варе: ну, влюбилась девчонка, с кем не бывает. Варя добавила красок к образу в суде: не просто ехала к любимому, не просто хотела выйти замуж, а страстно желала родить от него детей! За эту версию уцепился и её папа. Тут же ещё и намёки, что это — самая первая. Самая чистая любовь. Это в 19-то лет в наши дни.

Тут уж совсем ощущение, что нас за дураков держат. Чёткая правильная речь Вари и озорной взгляд разбивают и эту теорию в пух и прах. Несомненно, при желании можно в себя влюбить любую девушку. Ещё Григорий Распутин делился рецептом своего успеха у женского пола: в каждом глухом сибирском селе живёт девушка, начитавшаяся романов и мечтающая о любви, нужно только прийти и дать ей эту любовь. Только Караулова живёт не в медвежьем углу, а в Москве, круг общения у неё широкий — футбольные фанаты, одноклассники, сокурсники, спортсмены. Сложно представить, что среди них не нашлось реального объекта для воздыхания. Ещё сложнее поверить в то, что любовь такой силы (вытянувшая Варю аж на границу Сирии и Турции) не имела под собой никакого физического контакта. 

Из обломков многочисленных версий можно сконструировать и свою.

Итак, есть девушка — активная, развитая не по годам, желающая доказать родителям, что она давно не ребёнок. Официальная карьера её не особо привлекает: туда, куда другие карабкаются годами, она попала ещё при рождении. Она видит своё признание в другом — в чём-то более интересном, авантюрном, загадочном. Может, желает стать международной женщиной-загадкой? Или русской героиней известного фильма Люка Бессона "Её звали Никита"?

Иначе откуда эта таинственная страсть к перемене имён — то Варя, то Амина, то Нур, то вот теперь Александра Иванова. Меняются и наряды — дома обычная европейская одежда, в универе — хиджаб. Меняется вера и убеждения — атеистка, феминистка, православная, мусульманка.

Загадочно исчезает загранпаспорт — то ли отобрали, то ли украли, то ли потеряла, а может, и сама уничтожила? Налицо все черты шпионского романа, где главная героиня неуловима, как ртуть.

Быть может, мы бы читали о Варе сейчас совсем в других хрониках, если б папа не успел перехватить её в Турции. В фильме "Никита" (как и в первой серии сериала по нему) есть ключевой момент. Главная героиня, из которой годами лепили идеального бойца, приходит в ресторан со своим наставником. К слову, между ними тоже явно есть чувства. Она получает в подарок заряженный пистолет и задание — убить и выбраться через окно в туалете. Выполнив приказ, она открывает окно и видит, что оно замуровано. В реальной жизни это был бы конец деятельности, но в кино, конечно, это только самое начало.

Так вот, Варвара Караулова — это Никита, которая не успела открыть окно.

Марина Талагаева

21.12.2016

Источник: life.ru