15 мая 2007 года в Государственном университете – Высшей школе экономики состоялся мастер-класс члена Общественной палаты, профессора Александра Игнатенко на тему «Мировой ислам и национальные интересы России». Организаторами мероприятия выступили Экспертный клуб мировой политической экономики, Совет по внешней и оборонной политике и редакция журнала «Россия в глобальной политике».

Сразу оговоримся, что жанровую и тематическую чистоту «мастер-класса» организаторам соблюсти не совсем удалось, и не их в том вина. Скажем больше – в этом их заслуга. Своей точкой зрения на проблему мирового ислама с участниками делился не только профессор Игнатенко, но и тяжеловес российской политики – академик Евгений Примаков. Заранее о его участии известно не было, и даже соответствующую табличку на стол рядом с местом Игнатенко поставили буквально за несколько минут до начала мероприятия. В результате состоялся не столько «мастер-класс», сколько полноценный научный семинар с докладом, содокладом, вопросами выступающим и комментариями участников. Словом, обсуждение получилось более чем разностороннее и содержательное.

Тематическую чистоту в самом начале семинара нарушил сам главный докладчик. Игнатенко отметил, что профессиональным экономистом он не является, но, занимаясь изучением ислама, ему приходилось сталкиваться со средневековыми исламскими источниками, которые закладывают основу экономической специфики исламских государств. Но термин «исламская экономика», по мнению Игнатенко, не совсем правомерен. «Я бы взял в кавычки либо слово “экономика”, либо слово “исламская”, – отметил профессор. – Не существует специфической исламской экономики. У экономики есть свои законы, и она исторически развивается в соответствии с этими законами. Кроме того, надо разделять политическую пропаганду и реальную экономику».

Так, например, Игнатенко заметил, что в 1985 году в Советском Союзе можно было видеть на зданиях экономические лозунги, по которым могло сложиться представление о мощной и процветающей экономике, основанной на специфической советско-марксистской идеологии. «Была советская политэкономия, а была реальная экономика, которая прекрасно описана у Егора Гайдара в книге “Крах империи”. Там рассказывается, что началом крушения был именно 1985 год, и причиной стало падение цен на нефть», – говорил Александр Игнатенко. «В исламе тоже есть трактаты, где говорится об экономике с точки зрения шариата, но это не экономика», – пояснил он.

Один из крупнейших отечественных специалистов по исламу, ученый мировой величины, как представил Игнатенко модератор дискуссии, вице-президент Клуба, заведующий кафедрой мировой политики ГУ-ВШЭ Сергей Кортунов, провел для собравшихся краткий историографический экскурс по средневековым источникам, закладывающим основу экономической специфики современных исламских государств. Он заметил, что уже в средние века в исламе были авторы, которые высказывали идеи, очень сходные с марксизмом. Так, Альмокризи, автор XIV века, объяснял причины голода в Египте нерегулярностью разливов Нила, природными катаклизмами, коррупцией, а также тем, что при мамлюках в Египте начали заменять медью золото и серебро, что привело к инфляции. «Впечатление, что читаешь современного марксиста», – заметил Игнатенко.

После этого профессор перешел к описанию собственно специфических черт современной исламской экономики. Он сформулировал их в виде пяти тезисов.

1. Запрет ссудного процента

«В исламе запрещено брать ссудный процент. Но запрет в Коране не совсем четок. В арабском языке есть несколько слов для обозначения процента. Возможно, то слово, которое употребляется в Коране, обозначало только “слишком большой ссудный процент”. Кроме того, в реальной экономике этот запрет обходится, причем без нарушения законов шариата. Осуществляется двойная покупка». Схема, по версии профессора, выглядит следующим образом: человек, берущий ссуду, одновременно покупает у кредитора, например, книгу, за 130 условных единиц. По окончании срока кредита он продает эту книгу кредитору за 100 условных единиц. Таким образом, кредитор получает свои проценты.

2. Хавала

«Очень похоже на “халяву”, но это другое», – пошутил Игнатенко. «Это система денежных переводов. В одной точке мира хавалодар давал человеку расписку в том, что принял деньги, в другой точке мира человек у другого хавалодара получал деньги в обмен на эту расписку. Система была придумана в средние века, но действует и по сей день. Только теперь для проверки подлинности расписки используются современные средства связи. Естественно, система хавалодаров имеет внутренние, как правило, родственные связи. Объемы трансакций, по понятным причинам, неизвестны, но, по приблизительным оценкам, это около $1 млрд в день. Эта система очень удобна для террористов».

3. Специальные штаны для молитвы

«Сегодня весьма велик рынок товаров специально для мусульман. Халяльная пища, хеджабы и прочая одежда, даже специальные джинсы, в которых удобно совершать намаз. Мобильные телефоны, позволяющие с точностью до секунды определять время молитвы в разных часовых поясах. Кроме того, происходит исламизация экономики не мусульманами. Европейские компании начинают производить продукцию, подстраиваясь под требования ислама. Парфюмерия без спирта, лекарства без свиного жира и т.д. Это же работает и в политике». Игнатенко привел в пример недавние выборы во Франции. Саркози пришлось строить свою компанию, учитывая многочисленное исламское население страны.

4. Иск на $116 трлн

«Теракты 11 сентября совершила “Аль-Каbда” – это официальная линия США. Было выяснено, что значительные суммы перечислялись “Аль-Каbде” через систему исламских благотворительных фондов. Часть фондов были закрыты, некоторые внесены в список террористических организаций. Однако есть в США и неофициальная линия. Создана организация, в которую вошли члены семей погибших в терактах 11 сентября, имеющая целью обанкротить терроризм. Они сформировали свой список пособников терроризма, в нем не только организации, но и физические лица, в том числе саудовские принцы. Эта организация предъявила фигурантам списка иск на $116 трлн. Иск был отклонен, но, тем не менее, прецедент создан»/

5. «Аль-Каида» как механизм регулирования углеводородных рынков

Профессор Игнатенко полагает, что цель «Аль-Каиды» – установление негативного контроля над углеводородами. Об этом свидетельствуют данные анализа деятельности террористов. Это выгодно правительствам Персидского залива. Соответственно экономическая база «Аль-Каиды» – это мировая нефтяная рента, тот сверхдоход, который получают аравийские монархии в результате роста цен на нефть.

Итак, огласив свои пять ключевых тезисов, профессор Игнатенко сосредоточил внимание слушателей на экономических аспектах ислама. А вот Евгений Примаков, который выступал вторым, можно сказать, с содокладом, говорил уже об общих особенностях исламской цивилизации и диалога между европейской цивилизацией и исламом.

«Есть общечеловеческий процесс создания цивилизации. Есть цивилизации групп народов, которые вливаются в единое цивилизационное русло, но при этом сохраняют свою самобытность. Задача – наладить диалог между цивилизациями. И если с Китаем, Японией, другими азиатскими странами диалог происходит нормально, то с мусульманами нет, и дело тут вовсе не в религии», – начал свое выступление Евгений Максимович. «Дело в политике США. Это поддержка Израиля, это Афганистан, это Ирак, это попытка связать ислам и терроризм. Это все не способствует налаживанию диалога и порождает исламский экстремизм».

Академик Примаков акцентировал внимание участников семинара на том, что роль ислама сейчас нарастает даже в государствах со светскими режимами. Он привел в пример Турцию, где исламская партия, имеющая большинство в парламенте, выдвинула в президенты Гюля, политического деятеля, принадлежащего к исламской же партии. Это вызвало волну возмущения у сторонников светского государства. И это при том, что Гюль – весьма либеральный политик, выступающий за интеграцию с Европой.

«Еще более тревожная ситуация в Пакистане», – говорил Примаков. «Всеобщее внимание сейчас приковано к Ирану, который еще не имеет ядерного оружия. А между тем в Пакистане, у которого оно уже есть, ислам с каждым днем становится все сильнее. Причем это страна, спецслужбы которой создавали Талибан».

Говоря о России, Примаков заверил собравшихся, что у нас нет фундаментальных причин для напряженности в отношениях с мусульманами. Мусульмане у нас не иммигранты, войны на Кавказе закончились, и если в советские годы мусульманству не давали развиваться, не было построено ни одной мечети, то сейчас это не так. Да, есть недружелюбное отношение к приезжим из бывших республик СССР, но это не глобальная проблема. «Кроме того, нельзя перебарщивать с наделением православных особыми правами, что сейчас, к сожалению, происходит. У нас 20% мусульман, в том числе и в армии. Нельзя об этом забывать», – предостерег Примаков. Влияние мирового ислама на Россию Евгений Максимович оценивает скорее как незначительное.

После выступления Примакова участники семинара стали задавать вопросы докладчикам. Господин Кортунов задал сразу два вопроса: «Чем обернется вывод американских войск из Ирака для мирового ислама?» и «Не все мусульмане – террористы, но большинство террористов – мусульмане. Почему?»

На первый вопрос ответил Примаков – дипломат и искушенный политик. По его словам, выводить войска из Ирака сию минуту нельзя, там происходит борьба шиитов и сторонников «Аль-Каиды», там беспомощное правительство, но вот обнародовать график вывода войск американцам стоило бы. Кроме того, важно, как американцы уйдут из Ирака. Если сбегут, то это приведет к усилению мирового ислама, если смогут стабилизировать ситуацию до вывода войск, то все пройдет безболезненно. Профессор Игнатенко не согласился с Евгением Максимовичем: «Уход американцев из Ирака не будет консолидировать ислам, но станет существенным фактором дестабилизации. Саудовская Аравия уже заявила, что если американцы уйдут, то ее войска немедленно войдут в Ирак. Они боятся, что Ирак захватят иранцы и будет создан “шиитский полумесяц”».

Игнатенко ответил и на второй вопрос: «“Аль-Каида” регулирует рынок углеводородов, но как цель – это пошло и банально, не годится для молодежи. Поэтому “Аль-Каида” и использует ислам в качестве мобилизационной идеологии».

Также докладчикам был задан вопрос и про такое явление, как «исламофашизм»: существует ли такое явление, или это исключительно журналистское изобретение? Евгений Примаков отреагировал на эту тему довольно жестко. Он ответил, что есть исламский экстремизм, но не исламофашизм. Если рассматривать проблему в таком ключе, так и христиан можно обвинить в фашизме за крестовые походы – сколько мусульман положили! И вообще фашизм предполагает национализм, так о каком фашизме можно говорить, если ислам по определению многонационален?!

И уже в самом конце семинара был дан ответ на вопрос, обозначенный в названии мероприятия: «Каковы национальные интересы России в исламском мире?» «Если говорить о географическом исламском мире, то там России нужна стабильность, нам важно, чтобы там не было американских систем ПРО, нам важны ресурсы этого региона, мы можем сотрудничать с ними в сфере энергетики, нам важно, чтобы оттуда к нам не выплескивались антирусские настроения», – сказал Примаков. Конечно, подобные интересы на Ближнем Востоке может задекларировать практически любая европейская держава. Но одно по итогам прошедшей дискуссии стало очевидно: с точки зрения недопущения экспорта «антирусских настроений», как выразился Евгений Максимович, России выгодно присутствие войск США в Ираке. Сергей Кортунов в завершении семинара проиллюстрировал этот вывод словами генерала Овчинского, который выступал месяц назад на семинаре, посвященном транснациональному терроризму в Экспертном клубе мировой политической экономики. «Овчинский тогда говорил, что Ирак нас спас, он оттянул на себя террористические силы, и если американцы уйдут из Ирака – это будет катастрофа, в том числе и для нас, поскольку террористы, натренированные на американцах, хлынут обратно, и это будет конец всех наших демократических начинаний», – сказал Кортунов.

В качестве Post Scriptum.

Семинар завершился уже поздно вечером. На Покровском бульваре начинались майские сумерки. Буквально в нескольких шагах от Высшей школы экономики, возле посольства Исламской республики Иран топталось человек пятьдесят выходцев с Ближнего Востока, они чего-то ждали, переговаривались между собой и пристально, тяжело рассматривали людей пробирающихся по тротуару сквозь их толпу. Вот оно -взаимопроникновение и диалог цивилизаций…

Дмитрий ЕВРОПИН, обозреватель Экспертного канала OPEC – ВШЭ

17.05.2007

Источник: OPEC.RU