Аккурат перед подписанием  договора о ЕАЭС стало известно, что правоохранительные органы Казахстана приступили к расследованию уголовного дела, возбужденного по факту разжигания межнациональной розни, в отношении руководителя движения "Рух пен тіл" Жанболата Мамая и лидера националистической организации "Русские" Александра Белова-Поткина. Эта новость стала поводом для многочисленных слухов и разговоров о тесном сотрудничестве между казахскими и русскими националистами и совместных планах по дестабилизации внутриполитической ситуации в Казахстане. Но так ли это на самом деле? Что их связывает и с какой целью они взаимодействуют? В чем их взгляды сходятся, а в чем они являются непримиримыми антагонистами? Эти вопросы мы адресовали экспертам, внимательно следящим за деятельностью националистических организаций в обеих странах.

Юлия Якушева, заместитель генерального директора Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства при МГУ:

"Цели разные, а технология одна"

- Мне кажется, что никаких реальных коммуникаций и идеологической общности между русскими и казахскими националистами на самом деле нет. Сообщения об общих тренингах, мероприятиях и встречах - это скорее политтехнологический продукт. Допускаю, что могут быть какие-то личные контакты, связи, но серьезных коммуникаций на постоянной основе, вероятнее всего, нет. Эту тему начали отрабатывать СМИ с того момента, как стало реальностью подписание договора о Евразийском экономическом союзе. И в России, и в Казахстане определенные силы "активируют" националистический тренд именно в контексте евразийской интеграции. Цели могут быть разные, но технология примерно одна - показать, что в противовес интеграционным тенденциям развиваются некие изоляционистские устремления.

Надо понимать, что казахские националисты являются таковыми больше по названию, нежели по содержанию. Для них намного более важная цель - противодействие евразийской интеграции и российскому влиянию. "Казахское содержание" - вторично. Однако русские националисты еще менее однородны. Их ценностные ориентиры размыты. Общей идеологии как таковой тоже нет. Поэтому любые альянсы как внутри националистического поля, так и во внешнем пространстве - ситуативны.

Марат Шибутов, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества:

«Альянс между ними невозможен»

- Марат Максумович, помогите для начала понять, кто они, русские националисты? Что из себя представляют?

- В отечественных СМИ крайне редко мелькает тема современного русского национализма в России. Обычно о нем казахстанцы узнают или из бульварной прессы, или из госпропаганды российских официальных каналов, или из "либеральных" российских СМИ. Во всех случаях нам показывают совсем не то, что есть на самом деле.

Я не буду рассказывать об истоках русского национализма в почвенничестве 19-го века, борьбе с великорусским шовинизмом и откате от этого. Остановлюсь на постсоветском периоде в России. Его, на мой взгляд, можно разделить на следующие этапы:

1. До 1993 года -  время господства Русского национального единства (РНЕ) Александра Баркашова как выразителя националистической идеи, которая заключалась в православном национализме, монархии и особой миссии русского народа. После участия РНЕ в событиях сентября-октября 1993-го на стороне Верховного Совета и против Ельцина оно подверглось репрессиям, часть политической верхушки организации эмигрировала.

2. С 1993-го по 2000-й год - РНЕ продолжает свою деятельность, но в то же время появляются многочисленные ультраправые группировки - скинхеды. Именно на тот период и пришлась основная "слава" русских националистов как героев бульварной прессы и криминальных хроник. Идеологически этот период принес язычество и правую идеологию "белой расы" с Запада.

3. С 2000-го по 2006-й год - появление Движения против нелегальной миграции (ДПНИ) Александра Белова-Поткина как общественной организации, партии "Родина" Дмитрия Рогозина и Сергея Бабурина как политической силы и группы «младоконсерваторов» как оппонентов либерализма и коммунизма и основных выразителей новой идеологии русского национализма. ДПНИ поставило перед собой задачу защиты русского населения от мигрантов и этнических ОПГ. Партия «Родина» набрала 9,02% голосов на выборах в Государственную Думу и стала крайне популярной – ее численность достигала 135 тысяч членов. Ну а «младоконсерваторы» (Д.Ольшанский, Е.Холмогоров, М.Ремизов, К.Крылов, М.Диунов, Б.Межуев, П.Святенков, В.Нифонтов) предложили программу будущего России как национального государства. В 2005 году в Москве прошел первый "Русский марш". Идеологически национализм стал "отрываться" в этот период от монархии и религиозных течений, стали переводиться и использоваться идеи видных правых идеологов - к примеру, Карла Шмитта.

4. С 2006-го по 2011-й год – этот период характеризуется реакцией государства на растущую популярность националистов. В 2006-м была разгромлена партия "Родина". Позже было признано экстремистским ДПНИ. В 2008-м региональные управления по борьбе с организованной преступностью МВД были преобразованы в центры по противодействию экстремизму, то есть переключились на борьбу с политическими противниками действующего режима. Пошли массовые посадки по статье 282 - за разжигание социальной, религиозной и национальной розни. В среде националистов эту статью стали называть "русской", так как большинство привлеченных к ответственности были как раз из их рядов. С другой стороны, набирающий популярность один из лидеров непарламентской оппозиции Алексей Навальный поддерживает и популяризует некоторые положения программы националистов.

5. С 2012-го по настоящее время. После протестной активности в конце 2011-го националисты вступили в Координационный совет оппозиции, а после партийной реформы в России, когда ценз снизился до 500 человек, они стали создавать новые националистические партии.  У них появился такой неоднозначный, но популярный сайт, как "Спутник и Погром". С одной стороны, националисты практически уже вышли в легальное политическое поле, а с другой, часть их программы взяла (изменив под себя) современная российская власть, тем самым существенно ограничив им свободу маневра.

- Мы прекрасно знаем о требованиях казахских националистов, хотя это разрозненные и, если сравнивать с Россией, довольно малочисленные группы. А чего хотят русские националисты как последовательные противники действующего в РФ политического режима? 

- Первым ключевым политическим требованием русских националистов является установление политического статуса русского народа прежде всего в Конституции РФ. Дело в том, что Россия является не просто федерацией, а федерацией с неравноправными членами, что и создает проблемы. У разных объектов РФ разные права:

1. Республики имеют статус государства и право на собственную конституцию - их 22.

2. Автономные области и округа имеют право на собственный устав и специальный федеральный договор, который определяет их отношения с центром, – таковых 5.

3. Края, области, города федерального значения имеют право только на устав, утвержденный местным представительным органом, - их 58.

То есть статус краев, областей и городов, в которых преимущественно и живут русские, политически ниже, а их зависимость от центра выше. Также есть отличия в конституциях:

Вот Конституция Удмуртской Республики: «Статья 1. 1. На основании волеизъявления многонационального народа Российской Федерации Удмуртская Республика — Удмуртия — государство в составе Российской Федерации, исторически утвердившееся на основе осуществления удмуртской нацией и народом Удмуртии своего неотъемлемого права на самоопределение и самостоятельно осуществляющее государственную власть на своей территории в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Удмуртской Республики. Развитие Удмуртской Республики в существующих границах осуществляется равноправным участием всех наций и народностей республики во всех сферах ее жизнедеятельности.
2. В Удмуртской Республике гарантируется сохранение и развитие языка и культуры удмуртского народа, языков и культуры других народов, проживающих на ее территории; проявляется забота о сохранении и развитии удмуртской диаспоры, компактно проживающей в субъектах Российской Федерации».

А вот Конституция РФ: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

То есть в Конституции РФ про русский народ ничего не сказано, а в уставах краев, областей и городов нет упоминаний про национальности. Везде говорится про многонациональный народ.

Пример - устав Тамбовской области: «Тамбовская областная Дума, выражая волю и интересы населения области, признавая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности, сознавая свою ответственность за социально-экономическое, политическое и культурное развитие области, заботясь о создании для граждан достойных условий жизни, стремясь вместе со всем многонациональным народом России к упрочению принципов федерализма, демократии, созданию гражданского общества и правового государства, принимает в соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором настоящий Устав - Основной закон области».

Учитывая психологическую травму русских от развала СССР и постоянные страшилки демографов о снижении доли русских в РФ (хотя она остается на уровне 80-83%), националисты считают, что без закрепления статуса русского народа законодательно он погибнет.

Вторым требованием является смена правящей элиты. Русские националисты считают, что, в отличие от других постсоветских стран, в России не произошла "коренизация" правящей элиты и что ими правит еще советская элита - смешанная по составу и не воспринимающая Россию как свою Родину. При этом элита использует другие национальности как отдельные сословия, давая им определенные ниши и привилегии.

В голове русского националиста упрощенно есть такая картина политической элиты России: "В центре власти сидит "условно русский" генерал ФСБ, который занимается рейдерством и крышеванием. Более или менее легальное имущество он держит записанным на своего агента - еврея-олигарха, живущего на Кипре или в Великобритании. Пиар и общественную поддержку ему делают два армянина: один - руководитель общественного объединения, другой - владелец бульварной газеты. Для всяких темных делишек он использует грузина - вора-законника, а "черный нал" собирает с азербайджанца, владельца рынка, на котором работают нелегальные мигранты из Средней Азии".

Основной части русского населения в этой картине отводится роль "терпил", за счет которых все вышеупомянутые живут и которых они "курощают, низводят и дуракаваляют". Эта картина очень гипертрофирована и не сильно отражает российскую реальность, но несколько верных вещей там есть. К примеру, я исследовал этнический состав 200 наиболее богатых граждан России и в результате выяснил довольно интересные вещи. Так, горских евреев в РФ официально живет всего 762, а в списке «Форбс» они представлены пятью персонами. Их суммарные активы составляли 8,95 миллиарда долларов, а двое из них входили в число главных владельцев московской недвижимости.

Третьим требованием русских националистов является демократия, то есть местное самоуправление, выборы, свободные СМИ и так далее. Они считают, что в условиях свободной политической конкуренции именно у них будут наилучшие шансы на успех, что они смогут сменить правящую российскую элиту, опираясь на большинство населения РФ, то есть на этнических русских.

- А что их связывает с казахскими «коллегами»?

- С казахскими националистами они согласны в одном - в этнической репатриации русских в Россию. Также казахские националисты пробуют использовать их методы для своей «раскрутки» -  агитация, построение оргсетей, использование пропагандистских приемов, взаимодействие с другими организациями и так далее. Но в целом они являются политическими конкурентами, и поэтому какой-либо альянс между ними невозможен.

Александр Князев, эксперт по странам Центральной Азии и Среднего Востока:

"Националисты разногопро исхождения нужны друг другу"

- Для начала было бы полезно разобраться, что понимать под понятием "националисты" и что включается в понятие "национализм" как явление, носителями которого являются те, о ком вы спрашиваете. Диапазон определений чрезвычайно огромен, но в первую очередь нужно, на мой взгляд, сразу отделить "этнический национализм" от "гражданского национализма". Ваш вопрос подразумевает, что речь идет о первом. Причем тут я бы упомянул еще одно часто применяемое понятие - "патриотизм". В Казахстане обычно используется словосочетание "национал-патриотизм", в России вербально это встречается реже, хотя, по сути, речь идет о том же самом.

Патриотизм - здоровое чувство до тех пор, пока оно реализуется в меру. Есть известное изречение: "патриотизм - последнее прибежище негодяев", его приписывают разным авторам. Я не вполне с ним согласен. Этнический национализм, или, если угодно, национал-патриотизм, подразумевающий в обыденном понимании обязательный элемент ксенофобии, агрессивного неприятия другого этноса со всеми его характеристиками - языком, культурой, образом жизни, ментальностью, с учетом не всегда позитивной исторической памяти и рядом других - этот национализм деструктивен. Помимо агрессии, направленной на других, что само по себе всегда чревато негативными последствиями, такой нацио­нал-патриотизм разрушителен для самого этноса-носителя, будь то русские, казахи или представители подобного движения в других этносах. Он направлен на изоляцию и архаизацию собственного этноса, ограничивает его право на развитие и обогащение за счет взаимодействия с другими, не говоря уже о потенциале прямого конфликта, каковой мы имеем сейчас в ярко выраженной форме в Украине - есть немало и других примеров.

И если вести речь о таких проявлениях - хоть среди русских в России, хоть среди казахов в Казахстане, то здесь русские и казахские националисты - не просто союзники, а, выражаясь словами поэта, "близнецы-братья". Россия и Казахстан во многом схожи по своей этнической структуре. Это полиэтнические государства, состоявшиеся в своем этнокультурном, даже цивилизационном, а еще и конфессиональном разнообразии, и любой этнонацио­нализм - русский, казахский - направлен на достижение целей разрушительных, но никак не созидательных. История России знает тысячи имен нерусского происхождения, сделавших для страны и общества в целом гораздо больше, чем многие чистокровные русские-славяне. Точно так же история Казахстана полна личностей неказахского происхождения, без которых она была бы обеднена, а сама республика - лишена многих позитивных для нее эпизодов и истории, и современной жизни.

Национал-патриотические движения возникают по разным причинам, обычно это не какой-то один фактор, а целый комплекс причин как объективных, так и субъективных. И в России, и в Казахстане, если судить по ряду признаков, национал-радикалы в очень малой степени являются чем-то, возникшим естественным образом. В обеих странах происходит непростой процесс постсоветского самоутверждения, поиска модели дальнейшего развития, а значит, происходит и внутриполитическая борьба, часто латентная, скрытая, но оттого не менее управляемая, носящая проектный характер.

И в России, и в Казахстане есть немало проблем нынешнего переходного периода, включая и незавершенный процесс формирования своей модели межэтнического согласия и утверждения общегражданского национализма, здорового патриотизма. Это следствие и определенных издержек советского времени, особенно периода развала СССР, а также последующего непростого времени транзита. Я не удивлюсь, если через какое-то время мы узнаем, кем создавались, управлялись и, наверное, финансировались те или иные движения, о которых идет речь.

Пока можно уверенно говорить об общих характеристиках, обращая внимание лишь на отдельные прямые факты. В обеих странах это достаточно узкая, соответственно масштабам каждой страны, прослойка городского населения, неудовлетворенного условиями своей жизни, которые не отвечают имеющимся у него амбициям. В общем-то, как и любая форма ущербности (индивидуальной, групповой), это является выражением комплекса неполноценности, когда неспособность реализовать свои устремления агрессивно переадресуется на другие личности или социальные группы, оказавшиеся более успешными. Это то качество социальной психологии, на котором основывались нацизм и фашизм. И это то, что объединяет русских, казахских и любых иных националистов. Кому-то очень не хочется межэтнического согласия в Казахстане, кому-то очень хотелось бы расколоть российское общество по этническому признаку.

Националисты разного происхождения нужны друг другу как яркие проявления агрессии к собственному этносу, апеллируя к которым, можно прозелитировать свою идеологию, искать новых адептов, заниматься мобилизацией сторонников. Общая черта сравниваемых движений - дефицит массовки, а этот дефицит сразу снижает их инструментальность, возможность использования в политической борьбе, в борьбе за переделы собственности, за должности и иные жизненные возможности, не имеющие, в общем-то, никакой этнической окраски.

А вот противоречий я не вижу вовсе. Агрессивный или просто радикальный этнический национализм - диагноз общий применительно хоть к какому этносу в любой стране.

Сауле Исабаева

05.06.2014

Источник: camonitor.com