Мещанский суд Москвы сегодня огласит приговор по делу о создании экстремистского сообщества с целью свержения конституционного строя в Казахстане. Главный фигурант — бывший лидер «Движения против нелегальной иммиграции» и «Русские» Александр Белов (Поткин). Прокурор просил суд назначить ему наказание в виде девяти лет заключения. Следствие считает, что националист работал на деньги бывшего главы БТА-банка Мухтара Аблязова.

Коучинг по борьбе с порядком

Националист был задержан 15 октября 2014 года, но не в связи с деятельностью ДПНИ, а по подозрению в экономическом преступлении. В ходе расследования хищения пяти миллиардов рублей из БТА-банка его бывшим владельцем Мухтаром Аблязовым сыщики установили причастность Белова-Поткина к махинациям.

В частности, лидер ДПНИ управлял земельными участками площадью 2,49 тысячи гектара в Домодедовском районе Московской области, приобретенными банкиром на похищенные средства вкладчиков. Недвижимость оформили на фирмы, директорами которых были соратники Белова-Поткина.

Спустя два дня после задержания Тверской суд Москвы поместил Поткина под домашний арест. По просьбе следователя местом заключения была выбрана квартира, в которой проживают дети обвиняемого. Как пояснил в суде представитель следствия, «чтобы он (Поткин) наконец-то занялся их воспитанием».

Но уже через неделю националиста отправили в следственный изолятор в связи с тем, что его заподозрили еще и в разжигании межнациональной вражды.

В ходе расследования экономического эпизода российские правоохранители получили из Комитета национальной безопасности Казахстана материалы о противоправной деятельности Поткина в этой стране. Речь, в частности, шла об участии националиста в проекте «Злой казах».

По версии следствия, в 2012-2013 годах он неоднократно выезжал в Казахстан, где проводил семинары и тренинги для местной молодежи, в частности обучал их проведению протестных митингов, методам оказания сопротивления полиции. Деятельность Поткина, по мнению казахстанских властей, была направлена на дестабилизацию политической обстановки в стране с целью свержения конституционного строя и главы государства Нурсултана Назарбаева.

Российские правоохранительные органы возбудили против лидера ДПНИ уголовное дело о создании экстремистского сообщества по просьбе Генпрокуратуры Казахстана, где в отношении него велось расследование по статье 164 УК Казахстана («Разжигание межнациональной розни»).

В 2012 году националист также консультировал членов оппозиционной партии «Алга!» («Вперед!»), финансируемой Аблязовым, по вопросам организации беспорядков и подготовки переворота.

Спонсором Поткина выступал банкир, которого на родине тоже обвиняют в ряде уголовных деяний.

Подсудимый неоднократно заявлял о своей невиновности. Он признался во встречах с казахстанскими оппозиционерами, но отметил, что действовал строго в рамках закона: «Пытались ли мы дискредитировать власть? — задал риторический вопрос Александр Поткин. — Да, пытались. Но это не значит, что намеревались ее свергать», — цитировала обвиняемого газета «Коммерсантъ».

При этом Поткин категорически отверг версию о финансовой поддержке Аблязовым своей деятельности в Казахстане. «Когда меня задержали, то сначала приписывали мне, что я использую деньги Евгения Чичваркина или Бориса Березовского, — посетовал подсудимый.— И лишь когда мое первоначальное обвинение развалилось, стали обвинять в причастности Мухтара Аблязова».

Союз либералов и черносотенцев

Адвокат Иван Миронов, защищающий подсудимого, заявил, что следствие опирается на показания двух секретных свидетелей и бывшего соратника националиста, возглавлявшего московскую ячейку «Русских» Георгия Боровикова.

Защитник рассказал, что Аблязова и Поткина связывают отношения на почве оппозиционной борьбы. По его словам, казахстанские активисты сталкивались с проблемой организации «такого мягкого европейского безопасного и цивилизованного протеста» и для реализации своих планов искали идейных союзников, одним из которых и стал Александр Поткин.

Один секретный свидетель находится за границей, его в суде не допрашивали, вопреки требованиям закона, отметил Миронов: «Мы даже не можем понять, мужчина это или женщина. Из его показаний следует, что Аблязов нанял Поткина как известного организатора массовых беспорядков».

Второй секретный свидетель допрашивался на процессе. «Мы подозреваем, кто это. Он ничего не смог повторить из того, что говорил на следствии», — рассказал адвокат. В своих показаниях свидетель утверждал, что по просьбе Поткина разместил в интернете экстремистские материалы по проекту «Злой казах».

Адвокат указал, что ущерб по эпизоду с отмыванием денег оценивается в пять миллиардов рублей, но это стоимость подмосковных земель, на которые наложен арест. «Земля никуда не делась, откуда взялся такой колоссальный ущерб — совершенно непонятно», — возмущался Миронов.

Славянский нацизм — казахскому

Источник из близкого окружения банкира рассказал, что их свел Гарри Каспаров. «Мухтар безумно любит шахматы, он даже хотел написать книгу про индийскую защиту — может, сейчас и напишет. Он и со своей женой познакомился в шахматном клубе. И для него Каспаров, конечно, авторитет высшего уровня», — говорит собеседник издания.

По его словам, после того как Аблязов познакомился с чемпионом мира, в его окружении появился Поткин, которого Каспаров посоветовал банкиру в качестве опытного политического организатора, способного оживить демократическое движение в Казахстане, наполнив его современным содержанием и используя современные практики организации мирного протеста. Тот факт, что Поткин был русским националистом, а предлагался в качестве организатора демократического движения многих, конечно, смущал, отмечает источник. «Но надо отметить, что эти взгляды помогали Поткину искать новых перспективных активистов, ориентированных в большей степени на национальное, а не на общедемократическое движение, — объяснил он. — Я лично в переговорах не участвовал, но слышал, что Поткин произвел впечатление хорошего организатора и политтехнолога».

Современный технологический подход импонировал Аблязову, физику по образованию и предпринимателю по призванию. Но, как вспоминает собеседник «Ленты.ру», Мухтар — «фанатически одержимый политикой человек». Его политические взгляды сформировались в конце 80-х, его кумиры — Сахаров и Окуджава, музею которого в Москве он оказывал финансовую поддержку. «Это сочетание образовывало опасную смесь — несколько наивного, в хорошем смысле общеполитического мировоззрения и очень современного понимания, как должен быть организован любой проект, чтобы оказаться успешным. Приоритеты политических проектов для него были очевидны, бизнес играл важную, но вспомогательную роль. Это был инструмент», — пояснил наш источник.

По его словам, для представителей «старого» демократического движения Казахстана появление Поткина было крайне неожиданным и не вполне понятным. Идеологически он был от них далек, а организационные способности нового оппозиционера они оценивали не слишком высоко.

«Поткин очень прикольный, общаться с ним легко и просто. Сначала я думал, что он простой политтехнолог, которому абсолютно неважно, кого продвигать: сегодня — демократы, завтра — националисты. Но потом, после личного общения, я пришел к выводу , что он, в общем-то, убежденный националист. Это для меня загадка. Хотя абстрактно из-за его убеждений я с ним рядом с**ть не стал бы», — говорит источник.

Лидер ДПНИ искал в Казахстане молодых людей, способных мобилизовать массы, но там не было ничего типа «давайте взрывать мосты», поясняет он. Поткин верил в то, что национально ориентированная молодежь может изменить ситуацию в стране: «На их антирусский настрой он не обращал внимания, а на русских националистов в Казахстане ставку не делал».

Младотюрк

52-летний Мухтар Аблязов в настоящее время в парижской тюрьме дожидается экстрадиции в Россию. Его выдачи также требовали Украина и Казахстан. У банкира проблемы с законом в Венгрии, Латвии и на Кипре. В Великобритании, куда он сбежал, его приговорили к 22 месяцам заключения за неуважение к суду.

С апреля 1998-го по октябрь 1999 года бизнесмен занимал должность министра энергетики, индустрии и торговли Казахстана в правительстве Нурлана Балгимбаева.

Мухтара Аблязова относили к так называемому поколению «младотюрков» — новому поколению бизнесменов, которые пришли в 90-е, сообщило «Радио Свобода».

Нурсултан Назарбаев их тогда активно поддерживал, давал возможность заниматься бизнесом. В начале 2000-х Аблязов занялся политической и общественной деятельностью. На тот момент у него уже были серьезные конфликты с казахстанскими властями. Он был приговорен к шести годам тюрьмы за хищение бюджетных средств, превышение должностных полномочий и создание преступной группировки. Президент Нурсултан Назарбаев его помиловал.

Аблязов вернулся к финансовой деятельности, в частности возглавил БТА-банк. Но после очередного конфликта с властями в 2009 году он уехал из Казахстана, начал активную информационную войну с руководством страны и с отдельными представителями бизнес-элиты.

Генпрокуратура России надеется в этом году заполучить Аблязова, экстрадиция которого тянется с 2013 года, когда он был задержан во Франции. 2 июля 2010 года ему заочно было предъявлено обвинение по статье 159 «Мошенничество» и статье 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем».

По версии следствия, банк выдавал кредиты подконтрольным Аблязову структурам. Всего, по оценке МВД, таким образом Аблязов и его сообщники похитили около 4,5 миллиарда долларов. 7 октября 2010 года Тверской суд вынес решение о его заочном аресте.

Любовь Ширижик

24.08.2016

Источник: Lenta.ru