8 июня начальник Генерального Штаба ВС России Валерий Герасимов обсудил в Хельсинки с главным американским штабистом Джозефом Данфордом урегулирование кризиса в Сирии (отметив важность скорейшей стабилизации ситуации в ближневосточной стране), а также снижение напряженности в Европе, сообщили в Минобороны.

Несмотря на частичную стабилизацию обстановки в Сирийской Арабской Республике, боевики разномастных террористических банд, в том числе  «Исламского государства», предпринимают вылазки, зачастую достаточно дерзкие, в различных районах страны, что свидетельствует о сохранении ими определённого потенциала. На минувшей неделе они вновь напомнили о себе восточной части провинции Дейр-эз-Зор, предприняв 8 июня серию из десяти (или даже более) атак на Абу-Камаль с десятками жертв. По информации Anna News, на этот расположенный непосредственно у границы с Ираком населённый пункт боевики напали, используя свою традиционную тактику со смертниками и заминированными автомобилями. Террористам удалось захватить часть кварталов города, однако позже армия выбила их из города.

Одновременно глава Пентагона «Бешеный Пёс» Дж. Мэттис, считающийся в актуальных вашингтонских раскладах едва ли не «умеренным», заявил о том, что президент Башар Асад при поддержке Ирана и России якобы «привел сирийский народ к катастрофе». По мнению Мэттиса, преимущественно курдские формирования «Сирийских демократических сил» (СДС) – это «единственная организация, которой удалось в упорной борьбе одержать победу над ИГ». В ответ официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков не преминул напомнить о том, что «все оставшиеся очаги сопротивления террористов указанной группировки в Сирии находятся только в районах, контролируемых США. На освобожденных сирийской армией территориях восстанавливается мирная жизнь, идет разминирование, понемногу оживают предприятия, рынки, школы и детские сады. Кроме того, туда поступает гуманитарная помощь и продовольствие, «где нет даже куска упаковки, оплаченной из бюджета США». Реальная же «катастрофа для сирийского народа» фиксируется ООН и правозащитниками как раз в оккупированном американскими войсками районе Эт-Танф и незаконно контролируемой США Ракке, о чём достоверно было изложено в последнем докладе Amnesty International, добавил И. Конашенков. Немаловажно, что оружие, поставляемое американцами вымышленной «сирийской оппозиции», оказалась в руках боевиков террористических группировок, стремившихся, как и Вашингтон, свергнуть законное правительство САР. В более широком контексте, «возникновение и становление террористической организации ИГИЛ в Ираке является прямым и никем не оспариваемым следствием вторжения американских войск» под предлогом наличия у иракского лидера Саддама Хусейна химического оружия. «Дальнейшая экспансия группировки ИГИЛ в Сирию стала возможной благодаря преступному бездействию США и так называемой «международной коалиции», в результате которого боевики ИГИЛ быстро получили контроль над основными нефтеносными районами востока Сирии и постоянный приток финансовых средств от незаконной реализации нефтепродуктов».

Между тем, вокруг роли и места «СДС» на севере Сирии до сих пор нет полной ясности. С одной стороны, между министрами иностранных дел Турции с США вроде бы достигнуты договорённости по Манбиджу, против присутствия в котором курдских «отрядов народной самообороны» категорически выступает Анкара. В ходе пресс-конференции в Анталье Мевлют Чавушоглу особо отметил, что в ходе предполагаемого вывода отрядов СДС на восточный берег Евфрата у них будет изыматься оружие, после чего безопасность города обеспечат военнослужащие США и Турции. Упомянул глава турецкой дипломатии и о том, что после Манбиджа аналогичный сценарий с разоружением курдов будет реализован и в других районах (в том числе, как можно понять, и к востоку от Евфрата). Однако американские представители в оценке достигнутых с турками договорённостей были куда более уклончивы, подчёркивая то обстоятельство, что оперативные планы могут меняться. Более того, по информации некоторых турецких журналистов, уже через короткое время после окончания переговоров Помпео и Чавушоглу в Вашингтоне заговорили о возможной отправке курдским отрядам новой партии оружия для борьбы с террористами «ИГ», что свидетельствует о рассогласованности действий различных американских ведомств. Всё это ставит под сомнение усилия Анкары по поиску modus vivendi с Вашингтоном в Сирии за счёт интересов курдов и их вооружённых формирований.

Как мы отмечали ранее, боевики группировок так называемой «свободной сирийской армии» в провинции Дера`а продолжают стягивать технику и живую силу для противостояния сирийской армии на юго-западе страны. Среди прочего, на подмогу им прибыли «тачанки XXI века» с установленными на них Зу-23-2 и крупнокалиберными пулеметами ДШКМ и КПВТ, а также ракетные установки «Абу Бакер» (на фото) и «Зильзал» на шасси грузовиков «Камаз». В ходе террористической интервенции в Сирию ракеты типа «Зильзал» использовались группировкой «Джейш аль-Ислам», длительное время оккупировавшей поселения Восточной Гуты и Восточный Каламун к северо-востоку от Дамаска. Несколько недель назад часть арсенала была передана сирийцам в рамках договора о передислокации из Восточного Каламуна.

В свою очередь, по информации Farsnews, в рамках подготовки к крупному наступлению в регионе сирийская армия направила в южную провинцию Дера`а серьезный конвой с военной техникой и людьми: десятки танков, военных машин, ракетных пусковых установок, грузовиков с тяжелым оружием и военной техникой, а также элитные подразделения. Одновременно за последние два дня на юг страны были переброшены тысячи военнослужащих из Восточного Каламуна и Дамаска. Целью начавшейся операции может стать освобождение провинции Дера`а (где, напомним, в марте 2011 года был подожжён фитиль вооружённого противостояния) и установление полного контроля над границей с Иорданией. В этой связи не следует забывать о наличии в этом районе у Сирии и другого могущественного соседа, с подачи которого в конце мая стала распространяться информация о выводе с юга страны формирований ливанской военно-политической организации «Хизбалла». Между тем, они останутся в Сирии так долго, как о том их будет просить законное правительство во главе с Башаром Асадом, о чём сообщил в Бейруте генеральный секретарь «Хизбаллы» шейх Хасан Насралла: «Если даже весь мир сплотится, чтобы заставить нас уйти из Сирии, он ничего не добьётся». Ранее представитель «Партии Аллаха» Садик аль-Набульси опроверг как сообщения об оставлении «Хизбаллой» своих позиций в южной Сирии, так и слухи об отзыве с объектов правительственных войск в провинции Дамаск и из самой сирийской столицы военных советников Ирана: «Присутствие иранских советников в Сирии было одобрено сирийским правительством, и вопрос о том, что эти силы останутся или будут выведены, зависит от соглашений Дамаска и Тегерана».

Наступательные действия сирийцев и их союзников в провинции Эль-Кунейтра, на стыке Эс-Сувейды и Дамаска также призваны положить конец присутствию террористов в южной и юго-западной Сирии. В то же время, российский Центр по примирению враждующих сторон предупреждал ранее о планах боевиков сорвать режим прекращения огня в Дера`а. В этом им вполне могут помочь американские союзники, обвиняющие через мэйнстримные издания иранцев и ливанцев в том, что они якобы переодеваются в форму солдат и офицеров сирийской армии, стремясь замаскировать своё присутствие в стране, избежать израильских авиаударов и игнорируя требования «сил добра» покинуть Сирию. Таким образом, создаётся информационный повод для очередных ударов по любым сирийским военным и гражданским объектам – ведь объявить «иранским», а следовательно – подлежащим немедленному уничтожению можно теперь всё что угодно.

Кроме того, боевики образованной в феврале 2018 года группировки «Хуррас ад-Дин» (один из изводов «Аль-Каиды», конгломерат идлибских банд «Джейш аль-Малахем», «Джейш аль-Бадия» и т.д.) атаковали позиции сирийской армии в провинции Латакия. Поддержку Дамаску в этом районе оказывают ВКС России, наносящие бомбовые удары по позициям боевиков в горной местности. Немаловажное значение для стабилизации ситуации в этой части страны может иметь договоренность между Россией и Турцией по поводу двух сирийских городов: Джиср эш-Шугура (на западе провинции Идлиб) и Тель-Рифаата (север провинции Алеппо). По информации местных источников, эти города и некоторые местности в округе получат статус демилитаризованной зоны, за безопасность в которой будут отвечать Россия и Турция. Это позволит указанным районам частично оправиться от последствия разрушительного многолетнего конфликта и разгула боевиков: жители понемногу начнут возвращаться в свои дома, оживёт местная экономика и т.д. Указанное решение далось далеко не просто, так как Турция, как и в случае с Манбиджем, требовала удаления курдских вооруженных отрядов; в свою очередь. В свою очередь, российская сторона указывает на недопустимость присутствия там вооружённых радикалов-исламистов, отряды которых опираются на помощь северного соседа Сирии. Будущее покажет, насколько это соглашение окажется эффективным. В отличие от американцев, французов и тех же турок, россияне легально находятся на территории Сирии, будучи приглашёнными легитимным руководством страны. В первых числах июня появилась информация об очередном объединении ряда вооружённых группировок северной и центральной Сирии («свободная армия Идлиба», «Бригада исламских мучеников», «Джейш аль-Наср» и др.) в некий «Национальный фронт освобождения», провозглашающий, разумеется, самые высокие цели во имя «идеалов сирийской революции». Впрочем, из первых заявлений главарей «фронта», провозглашающих цели борьбы как с «режимом Асада», так и с «террористическими организациями, такими, как Рабочая Партия Курдистана и Партия Демократического Союза», становится более понятным их происхождение и возможные пути материальной и организационной подпитки. Сообщается, что боевики свежеиспечённого объединения будут развёрнуты на большинстве фронтов и регионов Сирии, особенно в сельской местности на севере и юге Алеппо, на побережье в «курдских горах», в «туркменском» регионе и в Африне, занятом при помощи турецких войск в ходе операции «Оливковая ветвь». Помимо вооружённого противодействия упомянутым противникам, они собираются оказывать помощь так называемым «местным гражданским советам, которые управляют городами, посёлками и деревнями, контролируемыми оппозицией». Напомним, подобного рода «советы» имелись и в Восточной Гуте, и в других оккупированных боевиками местностях, являясь не более чем ширмой для их истинных хозяев. И с точки зрения процесса национального примирения легитимность подобного рода структур, мягко говоря, весьма сомнительна.

Будущее покажет, насколько дела боевиков «Национального фронта освобождения», равно как и конкурирующих банд с не менее громкими названиями, будут соответствовать хвастливым заявлениям их главарей. Очевидно одно: мирное будущее Сирии, равно как и согласованную работу в формате российско-ирано-турецкой «тройки» гарантов политического процесса в Сирии, ожидают новые испытания.

Андрей Арешев

11.06.2018

Источник: vpoanalytics.com

Асад начинает отшивать Москву. Сирийские власти дают понять России, что она больше не имеет влияния в их стране, есть другие силы

Возможно, Сирии уже действительно пора задуматься о собственной независимости. Эта страна, которая фактически утратила суверенитет с вводом американских и российских войск, добилась значительного прогресса в стабилизации общей обстановки.

Террористы Исламского государства больше не представляют угрозы, несмотря на то, что они еще продолжают вести свою войну в отдельных районах. Боевики же из других групп уже давно утратили все возможности как-то навредить Асаду или же курдам — двум крупнейшим силам в государстве.

Этих обстоятельств могло бы хватить для того, чтобы иностранное присутствие в Сирии сократилось до минимума, но ждать каких-либо изменений придется еще долго. США, поддерживающие курдов, похоже, прочно обосновались в арабской республике. В Вашингтоне прекрасно понимают, что объединенные под их руководством курдские группы вряд ли сохранят единство в процессе борьбы за власть, когда американцы решатся передать ее им. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на ситуацию, которая предшествовала интервенции Штатами.

Тогда курды были разрознены и мало что могли противопоставить ИГИЛ или даже Асаду, терпевшему в тот период поражение за поражением. В общем, уход американцев приведет к захвату курдских земель правительственными силами, и это произойдет за короткие сроки. Правда, потом может начаться партизанская война, но, надо полагать, с ней Дамаск справится. При этом, обладая такими ресурсами, Асад сам является очень зависимым политиком, и зависит он в первую очередь от иностранцев.

Москва восстановила армию Сирии, и тем самым дала понять, что без россиян арабские солдаты мало на что способны. Эта зависимость очевидна, но, как оказывается, в самой Сирии этот фактор не рассматривается всерьез.

Так, на днях Башар Асад дал интервью сирийским СМИ. Ему был задан вопрос по поводу зависимости от России. Президент ответил, что он, конечно, совещается с русскими, но они не оказывают никакого влияния на политику, и всякое решение принимается самостоятельно. Тем самым он дал понять, что от России требуется только армия. Можно было бы счесть эти слова за дежурную фразу — мол, а что ему, как президенту суверенного государства еще говорить. Но для начала надо взглянуть на события, происходившие немного ранее.

Близ границы с Ливаном недавно были размещены российские военные. Это решение почему-то вызвало недовольство Ирана. Возможно, Кремль пытался таким способом дать кое-какие гарантии Израилю, переживающему по поводу военной операции Сирийской арабской армии прямо у самых Голанских высот (российские специалисты так же принимают участие в этой кампании — авт.). Как бы то ни было, Иран был недоволен, и ходят слухи, что в этой связи он оказал некое давление на Асада. Надо заметить, что Тегеран активно вмешивается в сирийскую политику, продвигая идеи паншиизма. Асад, конечно, алавит, но в исламском мире ему не на кого делать ставку, кроме как на шиитов во главе с Ираном. В общем, сегодня в Сирии большое множество важных государственных постов занимают не просто лояльные, а преданные Ирану шииты. Разумеется, они будут продвигать интересы Тегерана, а не России. И в случае споров между сторонами предпочтение с высокой долей вероятности будет отдано персам.

Российский политолог и востоковед Каринэ Геворгян полагает, что Россия действительно не имеет намерения вмешиваться во внутреннюю политику Сирии, во всяком случае, ранее никакой активности в этом направлении не было.

— Россия пришла в Сирию для того, чтобы сохранить суверенитет, а вмешательство в политику исключает такую возможность, так что действия России направлены на сохранение мира в регионе, навязывание своей воли идет в противоречие с такой целью.

Большинство других российских экспертов, которых мы опросили, придерживаются аналогичного мнения. По их мнению, Россия принципиально не участвует в политической жизни Сирии.

Турецкий эксперт Эндер Имрек считает, что в последнее время Москва и Тегеран начали соперничать друг с другом за влияние в Сирии. Москва не заинтересована, чтобы союзный ей Иран превратил Асада в свою марионетку. Аналогичные цели ставят персы.

— Политическое влияние России в Сирии возрастает по мере того, как готовится очередная военная кампания против террористов или оппозиции. В эти периоды Асад делает все, что от него требуется в Москве. Но это связано с безвыходностью положения. Россия является единственной страной, которая может предотвратить поражение Асада. Но с точки зрения религиозной близости и традиционных связей сирийской элиты с Ираном, Асад предпочитает Тегеран. Россия до недавнего времени практически не имела никаких контактов с Сирией — после распада СССР все связи были нарушены, и даже торгово-экономические отношения не развивались, их просто не было. Энергетические проекты оставались проектами на бумаге, а Сирия тем временем помогала Ирану справляться с международными санкциями, хотя это было рискованно. Это сложно объяснить, но сирийская элита считает себя обязанной Ирану. С другой стороны, именно Иран пришел первым на помощь к Асаду, когда началась война. Армия рассыпалась и больше половины военных дезертировали или примкнули к оппозиции. Это привело к кризису, преодолевать который удавалось за счет присутствия иранских стражей исламской революции и шиитских добровольцев. Россия же решилась на отправку своих военных только в 2015 году. Это было ключевое событие, благодаря чему режим Асада был спасен, но это не могло компенсировать те долгие годы, когда с ним не было никого, кроме иранцев. У Асада нет раздвоения личности, но он вынужден менять свое отношение к России в период военных операций и в период затишья. Это связано с Ираном, который не стесняется вмешиваться в политику Сирии, и старается создать там некое подобие Хезболлы. Скорее всего, это удастся, и в мирное время в Сирии всегда будет иранский наместник в лице какой-нибудь новой политической партии. Россия же этого не делает, и полагается только на военное присутствие. Но война рано или поздно закончится, все решения будут принимать политики. Так что в этом смысле, Россия проигрывает Ирану.

Заур Караев

11.06.2018

Источник: svpressa.ru

Странные новости приходят из Сирии:

1. Сообщают о нарастании напряжённости, переходящей в угрозу прямого вооруженного конфликта между российской военной полицией (ВП) и проиранскими боевиками Хезболлы. В районе ливанской границы, где ВП "отодвинула" отряды Хезболлы, якобы дело чуть не дошло до стрельбы.

2. Вчера якобы военнослужащие ВП РФ арестовали советника Башара Асада (одну влиятельную даму), увезя ее на свою базу, захватили ("взяли под охрану") комплекс правительственных зданий и государственное телевидение Сирии. Российские военные также якобы взяли под свой контроль штаб-квартиру разведки ВВС Сирии (доминирующая спецслужба в сирийском разведывательно-госбезопасном сообществе), которая полностью контролируется иранскими спецслужбами.

3. Ранее разные источники сообщали о нарастании "настороженности" между Москвой и Тегераном из-за израильских воздушных ударов по иранским объектам в Сирии: Россия не только не оказала иранцам помощи в защите их военных объектов, но и активизировала контакты с Израилем (вспомним участие Нетаньяху в параде победы в Москве 9 мая и его шествие вместе с Путиным в рядах Бессмертного полка).

4. Если эти новости подтвердятся, то можно будет говорить о крахе российско-иранского алянса в Сирии, а, возможно, и в целом, как регионального военно-политического союза. Этот альянс показал свою эффективность в 2015-2017 гг. и трудно пока сказать, что придет ему на смену.

5. Новости, приходящие в последние дни и часы из Сирии, до боли напоминают события конца декабря 1979 года в Афганистане, когда активность советских подразделений (армии и КГБ) в этой стране привели к военному перевороту и замене "биполярного" Хафизуллы Амина на однозначно промосковского Бабрака Кармаля. Очевидно, Россия и Иран соперничают за влияние на сирийского президента Башара Асада. Пока, видимо, речь об "аминизации" Асада не идёт. Хотя нельзя исключать того, что своего сирийского "Кармаля" Москва уже на всякий случай готовит.

Андрей Серенко

11.06.2018

Источник: Facebook