Иракские спецслужбы в воскресенье, 16 июля, сообщили, будто бы лидер «Исламского государства»  Абу Бакр аль-Багдади не погиб во время российского авианалета, а жив и здоров. Так это или нет, проверить крайне сложно. Но сами террористы уже начали кровавую грызню за пост «халифа».

Дроны ищут мертвеца?

Сообщения о гибели Абу Бакра аль-Багдади за последние три года (с тех пор как высший совет «Исламского государства» — меджлис аль-шура, избрал его халифом) появлялись не раз. Но каждый раз самый разыскиваемый террорист планеты (Госдепартамент США за его поимку предлагал награду в $ 25 млн.) оказывался жив.

В ночь на 28 мая, как сообщило российское Минобороны, Аль-Багдади вместе со своим начальником службы безопасности Сулейманом аль-Шауахом были убиты в результате точечного авиаудара российских ВКС в южных предместьях сирийского города Ракка, которая считается столицей «Исламского государства». Также, по сообщениям Минобороны, в ходе спецоперации погибли свыше тридцати полевых командиров ИГ и около трехсот бойцов их личной охраны.

Информацию о гибели аль-Багдади в результате российского авиаудара подтвердило национальное телевидение Сирии, а также представители верховного лидера Ирана, аятоллы Али Хаменеи.

Расположенный в Великобритании Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека (SOHR) сначала отказался подтверждать гибель аль-Багдади. Директор центра Рами Абдул-Рахман в интервью агентству Reuters 16 июня сообщил, что, по его данным, в конце мая террорист находился не в Ракке, а в другом сирийском городе, контролируемом «Исламским государством», — Дейр-эз-Зоэре. Однако уже 11 июля Рами Абдул-Рахман в интервью все тоже Reuters подтвердил гибель террориста.

Иракские и курдские официальные лица все это время хранили упорное молчание. Ни слова о судьбе своего предводителя не сообщал интернет-сайт Amaq, который считается пропагандистским «крылом» боевиков.

Официальные лица Пентагона также не спешили ни подтверждать, ни опровергать смерть боевика. Впрочем, генерал-лейтенант армии США Стивен Таунсенд, возглавляющий объединенное командование коалиционных сил в Ираке, заявил, что если он и жив, то будет скрываться в пустынных районах на границе Сирии и Ирака. По словам Таунсенда, коалиция удвоила усилия по поискам аль-Багдади в этом районе, привлекая самолеты и дроны.

ИГИЛ: пауки в банке

Лишь в минувший вторник, 11 июля, иракское информагентство al-Sumaria News распространило следующее сообщение: «Исламское государство» через подконтрольные им медиа распространило для своих сторонников информацию о гибели аль-Багдади и о том, что скоро меджлис аль-шура объявит имя нового халифа.

Иракские журналисты при этом ссылались на некий анонимный источник среди террористов в провинции Найнава. Якобы, борьба за власть уже началась, и новым халифом поспешил себя объявить Абу Хайтам аль-Обаиди, полевой командир «Исламского государства» в городе Хавиджа, который находится восточнее Мосула.

Причем, как сообщило агентство IraqiNews, аль-Обаиди якобы намерен признать контролируемый им город отдельной провинцией «Исламского государства»: в Хавидже введен комендантский час, прошли аресты и казни тех, что был не согласен с провозглашением полевого командира «халифом».

Показательно, что подобные новости в иракских медиа появились на следующий день после того, как иракский премьер-министр Хайдер аль-Абади объявил об освобождении от террористов «Исламского государства» города Мосула. Вполне возможно, что иракским властям просто потребовался дополнительный информационный повод, чтобы подкрепить свою победу.

Тем более, что уже в воскресенье директор Службы разведки и контртеррористических операций МВД Ирака Абу Али аль-Басри заявил, что лидер «Исламского государства» не погиб в результате российского авианалета 28 мая, а жив и здоров. По словам аль-Басри, все это время он продолжал успешно скрываться за пределами Ракки.

Боевики лезут на чужой трон

Даже если аль-Багдади погиб, понятно, почему пропагандистские медиа «Исламского государства» ничего не сообщают об этом уже второй месяц. Профессор политологии из Университета Ланкастера Саймон Мэбон уверен, что гибель «халифа» губительна для такого псевдоисламского проекта, как «Исламское государство».

Профессор Мэбон сравнивает аль-Багдади с кошкой Шрёдингера — запертого в коробке, и про которого потому однозначно нельзя сказать, жив он или мертв. Даже если лидер «Исламского государства» погиб, то об этом пропагандисты вряд ли будут трубить по всей планете: им важен не живой человек, а некий символ, который бы «вдохновлял» террористов по всему миру.

Для легитимации «халифата» в том виде, в котором он существует сейчас (с массовыми казнями даже беременных женщин, стариков и детей), нет никакой теологической платформы — ни в основополагающих текстах Корана, ни в исламской истории. Поэтому, уверен профессор Мэбон, наличие харизматичного вождя для «Исламского государства» играет даже большую роль, нежели наличие контролируемой территории.

Не будет аль-Багдади, который для своих сторонников действительно казался пламенным проповедником, — и «Исламское государство» снова вернется в то состояние, в котором оно пребывало до 2014 года. Тогда это было скопище разрозненных повстанческих групп, которые вели ожесточенную войну не только с властями, но и между собой.

Собственно, это уже и происходит: кровавая борьба за власть в «Исламском государстве» нарастает. Террористам уже не до высоких идей о «чистом исламе» и «всемирном халифате», лишь бы залезть на трон и сохранить свою шкуру.

Воевать придется уже и в Ливии

Помимо Абу Хайтама аль-Обаиди, уже почти три года обороняющего со своими боевиками от иракской армии Хавиджу, в числе претендентов на роль халифа информагентство Al-Arabiya называет ливийского полевого командира Джалалуддина аль-Туниси.

Как и об аль-Обаиди, о нем известно немного. Родился в 1982 году в районе Масакен прибрежной провинции Сусс, затем эмигрировал во Францию, где умудрился получить второе гражданство.

После «Финиковой революции» вернулся в Тунис, оттуда с началом гражданской войны перебрался в Сирию, где в 2014 году присоединился к «Исламскому государству». Быстро втерся в доверие к аль-Багдади, который назначил его эмиром террористической организации в Ливии.

Аль-Туниси удалось быстро найти союзника в лице Укба ибн Нафи — одного из лидеров экстремистов в Магрибе, тесно связанным с «Аль-Каидой». Так что если новым халифом станет аль-Туниси, это будет означать, что война против «Исламского государства» из Сирии и Ирака перекинется и на Ливию.

И сегодня через ее южные регионы идет транзит оружия и новобранцев для «Исламского государства», но в самой ужасающей перспективе боевики захотят объявить эти земли своей безраздельной вотчиной. И вот уж тогда США и России придется воевать на три фронта…

Антон Чаблин

17.07.2017

Источник: svpressa.ru