Протестная самоорганизация казахских националистов в нынешних условиях маловероятна, как и возможность формирования стихийных неконтролируемых движений. Однако ситуация может измениться в любой момент. Например, если произойдет падение уровня жизни населения из-за негативных последствий вхождения в ЕАЭС или экономический кризис в целом. В этом случае в единую протестную волну могут слиться сразу несколько мощных нарративов, таких, как антиколониализм, антиимпериализм, защита казахского суверенитета и экономический национализм.

Это один из выводов исследования о феномене казахского национализма, проведенного социологом ОФ ЦСПИ "Стратегия" Сериком Бейсембаевым и презентованного на днях в рамках экспертного обсуждения аналитической группы "Кипр" на тему "Вопросы этнической идентификации в контексте развития страны". В своем анализе эксперт рассматривает историю казахского национализма, его современное лицо и то, каким он может предстать перед нами завтра, когда в сознательную жизнь войдет второе поколение казахов, которое выросло в условиях независимости и которому чужды многие советские парадигмы.

НЕРАСТРАЧЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Если говорить о современном казахском национализме, то, по наблюдению Серика Бейсембаева, его дискурс принимает все более альтернативный характер по отношению к официальному дискурсу. Фактически все ключевые нарративы национализма направлены на критику действий властей в сфере внутренней и внешней политики. Это, к примеру, временный запрет на въезд этническим казахам-репатриантам, расширение участия иностранных компаний в стратегических отраслях экономики страны, последствия аварии на космодроме Байконур, передача казахстанских земель в аренду Китаю, вхождение в ЕАЭС и вообще возросшая экономическая зависимость Казахстана от других государств.

Тем не менее, как показывают опросы общественного мнения, нынешний режим обладает большим запасом прочности, а этноориентированные движения пока не воспринимаются большинством в качестве реальной альтернативной политической силы. Оно и понятно, ведь сегодняшние националисты - это разрозненное и слабо организованное поле, которое представлено множеством людей и групп лиц, придерживающихся иногда совершенно разных позиций в политико-идеологическом плане. И говорить о наличии у них политической платформы с четкими целями и задачами еще очень рано.

Трудно даже выделить какое-либо националистическое движение в качестве влиятельной общественно-политической силы. Скорее, уточняет Серик Бейсембаев, можно говорить об отдельных персонах, задающих тон в казахском дискурсе. К примеру, в 2009 году такой фигурой стал поэт и общественный деятель Мухтар Шаханов, который возглавил кампанию против Доктрины национального единства. Вокруг него на тот момент объединились все общественные движения, позиционирующие себя в качестве националистических. Другого лидера, обладающего подобным консолидирующим потенциалом, среди этноориентированной общественности пока нет, уверен эксперт.

Среди "болевых зон", характерных для националистического движения в Казахстане, можно также отметить следующие: отсутствие координирующего центра, декларативный характер выдвигаемых требований, слабые органи¬зацион¬ные и финансовые возможности, низкий потенциал в плане мобилизации масс, отсутствие практики политической борьбы (к примеру, участие в выборах) и низкая степень популярности лидеров.

А вот сильными сторонами националистов, по мнению социолога, являются: доступ к широкой сети информационных ресурсов (интернет-сайты и газеты), способность оперативно реагировать на политические события и решения властей, символическое наследие "алашординцев" (пози¬цио¬нирование себя в качестве их последователей) и возможность привлечения в свои ряды культовых для казахской аудитории личностей.

- Развитие националистического движения отягощено такими обстоятельствами, как политико-административные ограничения со стороны власти, ограниченный доступ к СМИ, цензура на телевидении, низкий уровень гражданской активности сторонников и преобладание среди населения центристского большинства, поддерживающего курс Назарбаева. Вместе с тем существуют определенные возможности для превращения националистов в серьезную политическую силу в Казахстане: перспективная идеологическая ниша, популярная на уровне широких масс риторика, изменение демографической и языковой ситуации в стране и возможность мобилизации населения на основе антироссийских настроений, - считает Серик Бейсембаев.

При этом он выделяет, как минимум, три основные политико-идеологические платформы, на основе которых казахский национализм может дальше эволюционировать: традиционализм, либерализм и религиозный национализм. Каждое направление, поясняет он, имеет собственное целеполагание и может представлять интересы разных социальных групп. Какое из них возобладает, пока неясно, но очевидно, что при нынешних условиях серьезный потенциал для роста имеет религиозный нацио¬нализм. Либеральный национализм может развиваться при поддержке политического режима.

ГЛАЗАМИ СМИ

В целом, констатирует автор исследования, общий дискурс казахского национализма носит в большей степени этноориентированный характер, то есть зациклен на вопросах продвижения и защиты интересов казахов как этнокультурной общности и очень редко предстает в виде идеологии, направленной на гражданскую интеграцию. Только отдельные представители националистов, которых условно можно отнести к либеральному крылу, озвучивают идею об интегрирующем и модернизационном потенциале этой идеологии. В большинстве случаев доминирует традиционное представление, согласно которому казахский национализм должен служить во благо казахской этнической группы.

- Причем именно вследствие повышения в обществе роли казахскоязычных СМИ, особенно интернет-изданий, за последние годы заметно расширился националистический дискурс. Казахские масс-медиа на сегодня выполняют ключевую роль в производстве и популяризации националистических идей, - утвер¬ждает Серик Бейсембаев.

Кроме того, по мере усиления роли казахскоязычных масс-медиа становится все более очевидным ценностный и идеологический разрыв между официальным и националистическим дискурсами. Это, на взгляд эксперта, не только результат углубления языковой дифференциации казахстанского общества (официальный дискурс по большей части является русскоязычным), но и признак формирующейся альтернативной политической идеологии.

Наглядным примером, по его мнению, может служить ситуация вокруг Таможенного союза - здесь казахские СМИ стали одним из главных инструментов, активно продвигающих идею противостояния этому интеграционному объединению. Националисты сумели в значительной степени политизировать данную тему.

Антиинтеграционная риторика была подхвачена в социальных сетях, и в итоге положительное позиционирование ТС, к чему стремилась официальная власть, стало проблематичным, по крайней мере в некоторых слоях общества. По словам редакторов казахскоязычных сайтов, случаев, когда под влиянием казахских СМИ власть меняла свои решения, было несколько: это, в частности, отмена решения о передаче земель в аренду КНР, внесение изменений в миграционное законодательство и др.

Конечно, тут есть и тревожный показатель - это общая направленность националистической мысли в казахскоязычных масс-медиа. Так, контент-анализ интернет-СМИ, а также социальных сетей, проведенный Сериком Бейсембаевым, показал бурное развитие этнонационализма, вплоть до его крайних проявлений. "К примеру, - поясняет он, - среди казахов массово транслируется комплекс жертвенности и уязвленного национального достоинства. Чрезвычайно популярным является мнение о многострадальном казахском народе, который живет в окружении внешних и внутренних врагов. При этом идет абсолютизация национализма как единственной возможности улучшить ситуацию в стране".

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Безусловно, в ближайшие несколько лет нацио¬налистическая идеология окажет заметное влияние на формирование этнической и государственной идентичности, а также определит характер взаимодействия этноязыковых групп. Учитывая это, социолог предупреждает, что отсутствие систематизированной работы с казахскоязычным дискурсом и слабое научное осмысление исторического прошлого сделают казахский национализм идеологией оппонирования по отношению к сложившейся политической системе. В ряды националистов будут "записываться" социальные аутсайдеры - люди с низкой квалификацией, плохими условиями жизни, которые не привыкли к конструктивному оппонированию. Их идеалами будут лидеры с радикальной риторикой. Это превратит национализм в набор популистских лозунгов и экстремистских идей без какой-либо интеллектуальной составляющей. При таком сценарии казахский национализм потеряет свой модернизационный потенциал. Это станет идеологией для "своих" и против "чужих".

Поэтому эксперт считает необходимым начать широкое общественное обсуждение вопросов казахского национализма. Основная задача в этом плане - модернизация этнического дискурса. Интеллектуальные элиты должны предложить массовому сознанию прогрессивные концепты и идеологемы, которые сумеют оттеснить доминирующие сейчас в казахской среде изоляционистские и архаичные представления о национальной самобытности и культуре. Отдельного внимания требует продвижение казахского национализма в качестве культурного концепта. Нужно популяризировать огромный культурный пласт народного самосознания, при этом отказавшись от пропагандистских штампов - нужна креативная подача идей, а это возможно при привлечении широких масс и гражданского общества. С помощью активных граждан требуется выработка новых культурных символов, образов, объединяющих людей на основе вновь сконструированного казахского национализма.

Сауле Исабаева

24.04.2015

Источник: camonitor.com