Благодаря проведенным ранее мероприятиям по усилению охраны государственной границы, узбекская сторона в настоящее время полностью ее контролирует. Так, были усилены кыргызский и таджикский участки границы. Кроме того, узбекская сторона активно сотрудничает в сфере противодействию терроризму с губернатором провинции Балх (ИРА) Ата Мохаммад Нури. А.М.Нури в течение последних нескольких лет поддерживает тесные отношения с руководством Узбекистана, в том числе и с самим Каримовым, лоялен к действующему режиму.

По мнению многих экспертов, именно в этой связи в указанной провинции недавно было создано народное ополчение «Марг», целью которого является предотвращение диверсионно-террористической деятельности в Северном регионе в целом и провинции Балх в частности.

Вместе с тем, в Ташкенте озабочены ростом числа сторонников ИДУ, СИД и ИГ в провинциях Фарьяб (ИРА), вблизи афганско-туркменской границы, а также увеличением количества боестолкновений между правительственными войсками ИРА и боевиками указанных группировок.

Кроме того, в средствах массовой информации неоднократно появлялась информация, о том, что высшее руководство Узбекистана, имеет некие договоренности с Туркменским правительством, согласно которому в случае обострения ситуации на афганско-туркменской границе Узбекистан направит в зону конфликта одно из своих передовых боеготовых подразделений, которые дислоцируются в южных регионах страны.

Однако появившаяся в интернете информация, о том, что Туркменское руководство запросило военной помощи у США в случае нападения экстремистских группировок со стороны Афганистана, может отрицательно повлиять на развитие туркмено-узбекское сотрудничество в данном вопросе.

Также многие эксперты, моделируя ситуацию вероятного проникновения экстремистских группировок на узбекскую территорию, утверждают, что руководство Узбекистана может задействовать вооруженные подразделения М.Худойбердыева, так как они изначально формировались для подобных случаев. Тем самым опровергая слухи, появившиеся в СМИ о внезапной кончине М.Худойбердыева.

Активизация действий по усилению госграницы и по проведению мероприятий направленных на противодействие террористическим группировкам угрожающим национальной безопасности Узбекистана со стороны Афганистана, напрямую связано с чрезмерным увеличением количества боевиков экстремистских группировок, таких как «Союз Исламского Джихада», «Исламского Движения Узбекистана» и других немалочисленных группировок вблизи государственных границ РУз.

Кроме того, в афганских СМИ все чаще стала появляться информация об образовании на территории Афганистана, новой религиозно-экстремистской организации «Маверанахр».

Справочно:

Организация «Маверанахр» была сформирована на территории ИРА. Лидеры группировки распространяют и поддерживают идеи Исламского государства.Костяком «Маверанахр» являются этнические узбеки. Организация не многочисленная, однако, исходя из наблюдений международных организаций их численность постоянно и стабильно растет, особенно ввиду нынешней не стабильной политической обстановки в Исламской Республики Афганистан.

Всерьез озабоченные складывающейся ситуацией, власти Узбекистана ищут партнеров в данном вопросе в лице региональных держав, таких как Россия и КНР. Согласно оценкам международных аналитиков, в ближнесрочной перспективе, можно, ожидать сближение РУз и КНР в рамках организации взаимодействия по противодействию терроризму и религиозно-экстремистским организациям. Это обусловлено наличием общих интересов этих государств в вопросах выявления и нейтрализации лиц, принимавших участие в боевых действиях на территории Афганистана, Пакистана, Ирака и Сирии. Двухстороннее сотрудничество силовых ведомств Узбекистана и Китая, прежде всего, будет направлено на обмен сведениями в отношении лиц, подозреваемых в причастности к религиозному экстремизму. Дополнительно планируется организовать обмен опытом в противодействии террористическим и экстремистским угрозам путем проведения совместных учений (по внедрению в экстремистские группировки, информационному противодействию, блокированию и уничтожению незаконных вооруженных формирований в городских условиях).

Кроме того, не исключается факт начала возможных поставок от китайской стороны специальных технических средств для спецподразделений Узбекистана. Подтверждением этих намерений является прошедший 14.10.2014 г. визит председателя СНБ Узбекистана Р.Иноятова в КНР. Это беспрецедентный шаг. Ранее глава СНБ Узбекистана подобных рабочих поездок не совершал. В связи с этим эксперты полагают, что выстраивание взаимоотношений с Китаем в области национальной безопасности узбекское руководство считает наиболее важным и актуальным направлением.

Также есть версия, что руководство Узбекистана располагает информацией о крупных масштабах угроз от религиозно-экстремистских организаций, в том числе в свете вывода Международных Сил по Содействию Безопасности в Афганистане. Узбекские спецслужбы вероятнее всего испытывают недостаток собственных ресурсов, а оказать наиболее действенную помощь в противодействии и финансировании узбекских проектов в области безопасности готов только Китай.

Таким образом, исходя из предпринимаемых узбекской стороной мер по укреплению государственных границ, а также по проведению мероприятий направленных на противодействие религиозно-экстремистским группировкам, следует предположить, что власти Узбекистана располагают реальной информацией о готовящихся провокациях со стороны исламистских боевиков, а также о возможном их проникновении на территорию Узбекистана, а далее на территорию остальных стран Центральной Азии. 

Такой расклад и положение дел дает основание руководствам стран региона всерьез задуматься, и подобно Узбекистану, активизировать свои действия направленные на борьбу с религиозным экстремизмом.

Василий Санников

27.04.2015

Источник: polit-asia.kz