Сравнительно недавно талибы полностью контролировали афгано-туркменское пограничье. В районе Кушки, Тахта-Базара и восточнее – Андхоя и Имам-Мазара им поставлялись ГСМ, продовольствие, оружие и даже поступали танки. И все это была щедрая плата туркмен за свой нейтралитет, которым так гордились бывший и нынешний глава Туркмении. Понятно, что откупаться от бандитов можно долго. Ситуация не изменилась даже после того как в 2001 году на территорию Афганистана вошли войска коалиции. И этот мир, подтверждавший мудрый и дальновидный подход туркменского руководства, продержался до 2010 года. К этому времени афганские туркмены, которые были своеобразным буфером и договаривались с талибами сами постепенно радикализировались и стали с талибами по одну сторону баррикад. А от этого альянса уже по прежним "расценкам" не откупишься. У него куда более обширные аппетиты и амбициозные планы.

Начиная с прошлого года туркменские погранпосты регулярно подвергаются нападениям со стороны талибов. Туркменские пограничники не только несут значительные потери убитыми и ранеными, но и захватываются исламистами в плен. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что идет планомерная зачистка талибами приграничных районов от местного населения и подготовка коридоров для дальнейших прорывов вглубь страны. Они установили контроль над автомобильной дорогой, идущей вдоль туркменской границы, и могут в любой момент повести наступление как в долину Мургаба (Багдис), так и в район Андхоя (Фарьяб).

Власти двух стран уже давно не контролируют общую границу ни с точки зрения наркоторговли, контрабанды и проникновения туда исламистов, ни передвижение местных скотоводов для выпаса скота по обе стороны границы. Таким образом, радикалы уже установили контроль почти над всей территорией, по которым потенциально может пойти будущий газопровод ТАПИ (Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия).

Другая заманчивая перспектива: сегодня практически ничто не мешает афганским радикалам развернуть наступление на саму Туркмению. Нужна лишь подходящая ситуация. В этом случае они вряд ли будут заходить с территории Фарьяба, и, вероятнее всего, провинцию Багдис, по долине реки Мургаб. Несмотря на то, что в этом месте существует большой укрепрайон и со времен Союза базируется Тахта-Базарский погранотряд, долина Мургаба привлекательна как маршрут наступления на север. Там есть население, которое можно взять в заложники, продуктовая база, хорошие дороги, большое количество гражданского и военного транспорта и оружие.

Наконец, у радикалов есть мощный союзник. Во времена ликвидации басмачей в 20-30-х годах ряд крупных и влиятельных туркменских кланов ушли в Афганистан. Их родовые земли остались на территории Туркмении. Претензии на возврат этих земель звучат до сих пор, и эта тема постоянно раздражает и беспокоит Ашхабад. И понятно почему, земли, утерянные этими кланами, примыкают к крупнейшему месторождению природного газа Давлетабад, которое является основной сырьевой базой для ТАПИ.

Вполне резонен вопрос, насколько Ашхабад способен самостоятельно реагировать на эти угрозы, готова ли 50-ти тысячная армия защитить территориальную целостность страны? Одной из острейших проблем вооруженных сил Туркмении остается не укомплектованность воинских подразделений. В условиях нарастающих социально-экономических проблем часть населения пытается любыми способами покинуть страну и переждать "до лучших времен" за ее пределами. По различным оценкам, за рубежом находятся до 800 тысяч туркмен трудоспособного возраста.

Ужесточаются условия прохождения гражданами срочной военной службы. Призывной возраст увеличен до 30 лет, срок действительной военной службы для граждан с высшим образованием продлен до 2 лет. Миграционная и пограничная службы получили приказ не выпускать из страны лиц призывного возраста. Шлагбаум опустился даже перед студентами, которые обучаются за границей и приезжали домой на каникулы.

Несмотря на проводимые туркменскими властями реформы, реальное положение дел в вооруженных силах остается неудовлетворительным. Многочисленные проблемы в силовых структурах республики - грубые нарушения воинской дисциплины, неуставных отношений и элементарная коррупция негативно сказываются на обороноспособности армии в целом. Это наглядно видно в условиях нынешней обострившейся ситуации. Более того, многие военнослужащие частей, дислоцированных в Марыйской области, стремятся перевестись в более "спокойные регионы". Получив отказ от командования, офицеры просто подают рапорта на увольнение. Таким образом, с начала года воинские части покинуло более ста офицеров.

Наряду с фактами гибели пограничников в ходе боевых столкновений с талибами, в подразделениях погранслужбы наблюдаются не боевые потери личного состава. В туркменских войсках процветает дедовщина, и генералы с ней смирились, предпочитая замалчивать эту проблему. С начала текущего года только в пограничных подразделениях зафиксировано 115 правонарушений, в результате которых 45 солдат получили увечья и стали инвалидами, еще 8 солдат свели счеты с жизнью.

Вот такие морально-разложившиеся воинские соединения, которые должны будут противостоять талибам и игиловцам, обладающим идейной мотивированностью и боевым опытом. Думаю, без иностранной военной помощи Ашхабад вряд ли устоит перед террористами.

Сердар Махтумов

07.04.2015

Источник: ЦентрАзия

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1428355260