Нынешние политические реалии Таджикистана таковы, что парламент страны, по сути, является однопартийным и не играет существенной роли в системе государственной власти. Более того, Маджлиси намояндагон (нижняя палата) не разрабатывает законы, а только дорабатывает готовые проекты, тогда как Маджлиси милли (верхняя палата) выполняет лишь декоративные функции.

Тем не менее, выборы в большинстве стран постсоветского пространства давно уже превратились в инструмент борьбы с неугодными режимами. Видимо, этот уже испытанный опыт по душе нынешнему руководству Таджикистана, которое изо всех сил старается не допустить, чтобы намеченные на 1 марта с.г. парламентские выборы вышли за рамки заранее написанного сценария.

А это вполне возможно.

Текущая внутриполитическая ситуация в республике характеризуется активизацией оппозиции как внутри, так и за пределами страны. Одновременно, этот процесс сопровождается усилением мер по подавлению и всяческой дискредитации оппозиционных сил, наиболее дееспособным из которых является Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) под руководством М.Кабири.

Естественно, что фаворит предвыборной гонки – Народно-демократическая партия Таджикистана (НДПТ), возглавляемая президентом страны, финансируется за счет государственных ресурсов. При этом костяк партии состоит из кулябцев, которые являются неофициальным "кошельком" власти и финансируют важные политические мероприятия и национальные праздники.

Противостоящая власти ПИВТ объединила вокруг себя каратегинцев и представителей районов республиканского подчинения. Партия имеет как внутренние, так и внешние источники финансирования и опирается на крупные финансовые структуры в России и Турции. В самом Таджикистане партия также заключила негласную сделку с рядом крупных бизнесменов.

Тем не менее, власть не может не беспокоить активизация деятельности ПИВТ, которая предприняла ряд довольно эффективных мер для того, чтобы увеличить свой электорат за счет трудовых мигрантов. Так, в конце ноября 2014г. делегация ПИВТ во главе с ее председателем М.Кабири находилась в РФ для участия в Казанском общественном форуме "Евразийская интеграция: достижения и проблемы". М.Кабири встретился с лидерами таджикской общины, проживающими в Казани, которых призвал поддержать свою партию на предстоящих выборах. М.Кабири также посетил Москву, где встретился с представителями таджикских трудовых мигрантов и диаспоры.

Стоит отметить, что исламисты нащупали очень чувствительную нишу, играя на религиозных чувствах людей. Они не только критиковали таджикские власти, но и призвали мигрантов влиться в ряды ПИВТ и стать "защитниками ислама" в Таджикистане.

Вместе с тем, исламистская партия активно контактирует с местными неправительственными организациями. В частности, активные контакты ПИВТ наладила с "Бюро по правам человека и соблюдению законности" и общественным Комитетом по содействию демократическим процессам в Таджикистане. Кроме того, рассматривается возможность сотрудничества с "Human Rights Watch".

В свою очередь, властные структуры тоже не дремлют и предпринимают меры, направленные на усиление контроля над НПО и дискредитацию политических оппонентов. Так, появилась информация, что в скором времени в закон "Об общественных объединениях" будут внесены изменения, после которых, все гранты и пожертвования, полученные от иностранных и международных источников, подлежат регистрации в государственном реестре гуманитарной помощи. Реализация программ, финансируемых иностранными правительствами, международными организациями и другими зарубежными источниками, будет разрешена только после завершения процесса регистрации.

По мнению представителей таджикских НПО, несмотря на то, что речь идет только об учетной регистрации гранта, на практике это может принять характер разрешительной системы и привести к достаточно серьезным негативным последствиям для гражданского сообщества.

Параллельно с этим, руководство страны делает все, чтобы создать препоны для своих политических оппонентов в лице ПИВТ. Так, 22 ноября минувшего года по "заказу" УГКНБ по Согдийской области, бывший руководитель женского крыла ячейки ПИВТ Т.Пулодова, активно сотрудничающая со спецслужбами, провела собрание с участием 80 женщин, изъявивших желание вступить в ряды партии. В ходе собрания она призвала женщин воздержаться от вступления в ПИВТ, подвергла критике деятельность исламистов, указав на их попытки спровоцировать конфликт между властью и религиозной частью населения.

Кроме того, в интернете то и дело появляются видео-обращения анонимных пользователей, в которых содержатся призывы не вступать в ряды исламской партии или видеоролики, "героями" которых являются члены ПИВТ, уличенные в нравственной распущенности, сексуальных домогательствах и других преступлениях.

В то же время, для уменьшения протестного электората таджикские власти резко сократили количество избирательных участков на территории России. Теперь таджикские мигранты, работающие на "большой земле" смогут проголосовать всего в 3-х избирательных участках, а не в 24 как это предусматривалось ранее. Таким образом, из 1,2 млн. трудовых мигрантов, находящихся в России, шанс проголосовать получат не более 20 тыс. Это означает, что власть фактически перекрывает кислород ПИВТ, которая рассматривает трудовых мигрантов в качестве своего стратегического запаса.

Мирзошариф Насими

18.02.2015

Источник: ЦентрАзия