В последние годы наблюдается значительное развитие китайско-казахстанских отношений. Между двумя странами активно развивается торговля, туризм и культурное взаимодействие. Территориальная близость и общая граница длиной почти 1,8 тыс. км, давняя история отношений между китайским и казахским народами, активно развивающаяся промышленность и экономика обоих государств – все это создает предпосылки для успешного взаимодействия.

Еще одна причина успеха китайско-казахстанских отношений – сотрудничество двух стран в осуществлении инфраструктурного проекта «Новый Шелковый путь» (НШП), инициированного Китаем в 2013 г.

НШП, входящий в глобальный китайский проект «Один пояс – один путь», подразумевает создание единой сухопутной транспортной системы для сообщения между странами Европы и Азии. Основой этой системы должна стать протяженная и разветвленная сеть железных дорог. По проекту, через Казахстан проходит один из т.н. «евразийских сухопутных мостов» НШП, по которому большой поток грузов и пассажиров из Восточной и Юго-Восточной Азии будет попадать в Европу и на Ближний Восток. Казахстанская территория очень удобна для железнодорожного сообщения востока и запада Евразии благодаря ее большой протяженности в восточно-западном направлении и относительно ровному рельефу местности. Также выгодно для НШП то, что Казахстан граничит с Китаем, Россией (через которую идет еще один «евразийский сухопутный мост»), Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном и имеет выход к Каспийскому морю. Наконец, большое значение имеет наличие в Казахстане действующей железнодорожной сети, сопряженной с железнодорожными системами соседних стран. Через железные дороги Казахстана поезда из Китая могут двигаться как в европейском направлении (через Россию), так и в сторону Ближнего Востока благодаря железной дороге «Казахстан-Туркменистан-Иран», которая была официально открыта в декабре 2013 г. Грузы, доставленные по ней в Иран, могут переправляться в другие ближневосточные государства, а также в Индию и Африку по морю, через порты Персидского залива.

Все это делает Казахстан одним из ключевых партнеров КНР в проекте НШП. Для Казахстана участие в НШП также весьма выгодно, поскольку хорошо сочетается с его собственными планами по развитию инфраструктуры в рамках программы экономического развития «Нурлы Жол». В 2014 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обратился к казахскому народу с посланием «Нурлы Жол – путь в будущее». В нем он сообщил планы по преодолению последствий мирового экономического кризиса и обрисовал долгосрочную стратегию экономического развития Казахстана. Особое внимание было уделено развитию транспортной инфраструктуры страны. Вскоре на основании послания Н. Назарбаева была разработана Государственная программа инфраструктурного развития «Нурлы Жол» на 2015-2019 гг. Сообщается, что ее главная цель – выстраивание эффективной инфраструктуры на хабовом принципе для интеграции макрорегионов Казахстана и формирования единого экономического рынка. Казахстанская программа инфраструктурного развития удачно вписывается в НШП, что позволяет реализовывать «Нурлы Жол» с китайской поддержкой.

Сопряжение китайской и казахстанской железнодорожных систем идет высокими темпами. Транзитные перевозки через Казахстан по направлению «Китай-Европа» уже превысили отметку 1 тыс. рейсов в год. Развивается и ближневосточное направление. В январе 2016 г. из г. Иу (КНР) был запущен первый пробный контейнерный состав по маршруту «Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран» (ККТИ). Этот международный транспортный коридор, общая длина которого составляет около 10 тыс. км, включает в себя упомянутую выше железную дорогу «Казахстан – Туркменистан – Иран» и завершается в Иранской столице Тегеране. На преодоление всего пути поезду потребовалось 16 дней, что почти вдвое быстрее привычной доставки грузов из Азии в Европу по морю.

В апреле 2016 г. в Пекине состоялась презентация железнодорожного коридора ККТИ, в которой приняли участие представители посольств Казахстана и Туркменистана в Китае, высокопоставленные чиновники КНР и руководство компании «Китайские железные дороги». Было объявлено, что маршрут ККТИ показал свою эффективность и имеет большой потенциал как для экономик построивших его стран, так и для проекта НШП. Однако было заявлено, что для функционирования ККТИ в полную силу необходимо ускорить работы по созданию сопутствующей инфраструктуры в странах, через которые пролегает коридор, и по упрощению таможенных процедур на их границах.

Следующие поезда из Китая в Иран прошли по ККТИ уже в 2017 г. Составы доставили в Иран сотни тонн различной продукции китайской промышленности стоимостью несколько млн. долларов. Всего в 2017 г. было отправлено восемь таких поездов.

Сейчас ведется активная работа по увеличению грузоперевозок между всеми странами, участвующими в ККТИ. В конце ноября 2017 г. состоялось заседание железнодорожников Казахстана, Китая, Ирана и Туркменистана. Одним из главных вопросов, обсуждавшихся на встрече, была организация регулярных контейнерных перевозок по ККТИ и установление на них конкурентоспособных тарифов. Были назначены операторы, ответственные за перевозки. На 2018 г. запланировано увеличить объем транзитных перевозок в Иран до 20 тыс. контейнеров в год.

Также планируется наращивать объем транзитных перевозок через Казахстан по направлению «Китай – Европа». В 2018 г. он может увеличиться на 75%, достигнув отметки 350 тыс. контейнеров туда и обратно. К 2020 г. между Европой и КНР планируется перевозить 800 тыс. контейнеров в год.

Сотрудничество в строительстве НШП и развитие транспортного сообщения стимулирует китайско-казахстанское взаимодействие во многих отраслях. Общий товарооборот двух стран вырос в 2016-2017 гг. по разным данным на 29-31%, превысив, по словам казахстанских экспертов, $6,5 млрд. Также следует отметить, что в 2017 г. Казахстан посетило более 250 тыс. китайских туристов, что также является следствием сотрудничества в транспортной сфере.

Таким образом, можно сделать вывод, что отношения Китая и Казахстана развиваются довольно успешно, и важную роль в этом играет проект НШП. В ближайшем будущем ожидается рост грузоперевозок по имеющимся железнодорожным путям Казахстана, а также начало работы автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай», казахстанский участок которого был недавно завершен. Это еще больше усилит роль Казахстана в китайском инфраструктурном проекте и повлечет дальнейшее укрепление китайско-казахстанского сотрудничества.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель

17.12.2017

Источник: ru.journal-neo.org