В Самарканде в конце прошлой недели состоялась международная конференция "Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания". Своим мнением по поводу данного форума поделился Игорь  Николайчук, эксперт Российского института стратегических исследований.

На самаркандском форуме политики, дипломаты и эксперты из более чем 20 стран обсудили возникающие сегодня проблемы и угрозы в Центральной Азии, а также перспективы сотрудничества в рамках региона и за его пределами.

Эксперт Российского института стратегических исследований Игорь Николайчук

Мое исходное отношение к событию такое. Мероприятие интересное и важное, но к безопасности России особого отношения не имеет. Поэтому и равноудаленность. Не равнодушие или "заметки постороннего", а именно нейтральный взгляд.

Можно начать с того, что в Узбекистане сегодня сильные дипломатические кадры. Не хочу никого обидеть, но ни деятели культуры, ни экономисты, ни даже военные как-то не на виду. А вот дипломаты — да. И, как представляется, вполне заслуженно. Я, в частности, просто влюбился в коллектив Университета мировой экономики и дипломатии. Это живой и полноценный организм. Он на подъеме. На подъеме и другие мидовские и околомидовские структуры. Им можно ставить крупные задачи. Например, внедрить такой операционный политический принцип, который базируется на том, что Центральная Азия является самостоятельной и целостной геополитической объектно-субъектной единицей.

При этом народы государств Центральной Азии представляют собой уникальное единое целое в цивилизационно-культурном, геополитическом и экономическом отношении и поэтому региональное пространство характеризуется наличием общей для всех стран проблемы безопасности. Тут, конечно, есть что критиковать, но не пустоту и общие фразы, а конкретику. Это уже ценно. Это уже должно назвать "доктриной Мирзиёева" или, точнее, "доктриной Очилова". Или "центральноазийством". Но это есть — вот оно!

Реализовать эту доктрину можно через ряд последовательных "дипломатических" этапов. Сначала нужна акция в рамках государственной декларативной политики на мировом уровне. Это, конечно, речь Мирзиеева на Генассамблее ООН. Я уже говорил ранее, что речь сильная и важная. Удачный ход. Потом надо закрепить успех. Это значит — провести соответствующую международную конференцию, на которой эту тему будут обсуждать, обсуждать и обсуждать… Эксперты из многих стран. Получилось — из двадцати. Очень неплохо.

Но тут есть один подводный камень. На начальных этапах подготовки конференции для повышения ее весомости подчеркивалось, что она будет проходить под эгидой ООН. На самом деле ООН отреагировала как-то вяло! Конечно, нельзя сбрасывать со счетов ооновский ньюсмейкинг. Так, специальный представитель генерального секретаря ООН, руководитель Регионального центра ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии Наталья Герман отметила историческую значимость этой международной конференции в обеспечении мира и стабильности в регионе, укреплении отношений добрососедства между государствами. Руководитель регионального представительства Управления ООН по наркотикам и преступности в Центральной Азии Ашита Миттал обратила внимание на то, что международная конференция еще раз продемонстрировала общность взглядов государств региона в вопросах обеспечения стабильности и борьбы против наркотрафика, торговли людьми и что высказанные на конференции предложения и инициативы станут основой для последующих диалогов, и это полностью поддерживается всеми структурами ООН. Прямо скажем, в концептуальном плане негусто. Поэтому, наверное, все информагентства мира, кроме, собственно, узбекских, про "эгиду ООН" умолчали.

Позиция американцев по ЦА оказалась достаточно индифферентной. По словам выступавших в Самарканде американских экспертов, у США нет цели полностью сосредоточиться на этом регионе. В переводе с дипломатического языка это означает, что отношения со странами центральноазиатской пятерки Вашингтон будет строить на двусторонней, а не на общерегиональной основе. Конечно, для американцев важно взаимодействие с лидерами государств ЦА по проблеме Афганистана, но создается впечатление, что опора на формат С5+1 это не то, на что делает ставку Госдеп. Здесь есть ходы более выгодные для Соединенных Штатов. Например, "перепоручить" афганское урегулирование Индии, подставив ее под геополитический удар Китая и Пакистана. К тому же правительству в Кабуле сегодня нужны три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги, а вовсе не донорство безопасности.

Вот кто будет стоять горой за планы той или иной политической интеграции региона, так это Евросоюз, превращающийся в мирового экономического "хищника". Семьдесят миллионов потенциальных потребителей европейских товаров в ЦА — это желанный приз. Лучше эти миллионы получить сразу, чем в виде пяти частей. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини начала с того, что лягнула мертвого льва, подчеркнув особые культурные традиции и богатейшую историю Центральной Азии и заметив, что даже через несколько десятилетий существования в составе СССР народы Средней Азии не забыли о своей культуре и своих обычаях.

Как живой свидетель могу возразить г-же Могерини, что раньше в Москве узбеки в халатах и тюбетейках, равно как и узбечки в замечательных шелках смотрелись весьма органично, поскольку все культурно-национальное очень даже поощрялось. Сегодня в Москве, несмотря на огромное увеличение численности гостей из Узбекистана, вся "своя" культура сведена к дешевым европейским треникам и курткам китайского производства. А халатами торгуют на рынках для русских, теперь это такие "прикольные" подарки, как приправа к плову. Но это так, к слову.

Но дело не в этом. Федерика Могерини открытым текстом заявила, что Европа заинтересована в наращивании сотрудничества с ЦА в сфере торговли, что дает ей возможность выйти на новый почти 70-миллионный рынок. А для этого, по словам верховного представителя ЕС, необходимы — ну, вы уже, наверное, догадались! — реформы в экономической сфере, а также развитие правовых и финансовых институтов, что уже сейчас активно проявляется.

Отлично организованная и проведенная конференция в Самарканде высветила важное обстоятельство. Руководство Узбекистана на международной арене субъектно и инициативно. Проявлена позитивная политическая воля. Имеются добротные дипломатические ресурсы. Не все ясно пока с ресурсами солидарности. Ну что ж, дорогу осилит идущий, а попутчики рано или поздно встретятся. Или присоединятся. Здесь важно не только куда, но и кто идет.

Игорь Александрович Николайчук - окончил МВТУ им. Н.Э.Баумана в 1971 г. Кандидат технических наук, имеет ученое звание “старший научный сотрудник”. С 1974 г. работает в аналитических подразделениях госструктур. В 1997-2013 гг. возглавлял аналитические службы на ВГТРК и в РИА «Новости». Автор большого числа научных работ и публицистических материалов. Сфера научных интересов: геополитика, международные отношения, национально-государственная безопасность, вопросы военной стратегии, строительство вооруженных сил, военная политика, стратегические балансы, информационные войны, количественные методы анализа информации.

16.11.2017

Источник: ru.sputniknews-uz.com

Эксперт из Узбекистана: «Центральная Азия стала похожа на потрепанное одеяло»

Узбекский политолог Мухаммаджан Кадыров рассказал о том, почему международная конференция "Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания", которая прошла в период 10-11 ноября, была проведена именно в Самарканде и какой смысл скрывается в словосочетании "единая история" в названии форума. 

"В нашей истории не было сепаратизма"

По словам Мухаммаджана Кадырова, Центральная Азия имеет свою единую историю в три тысячи лет. Несмотря на лингвистические отличия народов, на основе древней арамейской письменности появились тюркские, иранские языки, таджикский язык. У живущих в этом регионе людей была единая история, а также культура, обычаи и вера.

"В 1924 году большевики допустили большую ошибку, расчертив границы в этом регионе. Из-за этого около миллиона узбеков сегодня живут в Таджикистане, а в Узбекистане немало таджиков. Но мы не занимаемся сепаратизмом. Даже если языки у нас разные, мы один народ, а наши люди живут рядом, женятся, создают интернациональные семьи", — подчеркнул эксперт.

Он вспоминает, что после распада СССР и обретения странами ЦА независимости осенью 1995 года в Ташкенте прошла конференция на тему "Туркестан — наш общий дом". Тогда, по его словам, появилась надежда, что наконец эти пять стран объединятся, станут единым государством. Но на тот момент этому воспротивился Таджикистан — "почему Туркестан должен стать нашим общим домом"? После этот лозунг превратился в "Узбекистан — наш общий дом"…

"Причем это было сказано не для того, чтобы обидеть таджиков, — у нас исторически никогда не было сепаратизма. Пять центральноазиатских странах в годы Союза экономически, коммуникационно стали настолько взаимосвязаны, что жить и развиваться отдельно не представлялось возможным. Однако после распада СССР постепенно сепаратизм все-таки начал проявляться, а страны стали, что называется, тянуть одеяло на себя. Время показало, что за 26 лет независимости это одеяло превратилось в лохмотья", — заметил Кадыров.

Подобная политика не привела к развитию, убежден Кадыров. По его словам, разрыв связей между центральноазиатскими странами препятствовал развитию региона.

"Если смотреть на Казахстан, то там экономическое развитие лучше, чем в Узбекистане, так как там проведена земельная реформа, класс собственников развит. В Узбекистане сейчас ситуация постепенно улучшается — начали помогать предпринимателям, развивается частная собственность", — подчеркнул собеседник.

Говоря о Туркменистане, он добавил, что там также наблюдается развитие, но с учетом имеющихся у страны ресурсов оно несоразмерно мало.

"Что касается Таджикистана, то там все чего-то ждали, ждали, а в итоге оказалось, что "их общий дом — Россия", куда на заработки уехала почти треть трудоспособного населения. Из Узбекистана тоже уезжают трудиться в РФ, но эта доля не превышается сегодня 9%", — напомнил политолог.

Границы должны быть открытыми

Эксперт убежден, что для восстановления полноценных и взаимовыгодных связей необходимо налаживать политические и экономические контакты, а также восстанавливать промышленность.

"В первую очередь границы должны быть открытыми и сняты все барьеры и ограничения. Если народы будут свободно общаться друг с другом и передвигаться внутри региона, то и торговля пойдет, и коммуникации будут налажены. Если товары свободно перемещаются через Узбекистан, но в Казахстане их проверяют три дня на границе — конечно, так не пойдет", — добавил собеседник.

Именно с этой целью, отмечает эксперт, Узбекистан и решил при поддержке ООН привлечь внимание мировой общественности к этому региону, проведя столь масштабную конференцию в Самарканде.

"Это очень актуально. Мы привлечем все международные организации. У наших пяти республик взаимоотношения не такие хорошие. Если мы не выйдем из этого состояния, то так и будем топтаться на месте, не сможем двигаться вперед", — приводит собеседник слова Шавката Мирзиёева, адресованные генсеку ООН Гутеррешу.

Сам Антониу Гутерреш прислал участникам конференции видеопослание. Лично выступила представитель Евросоюза Федерика Могерини, восхитившаяся древним городом, куда попала впервые.

Кроме Евросоюза координация стран ЦА выгодна и Китаю, так как он заинтересован в улучшении взаимоотношений между странами ЦА.

"Если Узбекистан, находящийся в центре региона, будет с распростертыми объятиями призывать к сотрудничеству, я уверен, что другие не будут "нажимать на тормоз". К тому же сам народ очень ждет, когда взаимоотношения станут лучше, когда они почувствуют эти изменения в своей повседневной жизни", — заявил Кадыров.

Он выразил надежду, что центральноазиатские государства подпишут меморандумы о сотрудничестве, перейдут к конкретным соглашениям в конкретных сферах, например, в сельском хозяйстве.

"Пора уже переходить от официальных слов к делу. Для того чтобы делать конкретные дела, правительства должны подписать друг с другом соглашения. Мы живем, ожидая эти шаги", — заявил узбекский политолог.

По его словам, на прошедшем в Самарканде форуме узбекский лидер в очередной раз проявил себя как главный инициатор. Именно по его предложению и при его участии на форум приехали дипломаты из нескольких стран, представители ООН, СНГ, ШОС, ОБСЕ и ЕС, а также эксперты из более чем 20 стран мира.

В своем выступлении президент Узбекистана вновь обратился с идеей создать консультативный совет глав стран Центральной Азии и призвал соседей активизировать взаимное сотрудничество, и, судя по реакции представителей МИД соседних стран, а также международных экспертов, идея была воспринята положительно. Первая встреча в таком формате может состояться уже весной 2018 года.

17.11.2017

Источник: ru.sputniknews-uz.com