Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев официально вступил в должность, приняв присягу перед депутатами обеих палат парламента. В своей инаугурационной речи он обозначил несколько ключевых тезисов, которые можно рассматривать как своего рода план действий. Какие реформы уже начались и чего ждать от нового президента в будущем, разбирался корреспондент Sputnik.

Выступление новоизбранного главы республики Шавката Мирзиёева дает надежды на структурные реформы в стране. Но для полноценного анализа необходимо вернуться на несколько недель назад.

Еще до инаугурации на тот момент врио главы государства подписал несколько важных законов — о туризме, о либерализации бизнеса. Но самым знаковым событием в политической жизни страны стало начавшееся обсуждение закона о валюте, который в случае подписания призван покончить с черным денежным рынком, упростить экспорт и импорт, да и в целом оздоровить экономику.

Пока идет общественное обсуждение закона о либерализации обмена валюты, иностранные туристы пакуют чемоданы и покупают билеты на грядущий апрель (именно тогда отменят визы для 27 стран), а узбекский бизнес внимательно следит за изменениями в законах.

Так, накануне предприниматели услышали прямой намек: выходите из тени, легализуйтесь, а государство вам создаст все необходимые условия. Выход из тени Принятый Сенатом Олий Мажлиса закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты" включает в себя комплекс поправок в отношении уголовного преследования недобросовестных бизнесменов и об облегчении деятельности компаний, работающих по "белым схемам".

В частности, из Уголовного кодекса почти исчезнет мера наказания в виде запрета заниматься предпринимательской деятельностью. Эта мера наказания будет распространяться лишь на тех, чья работа повлекла за собой смерть других лиц или иные тяжкие последствия для окружающих или для экономики. К тем же бизнесменам, которые решат выйти из тени и работать по закону, или же к тем, кто в первый раз оступился, санкции применяться не будут. Другими словами, если предприниматель не регистрировался и не платил налогов — ему дадут возможность легализоваться и не накажут сумом.

Кроме того, сенаторы решили сократить количество проверок для предпринимателей. Высокий уровень забюрократизированности и огромное количество проверок бизнеса — тяжкое наследие СССР, которое практически ни одна страна бывшего Союза до сих пор не преодолела. Проверки не только оказываются малоэффективными, но и парализуют работу предприятия на несколько дней, а также создают благодатную почву для коррупции.

Заключительным аккордом череды важных и долгожданных законопроектов стала новость о планах по снижению налоговой нагрузки с нынешних 20,2% до 18,9%.

По мнению председателя Евразийского аналитического клуба Никиты Мендковича, последние реформы в Узбекистане продолжают курс властей на упрощение жизни бизнесменов. "Это более чем последовательные реформы. Курс на упрощение условий работы для малого и среднего бизнеса провозглашал еще бывший президент. Новый глава государства продолжает действовать в этом направлении, пытаясь создать максимально комфортную среду для бизнеса. Это провозглашается на уровне идеологии", — отметил эксперт.

В то же время, по его словам, принятые законы зачастую медленно и неэффективно внедряются на уровне низового управленческого звена. Часто возникает ситуация, когда чиновники через различные нелегальные схемы имеют собственный бизнес, и это нивелирует само понятие предпринимательства. Но власти страны активно с этим борются.

Помимо внесения поправок в законы о бизнесе Сенат Олий Мажлиса утвердил несколько других, не менее важных законов. Один из них касается коррупции. Кроме закрепления, безусловно, важных, но не содержащих конкретных шагов общих положений, сенаторы решили создать Республиканскую межведомственную комиссию по противодействию коррупции. Новый госорган займется контролем борьбы с коррупцией. Помимо чиновников туда войдут представители гражданского общества и предприниматели.

Также внесены изменения в состав Сената — вместо Комитета по внешнеполитическим вопросам создан Комитет по вопросам международных отношений,  внешнеэкономических связей, иностранных инвестиций и туризма. Отвечать за все эти вопросы будет Садык Сафаев, в середине двухтысячных годов возглавлявший МИД. После ухода с поста министра в 2005 году Сафаев работал в Сенате республики.

Помимо переименования комитета и передачи ему новых полномочий, повысился и политический вес председателя — для главы нового комитета введена новая должность первого заместителя председателя Сената.

В целом прошедшая осень и первые зимние дни стали временем начала реформ в стране: было выдвинуто множество инициатив и принято несколько знаковых законов. Однако до сегодняшнего дня все реформы и изменения проходили разрозненно и были объединены лишь общими тезисами, положениями и заявлениями политиков. Теперь же новый президент заявил о разработке правительством стратегии развития страны на 2017-2021 годы.

Более того, эта программа действий будет также вынесена на общественное обсуждение. По словам Мендковича, такой подход к среднесрочному планированию вполне укладывается в региональный тренд. "Начнем с того, что для стран Центральной Азии характерна тенденция создания долгосрочных планов развития. В этом направлении старается двигаться и Узбекистан. К тому же, это удобный управленческий инструмент", — пояснил он. Важным моментом является и то, что ключевые законы выносятся на общественное обсуждение, как, например, проект валютной реформы, что можно считать продолжением кейса электронной приемной Мирзиёева.

Правительство РУз разработает стратегию развития страны до 2021 года "Это имеет свои позитивные стороны. Электронные приемные позволяют поддерживать прямой контакт и публично оглашать и обсуждать некоторые инициативы. Вполне естественно, что новый президент стремится быть в тренде и использовать удачные и эффективные разработки", — заключил эксперт. Таким образом, главный "месседж" нового главы Узбекистана в том, что грядущие в стране реформы не навязываются обществу сверху, а обсуждаются и принимаются с учетом пожеланий самих граждан.

Антон Курилкин

14.12.2016

Источник: ru.sputniknews-uz.com

Конвертация валюты – путь нелёгкий, но необходимый

Перемены в условиях ведения бизнеса, всенародное обсуждение проекта Закона РУз «О приоритетных направлениях валютной политики» сулят позитивные перемены, однако, и выход из зоны комфорта, изменение привычных стереотипов поведения.

Как и каким образом начнёт работать закон, кто будет доволен, а кто – нет, какие споры возникнут – пока неизвестно. Возможно, будет нелегко, возможно сначала конвертация будет по сферам деятельности, по некоторым отраслям. До полной конвертации ещё много работы, нужны огромные валютные резервы, мощная промышленность, надёжный источник валютных поступлений

Поэтому предлагаем читателям одну из точек зрения, которая с оптимизмом прогнозирует развитие событий.

Похоже, Узбекистан с 2017 года перейдет к нормальной конвертации валюты. Об этом говорит проект постановления Кабмина республики, вынесенного на общественное обсуждение.

Для простого человека это означает, что он сможет без всяких ограничений использовать свои валютные счета в банках. Сейчас, к примеру, невозможно переслать за границу за один раз более 5000 долларов, а в год более  десяти тысяч. Иначе тебя ждут в налоговой с объяснениями. Зато билеты на самолет и поезд  узбекский гражданин, выезжающий за рубеж,  обязан отчего-то  брать за «зелень», впрочем, как и автомобили.

Понятно, что новшество очень не понравится валютной мафии, которая сегодня вольготно себя чувствует  по всей стране. Не секрет, что наличные менялы получают пачками прямо из банков. Зато снять деньги по карточке-это нереально.

Таким образом, правительство решило положить конец внебанковскому обороту валюты, который используется в ряде африканских стран, понятно, не от хорошей жизни. И это можно только приветствовать,  так как тысячи и тысячи людей непроизвольно попадали в нарушители законов, покупая и продавая валюту на черном рынке.

Новые времена грядут и для бизнеса. Свободная конвертация откроет широкую дорогу для иностранных инвесторов, перед которыми рынок был наглухо закрыт. А значит, обострится конкуренция с местными производителями, привыкшими к тепличным условиям.

Что подвигло правительство к давно ожидаемому шагу?

Первая причина,  думается, застой в притоке иностранного капитала. Никто не хочет рисковать своей прибылью, если ее нельзя конвертировать и вывезти. Из-за этого, в частности, тормозится  приватизация убыточных предприятий, сохраняющих государственную поддержку, которая, судя по всему, тяжким бременем ложится на бюджет.

Вторая причина - нужда узбекских производителей в новых рынках сбыта. Ведь если ты не пускаешь иностранцев к себе (а так и было при прошлой власти), то и тебя никто не ждет с твоим товаром за рубежом.

Не случайно, Ташкент в последнее время заново выстраивает добрые отношения с соседями, с которыми торговля была практически свернута.

Третья причина - конец контрабанде, что бурным потоком вливалась в страну через Киргизию и Казахстан. Их вступление в Евразийский экономический союз опустило шлагбаум перед грузовиками, спешащими с китайским ширпотребом на Абу Сахий и Ипподром, крупнейшие оптовые рынки Ташкента. 

Решение проблем с конвертацией, в частности,  обещает самые радужные перспективы в российско-узбекском сотрудничестве. Разве нормально, что объем торговли у Москвы с крошечной Данией в разы превышает обороты с Ташкентом?

В Узбекистане работают около 800 фирм и организаций с российским капиталом. И 20 тысяч в Казахстане, где в два раза меньше населения!

Если убрать искусственные валютные барьеры, то Узбекистан сможет полноценно подключиться к Зоне свободной торговли стран Содружества. А дальше  открываются горизонты Евразийского экономического союза, способного дать достойную работу миллионам узбекских трудовых мигрантов!

Нет сомнений, что правительство республики - на верном пути. Этого шага ждали и граждане Узбекистана, задерганные валютными «художествами».  И зарубежные бизнесмены.

У всех на памяти  крушения МТС, Бекабадского цементного комбината, завода Вин Билль Дан, производств «Балтимора» и десятков других проектов, где сгорели миллионы и миллионы долларов. А заодно пострадала и репутация Узбекистана как надежного партнера в деловых отношениях.

Судя по тому, что обсуждение проекта заканчивается 14 декабря 2016 года, правительство не будет класть его под сукно. А потому перемены не за горами.

15.12.2106

Источник: anhor.uz