Новые технологии воздействия на общественное мнение будут реально испытывать власти Узбекистана и узбекское общество на прочность Игорь Николайчук, эксперт Российского института стратегических исследований.

Эксперт Российского института стратегических исследований Игорь Николайчук Я бы сравнил систему американского вещания на Узбекистан с ишаком. Именно в том смысле, как об этом говорит узбекская пословица: мясо ишака поганое, но труд его — честный. Что имеется в виду? Весьма специфический и неудобоваримый для узбеков контент — это, конечно, мясо. Ну а настойчивая и квалифицированная работа журналистов, да и всей системы — это, в свою очередь, честный труд упомянутого фольклорного ишака. 

Не надо, кстати, думать, что у сотрудников органов внешнеполитической пропаганды США все в шоколаде. Эти органы подвергаются жесточайшей критике за низкую эффективность работы по части склонения человечества к всеобщему стремлению достичь исполнения американской мечты под ласковым надзором американских организаторов этого процесса. Со стороны республиканских оппонентов демократической администрации в Соединенных Штатах постоянно гремят громы и мечутся молнии: все эти "Голоса Америки" и "Свободы" — разогнать к чертовой матери; «Голос» отдать дипломатам для рассказов о том, как хорошо живется в Америке, а новостные ресурсы на языках народов мира коммерциализировать, посадив редакции на государственные гранты. Но, как представляется, все это будут (русская пословица) мертвому припарки. Концепция вещания не изменится. Это самое мясо ишака вкуснее не станет! 

Тому есть совершенно простое объяснение. Отстаивая свои национальные интересы в странах Центральной Азии (а всем госчиновникам, включая и журналистов, именно за это платят во всех государствах, не только в США), стратеги информационно-коммуникационных наступлений в регионе исходят из того, что Узбекистан — страна (это их определения, не наши) "закрытая", "режим" там "автократический", а значит, бедные узбекистанцы лишены доступа к правдивой информации. Поэтому вот совершенно немедленно, просто в режиме ошпаренной кошки РУз надо завалить альтернативной информацией. Тогда и воссияет солнце демократии над древними землями Средней Азии. 

Допускаю, что какая-то часть узбекской молодежи пожмет плечами: ну и что, законов они не нарушают, а трепятся прикольно. Но старики-то помнят, что по этим же схемам разваливали и Советский Союз: "тоталитарное" телевидение — про Дни узбекской культуры в Москве, а "Голос Америки" — про арест какого-то экзальтированного диссидента-националиста. А был ли это арест или просто профилактическая беседа в компетентных органах, да и был ли вообще мальчик — это не важно! 

Ну и что изменилось с тех пор? В мае 2005 года радио "Свобода"/"Свободная Европа" так "альтернативно" освещало кровавые события в Андижане, что одномоментно вылетело из Узбекистана, лишившись аккредитации. А вылетело птиц немало! На тот момент узбекская редакция ресурса "Озодлик" в Ташкенте включала девять человек творческого персонала. Радиостанция вещала шесть часов в день на узбекском языке. "Антиправительственные" новости с мест собирали 23 стрингера, причем по всему миру, где имелись узбекские диаспоры. Вот разбивка по странам: Узбекистан — 14 человек, Россия — 1, Таджикистан — 2, Турция — 1, Афганистан — 2, Кыргызстан — 1, Великобритания — 1. Понятно, что новости из сетевых структур подобного рода — бесценный дар не только для журналистов-альтернативщиков, но и для разведслужб США. 

Не будем злорадствовать. Не удалось американцам правильно выстроить коммуникацию с властями Узбекистана — бывает. Делайте выводы, ищите пути, приводите все в соответствие с реалиями. Надо же все-таки и о национальных интересах думать! Но нет! С каким-то маниакальным упорством узбекская редакция "Голоса Америки" уже с нейтральной территории продолжает генерировать и насылать на страну этот самый альтернативный контент. Здесь, однако, есть важная подробность. В свете упомянутой в начале статьи критики нужны пиар, самореклама. Поэтому американские журналисты использовали кончину президента Республики Узбекистан Каримова как повод отчитаться об успехах в своей работе. 

Прежде всего было заявлено, что при освещении событий, связанных со смертью Ислама Каримова и предстоящей сменой власти, американские журналисты "приковали внимание граждан Узбекистана, использовав возможности цифровых технологий", что само по себе "бросает вызов желанию правительства контролировать потоки информации в этой в высшей степени закрытой стране". Как достижение мирового значения подается то, что антиправительственный контент распространяется среди узбекистанцев теперь по социальным сетям. По заявлению руководителя узбекской редакции Алишера Сидикова по поводу деятельности радио "Озодлик", удалось приспособить использование современных медиатехнологий к непростым региональным политическим реалиям и поэтому "авторитарные режимы теперь не смогут контролировать медиапространство; это переломный момент!". 

Конечно, все подкреплено цифрами. В промежутке между 28 августа и 4 сентября 2016 года обмен контентом "Озодлик" через бесплатный кроссплатформенный мессенджер для смартфонов Telegram достиг величины 3,8 млн посещений, что в три раза превышает обычный поток со стороны узбекской аудитории. На вебсайт ресурса, несмотря на его запрет в Узбекистане, отмечено 1,5 млн заходов, причем не менее половины из них именно с территории Узбекистана. 2 сентября, когда было объявлено о смерти Каримова, сайт радио "Свобода"/"Свободная Европа" посетило 2 млн человек; это второй результат после эпизода с прямой трансляцией стрельбы снайперов украинской редакции с майдана Незалежности в Киеве 20 февраля 2014 года. В дни, предшествовавшие кончине Каримова, "Озодлик" распространил 40 статей, 15 видеосюжетов и 8 фоторепортажей из Узбекистана. 

На наш взгляд, однако, ничего сногсшибательного из цифр не следует, хотя проделанная работа и вызывает профессиональное уважение. 

Не думаю, однако, что социальные сети дадут возможность серьезно деформировать общественное мнение в стране. Страшнее другое. Что именно — лучше показать на примере работы других «азиатских» редакций. 26 октября имел место кровавый террористический акт в провинции Кхор в Афганистане. Погибло 30 мирных граждан. 25 октября террористической атаке смертников подверглась полицейская академия в Пакистане. Погибло 59 кадетов. Ответственность за теракты, конечно, взяла пресловутая группировка ИГИЛ. Это дежурно. Американские журналисты специально выделили, что в обоих случаях зверства совершили узбеки. Такие абстрактные, но узбеки!

Алексей Тихомиров 

02.11.2016

Источник: ru.sputniknews-uz.com