23 июня 2016 г. в Российском совете по международным делам (РСМД) состоялся семинар, посвященный теме борьбы с терроризмом в Центральной Азии и Афганистане. Бывший политический директор Специальной Политической миссии ООН в Афганистане Талатбек Масадыков поделился с редакцией сайта РСМД своим мнением о перспективах решения афганской проблемы, правомочности критики ЕАЭС и многостороннем подходе к решению международных проблем.

Заместитель министра иностранных дел Афганистана Хекмат Карзай на встрече в РСМД говорил о том, что афганцы ждут военной помощи от России. Как Вы считаете, действительно ли это поможет стабилизировать ситуацию в стране?

– Любая помощь будет актуальна для Афганистана. Однако в первую очередь афганцам и, в частности, правительству Афганистана нужно решить свои внутренние проблемы. В стране отсутствует единство – по любому вопросу правительство Афганистана заходит в тупик (по назначениям, политическим решениям, по другим вопросам). Именно поэтому разные оппозиционные силы, в том числе вооруженная оппозиция, имеют успех – народ понимает, что нормального, серьезного, единого правительства не существует. Более того, нет и единого подхода к решению проблем внутри страны и за ее пределами. Я считаю, что помощь слабым нужна всегда и везде, но прежде чем помогать решению проблем, необходимо обеспечить эффективное функционирование правительства Афганистана, чего на данном этапе не наблюдается.

Могут ли центральноазиатские республики способствовать стабилизации обстановки?

– Я думаю, что центральноазиатские республики не играют большой роли в стабилизации обстановки в Афганистане. Скорее, наоборот: негативные процессы, которые происходят в Афганистане, могут дестабилизировать Центральную Азию намного легче и быстрее, чем Центральная Азия может оказать помощь. Если взять по отдельности каждую из пяти стран Центральной Азии, то кто-то будет сильнее экономически, кто-то сильнее в военно-политическом отношении, кто-то слабее по всем параметрам. Некоторые страны сами нуждаются в помощи – экономической, финансовой, военно-политической, военно-технической. Поэтому центральноазиатские государства могут играть позитивную роль только в политическом плане. Все заинтересованные страны должны серьезно подойти к решению общей проблемы терроризма в Центрально-Азиатском и Афгано-Пакистанском регионе, не вмешиваясь при этом во внутренние дела Афганистана.

Насколько реальна угроза со стороны Афганистана для стран ЕАЭС, особенно на фоне открытия границ с Киргизией?

– Угроза носит очень серьезный характер. Есть мнение, что Россия преувеличивает эту угрозу, потому что пытается укрепить свое присутствие в регионе и вновь затянуть под свой зонтик центральноазиатские государства. На мой взгляд, это несколько непрофессиональное замечание. Как человек, который провел в Афганистане много лет, я думаю, что Россия даже недоговаривает, когда говорит об этих угрозах. На самом деле, ситуация крайне сложная. Поэтому ЕАЭС, Киргизия и Таджикистан неотложно должны уделить серьезное внимание решению проблем границ и их координации.

Взаимодействие должно осуществляться на всех уровнях – не только между лидерами государств, но и между силовыми, пограничными, и таможенными структурами. На сегодняшний день наблюдается оживление в этом направлении, однако реальной работы не проводится. Проходят встречи, кто-то высказывается, кто-то не высказывается, молча отсиживаясь на конференциях, кому-то не дали указания высказаться, кто-то боится озвучить свою позицию. В результате пока нет реальной координации по устранению существующих угроз. Открытие границ с Киргизией необходимо, и Евразийский экономический союз – это правильный шаг вперед. Тем не менее нужно подчеркнуть, что управление экономическими проблемами между странами Евразийского экономического союза никуда не годится. Те, кто должны управлять этими процессами и совместно решать проблемы, не занимаются своим делом. Именно поэтому любые инициативы ЕАЭС подвергаются серьезной критике.

Возможно ли осуществлять эффективное сотрудничество между Россией и странами Запада в урегулировании афганской ситуации? Можем ли мы откинуть разногласия по Украине и прочим острым вопросам, чтобы взаимодействовать по этому направлению?

– Я считаю, что можем. Это не только можно, но и нужно делать. Решение начать взаимодействие будет зависеть от обеих сторон. Я думаю, два главных субъекта международного права, Россия и США, обязаны начать движение вперед. На сегодняшний день ясно, что существование или доминирование одного полюса в мире не решает проблем. Наверное, наличие двух или нескольких полюсов более приемлемо для международного сообщества, чем доминирование одного государства на всем земном шаре.

Могут ли США и европейские страны обойтись без России?

– Я думаю, тоже сложно. Разные конфликты показали, что можно решить вопрос в отдельно взятой части региона. Однако когда конфликт выходит за границы одной страны и проблема уже охватывает целый регион, то решать ее без России и Китая, наверное, невозможно. Думаю, все совершенно четко понимают, что нужно решать эти вопросы сообща.

Мария Смекалова

07.07.2016

Источник: russiancouncil.ru