После прихода к власти в США миллиардера Дональда Трампа многие эксперты, политологи и политики гадают и выступают с прогнозами о том, что же изменится в мире, в архитектуре отношений, как нутру западных стран, так и Запада с другими государствами. Человек, критикующий действия НАТО в конфликтных точках мира, обещавший пересмотра внешней политики США по многим направлениям, в том числе с Россией особенно по вопросам Украины и Сирии, теперь у политического штурвала супердержавы. Какой рецепт предложит будущая администрация Трампа для решения глобальных проблем безопасности — от Сирии до Украины, ожидает ли отношениям Вашингтона и Москвы оттепель, как сложатся карты в напряженных отношениях между США и Турцией. На эти вопросы в интервью корреспонденту EADaily ответил политолог, специалист по ведению переговоров, старший консультант компании CM&Partners Артур Мартиросян.

К власти в США пришел человек, который, как принято считать, не встроен «систему». Как это может отразиться на американской внешней политике, в частности, на Ближнем Востоке и соседнем Кавказе?

— Я не считаю, что Трамп не встроен в систему. У него нет опыта работы на государственной службе, на внешнеполитическом направлении, в законодательной сфере или в военной. Но он далеко не новичок в политико-экономической системе США, он достаточно хорошо знает, как работает Вашингтон. В американской политической системе важно понимать, какие группы по интересам стоят за президентом и каким образом они формируют понимание политической повестки дня и модальности отстаивания национальных интересов США.

Во внешней политике, если исходить из высказываний Трампа во время избирательной кампании, он готов проводить кардинальные изменения по всем азимутам — евро-атлантическому, тихо-океанскому и ближневосточному — в особенности. Трампу претит идеологический интервенционизм, он часто проецирует бизнес прагматику на внешнюю политику, поэтому ему ближе (нео)-реалистическая парадигма с нотками изоляционизма: Америке, чтобы стать снова великой, необходимо сосредоточиться. Будет ли он действовать так, как обещал, говорить преждевременно. Это станет ясно после того, как у него сформируются взаимосвязанные блоки в администрации — внешнеполитический, национальной безопасности, и внешнеэкономический. В истории американского президентства есть две основные парадигмы — президент с видением и стратегией набирает команду, и президент набирает команду, которая формирует цели, задачи и стратегию. В случае с Трампом следует ожидать гибрида из этих двух подходов. Поэтому высказывания избирательной кампании будут подвергаться коррекции. Степень корректировок будет зависеть от конфигурации команды на этом направлении.

По Ближнему Востоку он высказывался — здесь неизменной остается позиция по Израилю, жесткая линия по Ирану, вплоть до пересмотра ядерной сделки, а новой — сотрудничество с Россией и Сирией против ИГИЛ, и переформатирование отношений с НАТО, которое отразится на ближневосточном направлении. По Кавказу внешнеполитический вектор будет производным от этих целей и задач.

Можно ли ожидать при Трампе отмену снакций Запада против России, а также сближение отношений Москвы и Вашингтона по таким чувствительным темам как Сирия и Украина? В ходе всей избирательной кампании оппоненты Трампа называли его чуть ли не ставленником Москвы. Как будет обстоять ситуация на самом деле?

— Санкции отменить ему будет очень не просто при всем желании: он не получит должной поддержки даже среди республиканцев в Конгрессе. Единственная действенная стратегия будет в принуждении властей Украины к принятию согласованного с Россией и европейцами модуса вивенди по Донбассу и закрытию темы Крыма, что сделает сами санкции атавистическими. Исходя из его переговорного стиля на опыте бизнес сделок, есть большая вероятность, что отмену санкций он попробует использовать в дальнейшем в качестве фишек для достижения договоренностей по другим вопросам обширной переговорной повестки дня с Россией. По Сирии, Ираку и Афганистану ему потребуется более высокий уровень сотрудничества с Россией для достижения озвученных целей.

Оцените поведение армянской общины в избирательном процессе. Какую позицию она занимала?

— Очень сложно оценивать то, чего не было, а именно единой позиции армянской общины по выборам президента США. Основные организации общины не могли выработать единой позиции, поскольку отношения с Клинтон в ее бытность госсекретарем были испорчены напрочь у одной из них. Более отлажено армянские организации действовали на выборах и перевыборах в Конгресс.

В начале президентства Обамы США фактически инициировали процесс сближения между Арменией и Турцией, который впоследствии, однако зашел в тупик. Возможны ли какие-то иные дипломатические проекты со стороны новой администрации?

— Не думаю, что в ближайшие пару лет и даже за время всего президентства у Трампа будет возможность уделять внимание армяно-турецким вопросам. Более того, первоочерёдным являются вопросы урегулирования собственно американо-турецких отношений. Поэтому осмелюсь предположить, что новая администрация, если и вернётся к армянскому вопросу, то только инструментально: для оказания при необходимости давления на Турцию.

Будет ли смена позиции Вашингтона в отношении Анкары с приходом в Белый дом Трампа? Проблема экстрадиции исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, похоже, немного подпортила отношения двух союзников по НАТО.

— Отношения между США и Турцией переживают не лучшие времена. Есть серьезные противоречия, которые нивелировались администрацией Обамы из-за геостратегической зависимости от Турции по Сирии и Ираку. Как будет действовать Трамп сказать сложно, но вряд ли следует ожидать кардинальных подвижек на важных для армянства направлениях.

По мнению многих аналитиков, фигура Трампа воспринимается крайне неоднозначно даже среди многих соратников по Республиканской партии. Насколько он может быть самостоятелен в своих действиях? Позволит ли ему система реализовать обещания, данные в ходе предвыборной кампании?

— Отчасти мы коснулись этой темы выше. Однако по избирательной кампании у меня не возникло впечатление, что Трампа может что-либо удерживать от изменения ранее озвученной позиции. Сказанное в Писании «судите не по словам, а по делам их», как никогда подходит в этом случае к Трампу. Сейчас всем хочется прогнозов для снятия неопределенностей, но, как и в случае с выборами, единственный точный прогноз на этом этапе в том, что Трамп и его команда будут производить изменения, но какие именно, в какой последовательности и в точности ли с заявленными Трампом позициями, сказать однозначно невозможно. Ситуация будет проясняться с каждым днем до 20 января, но и после инаугурации необходимо будет отслеживать первые конкретные шаги.

Беседовал Аршалуйс Мгдесян

14.11.2016

Источник: eadaily.com