Российские Центры примирения враждующих сторон (ЦПВС), развернутые в различных районах Сирии, станут основным инструментом контроля за соблюдением режима прекращения огня и вывода с территории страны иностранных вооруженных формирований, в том числе отрядов ливанского движения «Хезболла». По мнению экспертов, это может значительно снизить остроту межконфессиональных противоречий в Сирии и стать значимым шагом к прекращению гражданской войны.

В ходе прошедших 14–15 марта в Астане консультаций представители РФ, Ирана и Турции договорились о превращении двустороннего мониторингового механизма (Россия—Турция) в трехсторонний. В ближайшее время Тегеран официально станет одним из гарантов прекращения огня в Сирии.

В Москве приветствовали расширение участия исламской республики в урегулировании. В частности, глава международного комитета Совфеда Константин Косачев заявил 15 марта в ходе видеомоста с иранскими парламентариями, что подключение Ирана способствует налаживанию режима прекращения огня и запуску политических процессов в Сирии.

При этом, российские военные возьмут на себя основные обязанности по мониторингу обстановки в Сирии и контролю за выполнением договоренностей о прекращении огня. Во всех ключевых населенных пунктах будут развернуты укомплектованные российскими офицерами ЦПВС. Они будут следить за тем, где находятся силы сторон и насколько добросовестно они соблюдают перемирие. Участники переговоров в Астане также обменялись картами, на которых отмечены районы дислокации радикальных и умеренных оппозиционных группировок. В дальнейшем будет согласован единый документ, на его основе будет вестись борьба с террористами.

Другая важная задача, которую, скорее всего, придется решать ЦПВС, — контроль за выводом из ряда районов Сирии шиитских формирований, воюющих на стороне Башара Асада. Этот весьма острый вопрос активно обсуждался участниками встречи в Астане. Информированный источник в военно-дипломатических кругах рассказал «Известиям», что в первую очередь члены делегаций говорили о ливанском движении «Хезболла», чьи отряды участвовали в штурме Алеппо и заслужили особую нелюбовь оппозиции.

По словам собеседника «Известий», в казахской столице представители РФ, Ирана и Турции рассматривали возможность выделения «Хезболле» зоны ответственности в Сирии и постепенного вывода ее отрядов из других районов, прежде всего с севера страны.

По мнению старшего преподавателя ВШЭ Леонида Исаева, для Турции и сирийской оппозиции вывод отрядов «Хезболлы» и других шиитских несирийских (например, афганских и иракских) формирований — один из ключевых вопросов урегулирования.

Для турок ливанская «Хезболла» является террористической структурой, которая защищает в Сирии интересы шиитского Ирана, а для сирийских суннитов любые иностранные шиитские группировки — это оккупанты, — отметил востоковед. — Анкара и оппозиционеры рассматривают снижение активности «Хезболлы» как часть процесса демилитаризации.

Исаев рассказал, что в нынешних условиях Иран вполне может согласиться на своеобразный размен, когда Турция гарантирует стабильность на севере Сирии в обмен на вывод проиранских формирований.

— Иранцы на словах с этим согласны, и «Хезболла» тоже не против, поскольку задача спасения режима Асада решена, а войска нужны ей в самом Ливане, — сказал эксперт. — Есть признаки того, что отряды «Хезболлы» уже в основном отошли к ливанской границе, а на севере и под Пальмирой сирийцы воюют в основном своими силами. Но есть еще шиитские бойцы из Ирака и даже Афганистана.

Впрочем, вопрос о шиитских формированиях еще будет обсуждаться в ходе следующего раунда астанинского процесса, который запланирован на начало мая. Так, Константин Косачев в ходе видеомоста в среду дал понять, что, несмотря на схожесть позиций России и Ирана, они не во всём совпадают, поэтому потребуются дополнительные консультации.

17.03.2017

Источник: izvestia.ru