Дестабилизационные процессы в регионе Ближнего Востока, в результате которых с образованием вакуума власти создались благоприятные условия для укрепления позиций террористических организаций и вмешательства большого числа игроков в конфликт, получили наибольшее развитие в Сирии. Государство Израиль расположено в непосредственной близости от мест проведения боевых действий, что не позволяет ему игнорировать происходящие события.

С момента образования еврейского государства Сирия неоднократно принимала участие в войнах против Израиля. По мнению ряда экспертов, САР (которую некоторые наблюдатели относят к «шиитскому полумесяцу») проецирует силу Тегерана, для которого Израиль — один из главных врагов в регионе. Какие возможности и угрозы сирийский кризис создает для Израиля?

Основные угрозы для Израиля

Оценивая развитие конфликта в Сирии, можно выделить ряд внешних угроз безопасности Израиля. Во-первых, укрепление позиций «Хезболлы» вдоль ливано-сирийской границы с возможным продвижением в юго-западные районы Сирии (в направлении сирийско-израильской границы) позволяет открыть новый фронт против Израиля вблизи Голанских высот, которые были оккупированы в ходе Шестидневной войны 1967 г. Усиление «Хезболлы» становится возможным благодаря активным поставкам вооружения из Ирана, которые Израиль систематично старается пресекать, нанося удары по конвоям на территории Сирии. Количество бойцов «Хезболлы», участвующих в боевых действиях на территории Сирии, росло: изначально их насчитывалось около 4–5 тыс., а с началом наступательной операции в Алеппо в Сирию было направлено дополнительно порядка 5 тыс. человек. В наличии у «Хезболлы» имелись сирийские танки Т-54 и Т-55, а также противотанковые ракеты и артиллерийские системы. Согласно заявлению офицера ЦАХАЛ, «Хезболла» также имеет вооружение, поставляемое в Ливан США, а именно 50 новых БТР М113А1/М113А2 и около 40 артиллерийских орудий.

Во-вторых, с расширением присутствия на территории Сирии иранских военных существует риск создания плацдарма для оказания давления на Израиль. Оно может быть оказано не напрямую на Израиль, а путем ослабления группировок, рассредоточенных на юго-западе Сирии вблизи Голанских высот, некоторые члены которых получают поддержку со стороны Израиля. В данном случае Тель-Авиву будет сложнее влиять на ситуацию в этом районе, что поставит под удар созданный Израилем буфер безопасности.

C расширением присутствия на территории Сирии иранских военных существует риск создания плацдарма для оказания давления на Израиль.

Наряду с уничтожением конвоев с вооружением, которые Иран направляет «Хезболле», силы безопасности Израиля проводят операции по ликвидации офицеров шиитского движения. В данном контексте стоит упомянуть операцию, в результате которой был нейтрализован Джихад Мугния, сын командира «Хезболлы» Имада Мугния, который по поручению иранцев курировал создание военной инфраструктуры на Голанских высотах, что является частью планов Ирана по созданию нового фронта борьбы с Израилем.

Более десятка населенных пунктов на территории Сирии в южной части границы с Голанскими высотами удерживают боевики «Исламского государства». При наличии угрозы безопасности Вооруженные Силы Израиля проводят операции по уничтожению данных боевиков.

Раздел Сирии — приемлемый для Израиля вариант

Для Израиля ввиду ряда факторов благоприятно раздробленное состояние Сирии. Во-первых, отсутствие единого централизованного государства не позволит Сирии обладать достаточным количеством сил и средств для ведения боевых действий против Израиля. Восстановление экономического и впоследствии военного потенциала станет возможным при налаживании системы хозяйственных связей между всеми провинциями. Сохранение фрагментированного состояния территориального устройства не позволит восстановить необходимый уровень экономического развития. По данным Всемирного банка, по состоянию на 2014 г. ущерб от войны в шести мухафазах (Алеппо, Даръа, Хама, Хомс, Идлиб и Латакия) составил 3,7–4,5 млрд долл. МВФ оценил только прямые разрушения на территории Сирии, который достиг 200 млрд долл. Согласно докладу Экономической и социальной комиссии ООН для Западной Азии (ЭСКЗА), потери реального ВВП Сирии за 2011–2015 гг. составили 169,7 млрд долл. По прогнозам ООН потребуется не менее 30 лет для возвращения экономики Сирии на довоенный уровень.

Раздробленность Сирии по этноконфессиональному принципу позволит Тель-Авиву прочнее закрепить свои позиции на Голанских высотах, аннексия которых была признана незаконной СБ ООН.

Во-вторых, раздробленность Сирии по этноконфессиональному принципу позволит Тель-Авиву прочнее закрепить свои позиции на Голанских высотах, аннексия которых была признана незаконной СБ ООН. Внутренне слабая и разобщенная Сирия почти потеряла шансы на возвращение этих территорий. В данном контексте время играет на стороне Израиля, и в краткосрочной перспективе Тель-Авив может закрыть этот вопрос. В случае окончательного разделения Сирии по этноконфессиональному принципу исчезнет последнее препятствие на пути закрепления еврейским государством оккупированных территорий под своим контролем.

Представляется возможным последующее усиление израильского влияния на юго-западе Сирии в провинции Даръа. Это будет связано с рядом факторов. Во-первых, Израиль, по сообщениям ряда СМИ, оказывает поддержку не только части бойцов оппозиционных групп, но и отдельным членам ИГ вблизи Голанских высот. Об этом заявил глава МИД Сирии Валид Муаллем на 71-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Во-вторых, усиление влияния Израиля будет иметь значение в контексте противостояния «Хезболле», которая уже контролирует ряд участков на сирийско-израильской границе вблизи Голанских высот. Для Израиля необходимо создание буфера безопасности, которым могут выступить районы на юго-востоке, удерживаемые оппозиционными группами, в списке приоритетов которых борьба с Израилем занимает не первое место.

Согласно принятой в 2015 г. Стратегии ЦАХАЛ, Вооруженные Силы будут проводить быстрые ограниченные по времени и масштабу операции при наличии потенциальной угрозы безопасности. Эти действия продемонстрируют врагу возможный ущерб в случае ухудшения ситуации. В связи с этим любая активность «Хезболлы» по созданию инфраструктуры вблизи Голанских высот и продвижению на юг будет пресекаться Израилем, как это делалось ранее.

В-третьих, для Израиля остается важным вопрос друзского населения, которое проживает на Голанских высотах, в Ливане и на юге Сирии. Большая часть друзов Голанских высот после 1967 г. отказалась получать израильское гражданство, ожидая дальнейших изменений на сирийско-израильском фронте, в частности, возможное возвращение указанных территорий в состав Сирии. Сегодня число друзов, желающих получить израильское гражданство, увеличивается. В 2015 г. кабинет министров Израиля одобрил новый пятилетний план по выделению 500 млн долл. на развитие общин друзов и черкесов. Подобные действия помогают закрепить позиции Израиля на Голанских высотах.

Разделение САР — возможности для Израиля

Позицию Израиля в отношении конфликта в САР выразил министр обороны М. Яалон, сравнив современную Сирию с омлетом, который нельзя превратить обратно в яйцо. Действительно, необходимых предпосылок для будущего «возвращения» Сирии в прежнее образование на данном этапе не наблюдается. Представляется, что сценарий разделения Сирии по этноконфессиональному принципу полностью поддерживается Израилем. Такими образованиями могут стать Сирийский Курдистан, Алавистан, Друзистан и др.

Разделенная Сирия может помочь решить одну из главных задач Израиля — ослабить позиции Ирана. Неспособность Тегерана влиять на все анклавы очевидно. В то же время Израиль, продолжая развивать тесные контакты с группировками оппозиции, способными влиять на ситуацию на местах, может превратить это в инструмент своего присутствия и последующего влияния на процессы на юге Сирии.

Разделенная Сирия может помочь решить одну из главных задач Израиля — ослабить позиции Ирана.

В связи с этим Израиль в отношении своих соседей, представлявших и представляющих угрозу, будет проводить исторически зарекомендовавшую себя политику «разделяй и властвуй». Ослабление влияния Дамаска на периферии позволит Тель-Авиву установить необходимые контакты с интересующими его сторонами, которые смогут стать дополнительным элементом в обеспечении его безопасности. Именно поэтому в интервью сирийской газете «аль-Ватан» Башар Асад заявил, что главный и единственный враг Сирии — Израиль, который поддерживает как оппозиционные, так и террористические группировки, продолжая оккупацию Голанских высот.

Израиль также оставляет за собой право на превентивные действия, нейтрализуя на ранней стадии в Сирии потенциальные источники опасности. Однако реализация данных инициатив может быть затруднительна, поскольку все так же будет зависеть в том числе от позиции и молчаливого согласия России, имеющей большой военный потенциал на территории САР, включая зенитно-ракетные комплексы С-300 и С-400, в радиус покрытия которых входит и сирийско-израильская граница.

В интервью телеканалу CBS Биньямин Нетаньяху заявил, что между ВС России и Израиля есть соответствующие договоренности, которые позволят избежать случайного столкновения. Вероятно, эти договоренности касаются операций Израиля против «Хезболлы» и иранских действий и исключают любую активность против сил, лояльных Башару Асаду.

Сергей Мелконян, востоковед, руководитель научно-аналитического портала International Studies

16.02.2017

Источник: russiancouncil.ru