Россия и США в очередной раз пытаются спасти перемирие в Сирии. В конце минувшей недели «режим тишины» объявлен в самых горячих точках — северных провинциях Латакия, Алеппо и предместьях Дамаска. Там за последнюю неделю возобновились наиболее ожесточенные бои, которые, по сути, поставили крест на перемирии.

До этого в его срыве «умеренная оппозиция» обвинила Дамаск и вышла из переговоров в Женеве. Одной из причин назвали наступление правительственных войск на Алеппо и массированные авиаудары по мегаполису, которые привели к десяткам погибших мирных жителей. Дамаск, в свою очередь, заявил, что в Алеппо сконцентрированы силы террористической группировки «Джебхат ан-Нусра», которая бьет по жилым районам.

Согласие и Дамаска, и «умеренной оппозиции» на «режим тишины» подтвердили начальник российского Центра по примирению Сергей Кураленко и официальный представитель госдепартамента США Марк Тонер. Однако насколько долго оно продлится, если даже американские эксперты предполагают, что его срыв спровоцировали внешние игроки — Турция и, возможно, Саудовская Аравия?

Если посмотреть на события, которые развивались в Сирии после начала перемирия в феврале, то картина выглядит так. Бои в большинстве районов страны стихли и носили больше позиционный характер. Это позволило Дамаску при поддержке России освободить Пальмиру от боевиков ДАИШ. Дальше, однако, война в Сирии начала возвращаться в обычное русло. Группировка «Джебхат ан-Нусра» не подпадает под перемирие, и ее боевики начали наступление на правительственные войска под Алеппо и даже пытались перерезать трассу снабжения войск из Дамаска. Вместе с сирийской «Аль-Каидой» в операции участвовали и группировки «Джейш аль-Ислам» и «Ахрар ар-Шам», которые были представлены на переговорах в Женеве.

«Хотя „Джебхат ан-Нусра“ формально не подпадала и не поддерживала перемирие, до конца марта группировка его уважала. Ее существование во многом зависит от доброй воли Турции и материальной поддержки Анкары. Поэтому трудно представить, что эскалация конфликта была инициативой „Джебхат ан-Нусры“ и ее союзников», — написал эксперт Вашингтонского института ближневосточной политики Фабрик Баланш. — Скорее, Анкара и, возможно, Саудовская Аравия приказали своим «прокси» начать действовать. А правительственные бомбардировки Марат аль-Нумана и Кафр Набла лишь подлили масла в огонь, но не были реальной причиной эскалации".

Похоже, что Турция играет в свою собственную игру, чтобы предотвратить успехи Дамаска и курдской партии «Демократический союз» (PYD) против ДАИШ на севере Сирии и создать свой «пояс безопасности», заключил аналитик. Возможно, Анкара и Эр-Рияд хотели надавить еще и на Дамаск, который отказывался в Женеве обсуждать вопрос будущего Башара Асада — ключевого вопроса для «умеренной оппозиции». Как бы то ни было, но дальше ситуация закрутилась по спирали — да так, что сегодня ни одной из сторон пятилетней войны уже нет дела до ДАИШ, отмечает Фабрик Баланш. А сами экстремисты от глухой защиты перешли в наступление и виной всему стала как раз сирийская «Аль-Каида», которую Москва настаивала уничтожить первой.

В апреле джихадисты развязали войну сразу на три фронта. С одной стороны, начали наступление на правительственные войска в Алеппо и его предместьях. С другой, приступили к операции по «зачистке» курдского квартала Шейх Максуд в Алеппо. И, что главное для Турции, перешли в наступление при поддержке Анкары на ДАИШ на приграничном участке, который от Алеппо еще до перемирия отрезали курды и правительственные войска. Цель была ясна — захватить весь приграничный участок, который пока контролирует ДАИШ. Таким образом, был бы создан «пояс безопасности Эрдогана» и курды не смогли бы соединить анклавы Африн и Кобани и контролировать более 80% турецко-сирийской границы.

Насколько такой вариант не приемлем для Анкары, можно судить по переговорам турецкого и американского президентов в Вашингтоне 31 марта. Как пишет Фабрик Баланш со ссылкой на хорошо информированного турецкого эксперта, Барак Обама попросил Реджепа Эрдогана разрешить сирийским курдам освободить Манбидж, что находится на приграничном участке, контролируемом ДАИШ, но тот отказал. Якобы заявил, пусть это делают арабские племена — союзники курдов, но не они сами. Но, так как у арабских племен нет достаточных сил для этого, то, понятно, что операция не удалась бы. И в дело вступила сирийская «Аль-Каида».

Вначале все развивалось по плану. Как отмечает аналитик Вашингтонского института, Анкара позволила боевикам сирийской «Аль-Каиды» даже зайти на свою территорию, чтобы по ней добраться до приграничного участка и усилить отряды «умеренной оппозиции» у города Аазаз. После чего боевики стремительным наступлением при поддержке турецкой артиллерии и самолетов коалиции освободили 40 квадратных километров приграничья. На этом, пожалуй, все и закончилось. В ДАИШ считают приграничный участок священным, так как по пророчеству в городе Дабик в Судный день должен произойти бой между воинами Ислама и неверующими. Поэтому террористы кинули все силы, чтобы отбить территории и на этой неделе захватили дополнительно еще и десять деревень. А вчера заявили, что уничтожили три турецких танка на границе с Сирией и разместили в сети видео с подтверждением.

Таким образом, Анкара не только не смогла создать пояс безопасности. «Умеренная оппозиция» потеряла новые территории, а сама Турция получила дополнительные 30 тысяч беженцев, которые устремились к границе, как сообщает Вашингтонский институт. Более того, встал вопрос выживаемости самой «умеренной оппозиции» в приграничном анклаве. «У повстанцев ССА („Свободной сирийской армии“) на севере все плохо. Курдские „Отряды народной самообороны“ (YPG) давят с запада, ДАИШ — с востока, граница практически закрыта, помощи почти нет. Они (Турция) только еду дают для беженцев и до этого немного легкого оружия подкинули, но это — котел», — написал в Twitter Зейнал Хидиров, близкий к русскоговорящим джихадистам «умеренной оппозиции».

Для Дамаска стратегически важно было бы продолжить после освобождения Пальмиры наступление в центре Сирии на ДАИШ, освободив нефтяные месторождения и Дейр эз-Зор, который уже год находится в осаде у террористов. Таким образом, правительственные войска вышли бы в долину Евфрата и дальше смогли бы наступать на север — «столицу» ДАИШ Ракку. Бои же под Алеппо круто изменили планы Дамаска. Башару Асаду пришлось перекинуть большие силы под Алеппо и до «режима тишины» сирийская армия начала наступления в Алеппо и Латакии, где собиралась несколькими ударами усмирить «умеренных» джихадистов — отрезать им последний путь снабжения из Турции и разделить их силы вокруг Алеппо, создав несколько поясов окружения.

Курды также молча не наблюдали, как джихадисты атакуют курдский квартал Шейх Максуд в Алеппо и пытаются отбить у ДАИШ территории, населенные курдами. Как отмечают в Вашингтонском институте, PYD заинтересована сейчас, прежде всего, в контроле над приграничьем, чем в наступлении на Ракку. Кроме того, они отомстили «умеренной оппозиции» за квартал Шейх Максуд, в котором проживают курды. Он уже почти год находится в окруженнии джихадистов, и они уничтожают как людей, так и инфраструктуру, чтобы отомстить его жителям за отсутствие поддержки. «То, что варвары-исламисты сделали для курдов за последние пять лет, превышает все репрессии семьи Асадов за более чем 40 лет», — заявил агентству ARANews местный журналист Хоршид Абди. Более того, курдские правозащитники заявили, что «умеренная оппозиция» применила в Шейх Максуде химическое оружие, что косвенно подвердили в группировке «Ахрар ар-Шам». Ее пресс-секретарь сообщил, что один из командиров будет наказан за использование оружия, которое нарушает международные конвенции.

Сами же сирийские курды перешли в наступление на «умеренную оппозицию» в Алеппо из северного анклава Африн. Насколько их ярость сильна, можно судить по тому, что после нескольких сокрушительных побед у городка Тель-Рифаат, они провезли тела 50 убитых джихадистов по улицам Африна и записали это на видео. Эту акцию устрашения осудили и лидеры PYD, однако она показательна тем, насколько «запуталась» ситуация на севере. Алеппо не зря называют центром «шахматной» доски, на которой играют судьбой Сирии, и именно от «режима тишины» в мегаполисе и провинции будет зависеть, в какую сторону свернет война, которой уже пошел шестой год.

Считать при этом, что позиции «умеренных оппозиционеров» крайне ослаблены, все-таки преждевременно. На своих страницах они размещают немало видео и фотографий новых поступлений вооружений. Например, американских противотанковых и переносных зенитных ракетных систем. По данным агентства «Спутник», за последнее время их поставили в Сирию не менее 85 единиц. А вот арабское издание Al-Masdar со ссылкой на саудовский источник, говорит о 500 противотанковых ракетных комплексах, которые передали «умеренной оппозиции». Нет у боевиков под Алеппо дефицита и в других мощных вооружениях. «Асадиты сегодня подвергаются очень массированному артобстрелу со стороны повстанцев в Алеппо. Бьют из всего — Д-30, Град, 120-мм минометы», — написал в соцсети пять дней назад связанный с джихадистами Зейнал Хидиров.

«Режим тишины» можно считать одной из последних попыток России и США сохранить хрупкое сирийское перемирие, в котором ДАИШ только восстанавливает силы. Эскалация конфликта позволила террористам занять новые территории на севере Сирии и на днях они приступили к штурму осажденного Дейр-эз-Зор.

Кроме того, ДАИШ объявило масштабную кампанию по привлечению новых боевиков и «давит» на джихадистов из «умеренной оппозиции». Так, «спящие» ячейки террористов заминировали и взорвали автомобиль, в котором находился один из лидеров группировки «Ахрар ар-Шам» Сауд аль-Исаф. А смертников, которые собирались убить одного из духовных лидеров «Джебхат ан-Нусры», поймали прямо перед расправой. Боец «Крымского джамаата» сирийской «Аль-Каиды» Абу Абдулла при этом написал в соцсети, что в районе южного Дамаска на сторону ДАИШ перешли группы джихадистов из «Джебхат ан-Нусры» и «Ахрар ар-Шам».

Тем не менее, всем воюющим в Сирии, все равно не до ДАИШ, и они, скорее, будут сводить счеты между собой. Получается, что сегодня ни одна из сторон конфликта не заинтересована в наступлении на Ракку и центром для всех становится Алеппо, заключили в Вашингтонском институте. Как развести в этой стратегически важной провинции интересы не только воюющих сторон, но и внешних игроков, большой вопрос. Слишком сильна у них ненависть друг к другу. И поддержка внешними игроками может стать ключевой в победе. Поэтому, возможно, предложение Вашингтона Москве, озвученное госсекретарем Джоном Керри, и является одним из вариантов, как разрубить «алеппский узел». «Мы предложили провести черту, абсолютную черту, и сказать: „Вы не заходите туда, мы не заходим сюда, а все, что посередине, — это честная игра“», — заявил госссекретарь США. По его словам, Москва рассматривает предложение и «в течение следующей недели или около того» решение будет принято.

Ближневосточная редакция EADaily

30.04.2016

Источник: eadaily.com