Россия выводит значительную часть военного контингента из Сирии в то время, когда в стране только установилось хрупкое перемирие. «Лента.ру» поговорила с российскими и зарубежными экспертами и попыталась понять, что стоит за таким решением и что это значит для Москвы и Дамаска.

Сергей Караганов, почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике:

Во-первых, Россия действительно достигла большинства поставленных перед собой целей. Во-вторых, начался мирный процесс, в-третьих — и это, может, самое главное — и в Сирии, и в целом на Ближнем Востоке ситуация безысходная. Ограниченное участие — это одно, а влипнуть, как Советский Союз в Афганистане или как наши партнеры в том же Афганистане и Ираке, — другое.

Чем раньше мы ограничим прямое вовлечение в ситуацию, тем лучше, я всегда к этому призывал. Правда, стоит заметить, что мы не уходим из Сирии окончательно: оставляем базы и будем предпринимать действия для поддержания мирного процесса. Например, можем кого-нибудь отбомбить на всякий случай.

Что касается глобальной ситуации, то это решение еще значительнее усиливает позиции России в мире. Улучшить скверные отношения с Западом, прекратив операцию в Сирии, не получится. Западу образ врага нужен значительно больше, чем России. Но теперь Запад привыкает к тому, что Москва действует так, как хочет, защищает свои интересы.

***

Иван Крастев, президент Центра либеральных стратегий в Софии, научный сотрудник Института гуманитарных исследований в Вене, член международного дискуссионного клуба «Валдай»:

Хотя нам предстоит еще многое узнать, чтобы понять логику российского руководства, я вижу три основные причины для вывода войск из Сирии.

Первое. Есть такие конфликты, в которых грань между победой и поражением достаточно тонкая. Сирийский — один из них. Я думаю, что России удалось многого достичь, заявить о себе как об очень сильном игроке на арене сирийского конфликта. Правда, из-за этого возникли завышенные ожидания. Думаю, что одна из причин вывода войск в том, чтобы не культивировать эти завышенные ожидания по поводу того, чего Москва может достичь в результате своей операции.

Второе. Операция в Сирии для Москвы очень важна со стратегических позиций, но Россия не хочет, чтобы ее рассматривали как сторону межконфессионального конфликта на Ближнем Востоке. Восприятие России как части прошиитской, проасадовской коалиции в долгосрочном плане создает проблему для России, прежде всего внутриполитическую.

Третий момент: за последние два-три года президент Путин уяснил, что преподносить сюрпризы, брать инициативу на себя очень важно. Он начал операцию в Сирии, когда никто этого не ждал, так же получилось и с выводом войск. От политики непредсказуемости Россия много выиграла в последние годы.

Как скажется решение российского руководство на самой Сирии, понять достаточно непросто. Особенно трудно понять, как видит ситуацию сейчас Башар Асад. Один из главных успехов России в сирийском конфликте — приостановка деморализации асадовской армии. Это была не просто военная поддержка: Россия помогла правительству Сирии поверить в свои силы. Как это скажется на понимании конфликта внутри Сирии, повторю, сказать сложно.

Есть еще один важный момент: на мой взгляд, Москва поняла, что сирийская ситуация серьезно повышает риск дополнительной конфронтации с Турцией. Да, сегодня между Россией и Турцией очень плохие отношения, но я думаю, что Россия осознала: эскалация конфликта, тем более военная, особенно в ситуации, когда Турция — сосед Сирии, а Россия — нет, не нужна. Полагаю, решение российского руководства отражает политику деэскалации в отношениях с Анкарой. Все-таки конфликт России и Турции зашел довольно далеко.

***

Алексей Малашенко, эксперт Московского центра Карнеги:

Это все похоже на гадание на кофейной гуще, но, на мой взгляд, существует два варианта толкования принятого Путиным решения. Первый — это де-факто признание поражения России. Наверное, можно было бы добиваться окончательного перелома ситуации в российскую пользу, но этого сделать не удалось, поэтому военное присутствие стало бесперспективным. Тем более, если и дальше усиливать такое присутствие, следовало бы уже говорить о наземной операции — но это исключено.

Второй вариант толкования прямо противоположный — была договоренность, которая долгое время держалась в тайне. Россия уходит, острая ситуация смягчается, а за это США дают некие гарантии Башару Асаду — он остается на время переговоров, на него не оказывают давление, и его дальнейшая судьба решается отдельно.

В таком случае получается, что на уступки пошли уже американцы. Если это так, то это можно считать определенным успехом Москвы. Потому что, если Асада уберут, тогда вообще непонятно, зачем было посылать в Сирию войска. Думаю, уже скоро все прояснится.

***

Пол Сондерс, исполнительный директор Никсоновского центра и центра National Interest, член международного дискуссионного клуба «Валдай»:

Решение Владимира Путина о выводе военного контингента из Сирии — попытка оказать давление на Асада, чтобы заставить его начать серьезные переговоры с оппозицией. Дамаск теперь действительно может смягчить свою позицию. Однако вопрос в том, сколько личного состава, самолетов, прочего вооружения и боевой техники будет выведено из Сирии и как быстро это произойдет. Организация и продолжительность этого процесса может служить своего рода рычагом давления со стороны России.

Тем не менее изначально президент Путин заявлял, что Россия вмешалась в Сирию для борьбы с «Исламским государством», а теперь же он утверждает, что Москва достигла своих целей и может уйти, даже не добившись победы над террористами.

При этом я не вижу никаких оснований ожидать, что уход России простимулирует другие правительства сократить их военное присутствие в Сирии. Это может быть достигнуто только в результате многосторонних переговоров.

15.03.2016

Источник: Lenta.ru

Зачем мы выводим войска из Сирии? Чтобы навести порядок на Украине! - Андрей Князев

Президент Российской Федерации Владимир Путин приказал начать вывод основных сил РФ из Сирии с 15 марта. «Считаю, что задачи поставленные перед Министерством обороны, в целом выполнены. Поэтому приказываю с завтрашнего дня начать вывод основной части нашей воинской группировки из Сирийской Арабской Республики», — заявил глава государства на встрече с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и министром обороны Сергеем Шойгу.

Вместе с тем, мнения иностранных экспертов и дипломатов на этот счет разделились. «Военный конфликт в Сирии продолжится и после вывода основной части контингента ВКС РФ из страны», — такое мнение высказал постоянный представитель Турции при ЕС Селим Енель. По его словам, для борьбы с террористической группировкой «Исламское государство» необходима наземная операция, на которую никто из ключевых международных игроков не решается. “Быстро это не закончится. Только что стало известно, что Россия заявила о выводе военных, но война продолжится, потоки мигрантов сохранятся, и люди продолжат бегство от режима» — заявил Селим Енель. Енель убежден, что для борьбы с ИГ «нужна полноценная войсковая операция». «Ударами с воздуха не победить, нужны войска на земле, но никто не решается на наземную операцию», — добавил он.

Турецкий дипломат заявил, что разделяет опасения российского президента Владимира Путина относительно будущего Сирии в случае ухода Башара Асада, как того требует ряд стран. «В одном я согласен с Путиным, а кто будет после ухода Асада? Да, мы хотим избавиться от него, но кто будет после него?» — сказал Енель, приведя в пример Ливию после свержения Муамара Каддафи.

Уверен, сейчас поднимется хор голосов, наперебой кричащих: «Путин слил Сирию». Однако, Асад пока остается на своем посту, доверие народу к нему непоколебимо, да и в военном отношении сирийская армия пусть медленно, но наступает. Значит, все-таки не слил! Хотя у многих может возникнуть непонимание того, зачем выводятся наши войска, если война в Сирии не окончена. Однако Путин, как и обещал, не стал повторять ошибок Афганистана, после которых КПСС получил в лице советского народа  заклятого врага, что стало еще одним «гвоздем в крышку гроба» СССР, и в итоге привело к распаду Советского Союза. Путин, как мы видим, умеет извлекать уроки из ошибок своих предшественников, и к тому же, вывод основной части войск РФ вовсе не тождественен выводу всех войск, и в случае острой необходимости ударную воздушную группировку можно нарастить очень быстро — в течение двух-трех дней, просто перебросив истребители и штурмовики на сирийские аэродромы, которые, я уверен, останутся под нашим контролем. Я уверен, Асада мы не бросим — в случае чего Россия всегда готова прийти ему на помощь военными методами, а политическая и дипломатическая поддержка с нашей стороны как была, так и остается, — в этом плане никакого «свертывания сил» не планируется. Сирия остается нашим союзником — а «русские своих не бросают»!

Существует и еще одна геополитическая доска, на которой в данный момент разыгрывается важнейшая партия. Это предстоящие выборы в США, и резкий взлет Трампа, которого вначале никто не воспринимал всерьез, не на шутку испугавший элиты США — как «патриотов», так и «трансконов». Элиты, на время отставив в сторону все свои противоречия, объединились — против Трампа, приход которого к власти значил бы кардинальную смену американского вектора, что предвещает серьезные потери как для силовиков и ВПК — основной силы патриотов, так и для транснациональных корпораций и банковских картелей, интересы которых представляют трансконы. Крепко испугались американские кланы, привыкшие в последние десятилетия к управляемым ”президентам-марионеткам”, а Трамп — не из таких, он — «второй Кеннеди», который не побоится проводить суверенную и национально-ориентированную политику.  Сейчас элиты США готовы на многое, лишь бы только Дональд Трамп не пришел к власти, и уверен, они оббили все пороги Кремля, предлагая условия одно лучше другого, лишь бы Москва отказалась от политической и имиджевой поддержки Трампа. В обмен на это, элиты могли предложить Путину — Украину, как главную болевую точку России и Русского мира. Конечно, уход американцев из Незалежной не будет резким — но он будет, еще и потому, что сами американские элиты разочаровались в проекте «Украина», и к тому же осознали, что Россия возвращается на орбиту сверхдержавы, а значит, отныне диктовать свои условия больше не получится — придется договариваться! Путин в последние два года проявил завидную выдержку, наотрез отказавшись ввязываться в открытую войну на Украине (или, что еще хуже, в Европе), и в Америке поняли, что им противостоит достойный соперник, очень терпеливый и расчетливый, соперник, которого «на понт» не возьмешь. А тут еще, как черт из табакерки, появился этот Трамп — который, умело используя ожидания рядовых американцев и противоречия между правящими кланами США, вдруг стал фаворитом(!) президентской гонки.

И ситуация для США сейчас очень непростая… Втянуть Россию в открытую войну не получилось, санкции и управляемый обвал цен на нефть не дали ожидаемого эффекта, а действия российских войск в Сирии  показали, что в военном отношении Россию уже можно смело называть сверхдержавой. Запугать нас не получилось, «разорвать экономику в клочья» — тоже. Американские политические элиты за последние 25 лет крепко вжились в роль «мирового гегемона», и, как следствие, отвыкли договариваться и идти на компромисс, но угроза прихода в Белый Дом такого человека как Трамп, уверен, отрезвила их и заставила понять, что пришло время менять свою политику в отношении России — от менторской позиции «старшего брата» переходить к равноправному партнерству. И сейчас, готовясь к решающей схватке за кресло президента США, патриоты и трансконы вынуждены еще и скидывать «балласт», в роли которого в данный момент оказалась Украина. Ее  планировалось использовать в роли «тарана» против России, но «надежд она не оправдала». Из «тарана против России» Украина превратилась «в черную дыру». Дать денег — разворуют, дать оружие — продадут ИГИЛ, Крым потеряли, Донбасс — тоже, в общем, поставленные задачи не выполняют, сколько Керии и Нуланд не посылай. Разочарование украинскими «элитами» сменилось в США открытым негодованием, и вместе с тем, пониманием, что ”укротаран” пора списывать в утиль. Выдержка и стратегический расчет Путина сделали свое дело —  американский проект «Цеевропы» близок к закрытию. И, по моему мнению, именно потому Россия и выводит войска из Сирии, — освободившиеся ресурсы будут использованы для наведения порядка на Украине. На геополитической доске Россия готовится к розыгрышу новой партии, ставя однополярному миру шах и мат!

Андрей Князев

15.03.2016

Источник: News Front