27 февраля, в Сирии вступает в силу двухнедельное перемирие. На предложенные Россией и США условия впервые согласились и Дамаск, и оппозиция. Операция России в Сирии длится уже пять месяцев и, по сути, именно она привела к тому, что обе стороны согласились на время «зачехлить» оружие. EADaily изучило, как с сентября, когда начались первые авиаудары России по террористам, изменилась война в Сирии, и насколько жизнеспособным может быть перемирие.

Принуждение к перемирию

Если посмотреть на карту, то территориально Дамаск так и не смог вернуть себе значительные части страны, а «Исламское государство» осталось почти при своем. Стратегически, однако, картина войны в Сирии изменилась кардинально. Дамаск и ИГИЛ в большей части линии фронта разделяет «умеренная оппозиция». И именно она, состоящая во многом из конкурирующих с ИГИЛ джихадистов, несла угрозу Башару Асаду. Поэтому не трудно догадаться, почему после начала российских авиаударов Дамаск перешел в наступление в основном на позиции «умеренной оппозиции». Особенно с начала года, когда даже небольшие в масштабах страны прорывы правительственной армии поставили под вопрос ее существование, как отдельных территорий. В центре и на юге страны Дамаск взял в клещи и в осаду большинство завоеваний «умеренной оппозиции». А главное, почти загнал в угол своих оппонентов на севере страны, через который из Турции идут поставки живой силы и вооружений. Крупнейший мегаполис Сирии Алеппо является оплотом «умеренной оппозиции». Уже несколько лет она делит его с Дамаском. В феврале же после прорыва правительственных войск Алеппо оказался на грани осады. Буквально несколько недель отделяют сейчас Дамаск от того, чтобы полностью отрезать антиправительственные группировки от путей снабжения из Турции и вплотную приблизиться к границе и единственным открытым с Турцией двум КПП, которые сейчас контролируют исламисты. Очевидно, такая ситуация и стала причиной того, что комитет переговорщиков из «умеренной оппозиции», созданный в Эр-Рияде, согласился на перемирие. В ином случае боевики не только потеряли бы контроль над Алеппо, но и получили бы мощный имиджевый удар, не удержав «цитадель». Вкупе с перекрытием границы они бы оказались на грани уничтожения и необходимости начала партизанской войны.

Впрочем, вести сражения за столом переговоров, нежели в окопах, выгодно сегодня и Дамаску. С одной стороны, состояние правительственных войск не позволит вернуть себе даже территории, которые контролирует «умеренная оппозиция». А зачистка городов сулит огромные жертвы среди мирного населения. С другой, даже небольшие «завоевания» уже усилили позиции Дамаска за столом переговоров и «умеренная оппозиция» впервые вынуждена к ним прислушиваться. Другой вопрос — в сирийском замесе сегодня сосредоточено и пересекается такое количество интересов игроков самого различного уровня, что само перемирие может оказаться недолгим. И судьба сотен тысяч мирных граждан здесь абсолютно не при чем.

Худой мир

В случае с Сирией поговорка о том, что худой мир лучше доброй войны, подходит как никогда. Она позволит избежать новых жертв и, по сути, эскалации конфликта, который может привести уже к прямому столкновению России и Ирана с Турцией и Саудовской Аравией. А это уже совсем другая война с иными даже по меркам Сирии последствиями. И в этом не заинтересована ни одна из сторон и геополитических игроков. При этом, однако, от своих интересов никто отступать также не намерен. Поэтому, похоже, в Сирии идет масштабное переформатирование как группировок «умеренной оппозиции», так и тактики и стратегии геополитических игроков. Не секрет, что под перемирие не попадают «Исламское государство» и сирийская «Аль-Каида» — группировка «Джебхат ан-Нусра». И «умеренная оппозиция» уже заявила, что сомневается в перемирии, так как позиции боевиков иногда почти совпадают с террористами-джихадистами, и Дамаск «по ошибке» будет лупить по всем. В этом может быть правда и лукавство. Ведь сама «умеренная оппозиция» состоит из группировок исламистов, которые являются союзниками сирийской «Аль-Каиды». Например, «Ахрар аш-Шам». Вместе с последователями Усамы бен Ладена она входит в коалицию «Армия завоевания» и одновременно в комитет по переговорам, созданный Саудовской Аравией при одобрении США. На то, чтобы считать не всех джихадистов «плохими», Москва и Дамаск, очевидно, согласились со скрипом. Пришлось, судя по всему, по той простой причине, что отделить исламские группировки от светских практически невозможно, как и установить реальное перемирие без них. И это уже сейчас может дать возможность перетечь многим джихадистам из рядов «неправильных» в «правильные».

Сирийская «Аль-Каида» сама состоит из бесчисленного количества примкнувших группировок, которые под шумок могут поменять название и коалиции. По сути же, останутся теми же самыми. О том, что в Сирии может случиться ситуация, схожая с Египтом, где на выборах сразу после революции победили исламисты, мы уже писали. И, возможно, джихадисты взяли такую тактику на вооружение. Например, активность сирийской «Аль-Каиды» в соцсетях и информационном пространстве резко снизилась. Зато стало появляться немало заявлений о создании новых коалций группировок под крылом «Сирийской свободной армии». Она, как известно, считается светской. А это уже не так. Два последних случая. В конце прошлой недели сирийские боевики объявили о создании коалиции «Джейш Халаб». В нее вошли светские группировки 101-й, 16-й дивизионы и «Султан Мурад», которых тренировали и вооружали США. А также исламисты из «Ахрар аш-Шам» и «Движение «Нур аль-Дин аль-Занки». Вчера же появилась коалиция «Джейш аль-Тахрир». Кроме небольших группировок «Свободной сирийской армии» к ней примкнули боевики «Джебхат аль-Шам», которые являются союзниками сирийской «Аль-Каиды».

В такой ситуации боевики сирийской «Аль-Каиды» могут запросто раствориться в «Свободной сирийской армии» и поставить Дамаск перед дилеммой: сорвать перемирие, уничтожая реальных, но официально теперь правильных террористов, или готовить стратегию по их уничтожению в дальнейшем. Если с ИГИЛ все понятно, то в случае с «Аль-Каидой» непонятно, как бывшие союзники и даже «однополчане» будут воевать друг с другом. Очевидно, никак. Не секрет, что неофициально джихадистов поддерживают и Саудовская Аравия, и Турция. А, как сообщает турецкий телеканал NTV, президент Реджеп Эрдоган вообще заявил, что сирийская «Аль-Каида» в лице «Джебхат ан-Нусра» сражается с ИГИЛ. «И почему после этого их считают плохими?» — передает телеканал слова турецкого лидера. Он, правда, не уточнил, что «Джебхат ан-Нусра» сражается с ИГИЛ по другой причине — хочет построить свобственный «халифат», а не демократическую Сирию.

А ИГИЛ против

В любом случае заявления Анкары — звонок, что список из двух организаций на уничтожение хотят сократить до одного ИГИЛ, и перетекание джихадистов в «правильные» группировки несет огромные риски для сохранения перемирия и реальной борьбы с сирийской «Аль-Каидой» и ИГИЛ. Сейчас многое зависит от того, о каких изменениях в конституцию и выборах договорятся за столом переговоров. И удовлетворят ли они амбиции Турции и Саудовской Аравии. Для «Исламского государства» они не выгодны при любом раскладе.

Территория, которую контролирует ИГИЛ в Сирии, может стать новым регионом борьбы за влияние в стране. Как показывают последние заявления Анкары, Эр-Рияда и крупнейшие учения Саудовской Аравии и ее союзников «Северный гром», тактика восточных игроков изменилась. С перемирием или без они могут начать мощную кампанию против ИГИЛ в Сирии. И, захватив территории с помощью поддерживаемых ими исламистов и собственными силами, поставить новые условия на переговорах с Дамаском. Речь может пойти даже о распаде страны. Это, очевидно, и имел в виду госсекретарь Джон Керри, говоря о том, что перемирие необходимо срочно вводить. То, что на операцию Саудовской Аравии и союзников время есть и дипломатические сражения не будут скоротечными, понятно всем.

Поэтому ИГИЛ будет стремиться сорвать любые договоренности и перемирие, чтобы не допустить борьбу за Дамаск и Сирию за свой собственный счет. А то, что они это умеют делать, доказывают и последние теракты в Дамаске и Хомсе, и заказные убийства лидеров конкурирующих исламских группировок.

Тем более, что благодатная почва для срыва перемирия есть. В «правильных» исламистских группировках также не уверены в перемирии и уже готовят информационную почву. Например, группировка «Ахрар аш-Шам» выставила в соцсети видеоопрос якобы жителей подконтрольных ей территорий. Они сомневаются в том, что перемирие будет действовать, а, главное, Дамаск будет его соблюдать.

Российская карта

Выигрышной стороной ситуации для Дамаска можно считать то, что за перемирие сейчас выступают не только Москва и Тегеран, но и Вашингтон. США, похоже, серьезно намерены завершить сирийскую мясорубку и предупредить распад Сирии. По крайней мере, американцы закрыли глаза на принуждение «умеренной оппозиции» к миру, когда Дамаск почти взял в клещи Алеппо. Более того, сирийские курды с американским вооружением в это время наступали к Алеппо со стороны севера и выбили с позиций группировку «Султан Мурад». Ее также вооружали США, но американцы ничего не заявили по поводу того, что их союзники воюют друг с другом.

Для России после иранской ядерной сделки сирийское перемирие принесет немало политических дивидендов. Хотя и не решит всех поставленных в Сирии задач. Наверняка и в Вашингтоне, и Эр-Рияде, и Анкаре понимают, почему часть авиаударов приходилась по «умеренной оппозиции». Кроме поддержки ослабевшего за пять лет войны Башара Асада, Москва преследовала и цели безопасности сугубо России. В «умеренной оппозиции» воюют сейчас сотни русскоязычных боевиков: как в сирийской «Аль-Каиде», так и независимых, но не менее опасных группировках. Многие прошли Чечню, и их уничтожение было очевидной целью авиаударов по «умеренной оппозиции». Даже более важной, чем по ИГИЛ. И Москва этого не скрывала, называя всех террористов одинаково. Уничтожить их, правда, полностью Москве пока не удалось. Распад Сирии грозит России куда более худшими последствиями.

Ближневосточная редакция EADaily

26.02.2016

Источник: eadaily.com

Сирия, или Игра в напёрстки по плану «Б»

Не успела российская дипломатия гигантскими усилиями сдвинуть с мертвой точки воз американской политики в Сирии, как тут же пришлось убедиться, что эта скрипучая повозка не хочет ехать в согласованном направлении.

Уже после того как президенты В.Путин и Б.Обама согласовали режим прекращения огня сирийской армией и умеренной оппозицией, госсекретарь Джон Кэрри выступил в cенате с успокоительной речью, не оставляющей сомнения в том, что изначальные цели США остаются прежними: президент САР Башар Асад должен быть в любом случае смещен. Именно это хотели услышать от госсекретаря американские сенаторы, и именно поэтому они одобрили соглашение. И еще они одобрили соглашение потому, что если оно будет нарушено или Б.Асад не уйдет, то США введут в действие план «Б», о котором сегодня не говорит разве что только ленивый. Каков этот план на самом деле, никто толком не знает, но зато все знают, что он предполагает военное вмешательство. Не то турок, не то саудитов, не то американцев, не то всех вместе скопом. В любом случае сирийцы горько пожалеют о нарушении соглашения и поддержке своего президента.

Вопрос: а если вдруг соглашение нарушит оппозиция? Ответ: всё равно пожалеет Дамаск. Другой вопрос: а если на предстоящих выборах сирийцы выскажутся за Башара Асада? Ответ: всё равно пожалеют.

Короче говоря, пресловутый план «Б» представляет собой финальную стадию установления американского порядка в Сирии. Другие подходы, в том числе и самих сирийцев, к рассмотрению не принимаются.

Как не вспомнить богатую на такие варианты историю англосаксов. Ведь и во Второй мировой войне они умудрились, повоевав менее года, отхватить две трети побежденной Германии.

И снова возникают исторические реминисценции. Сначала против Асада натравили бешеного зверя под флагом «Исламского государства». Точно так же, как натравили Гитлера против СССР. Потом, когда ИГ стал кусать Европу, решили слегка повоевать с ним и сколотили коалицию, затеявшую «странную войну». Такой же странной была война Великобритании против фашистской Германии в 1939-40 гг. Без боёв и потерь.

После того как фашисты стали терпеть катастрофическое поражение, англосаксы бодро заявили о своей готовности принять участие в разделе пирога победы. И надо сказать, проявили немалую изобретательность в дележе.

Теперь картина повторяется. ИГ терпит поражение от сирийских войск и российских ВКС, и американцы энергично вступают в мирное урегулирование. Однако это урегулирование должно снова выглядеть как делёж пирога победы в их пользу. То есть Асад должен уйти, а на его место заступит ставленник «умеренной оппозиции» из числа наймитов Белого дома. Тем самым будет сделан важный шаг к начертанию новой политической карты «Большого Ближнего Востока», а главная роль в этой игре отводится России. Как 70 лет назад.

Из многих официальных заявлений российского руководства хорошо известно, что Москва выступает за самоопределение народа Сирии и никаких насильственных действий в адрес Башара Асада не допустит. Тем более путем реализации таинственного военного плана «Б». Наличие такого плана, по всей вероятности, никого не напугает. А уж для сирийцев после схватки с ИГ никакой противник не страшен.

На самом деле подоплека американских замыслов заключается не в военном вторжении в Сирию. Американцы достаточно трезво оценивают ситуацию и авантюристичность подобной идеи понимают. Сегодня их смущает слабость «умеренной оппозиции» не только на фоне правительственной армии, но и ее низкий авторитет среди населения по сравнению с авторитетом Башара Асада. Это несопоставимые величины, и переход урегулирования в мирное русло покажет всю бесперспективность ставки США на «умеренных». Поэтому для Вашингтона остается только один выход - наращивать давление на Москву и Дамаск с требованием досрочного ухода Асада. В Белом доме не хотят его участия в новых выборах.

Башар Асад должен заплатить за верность традициям баасистcкой политики дружбы с Россией, за нежелание превращаться в марионетку США. Расплата должна быть неотвратимой, и Вашингтон без колебаний надругается над всеми нормами международного права, чтобы наказать сирийского президента. Какая демократия, какое волеизъявление народа, какое самоопределение?! Башар Асад, самый страшный диктатор всех времён и народов, должен уйти. Иначе будет введён в действие план «Б»!

Такая политика была бы смешной, когда бы не была столь кровавой. План «Б» - это игра в напёрстки с заранее определенным победителем. Но Восток – дело тонкое. Здесь всяких напёрсточников видали. Да и Москва всякого от Вашингтона насмотрелась. Едва ли Дамаск и Москва попадут под впечатление от этого грозного плана. Судьба ИГ предрешена, и недалеко то время, когда Сирия будет полностью очищена от этой чумы. Едва ли победители захотят допускать к власти и другую чуму, грозящую из турецких лагерей, воюющую на американские деньги, вступившую в сговор с «заклятыми друзьями» Сирии - саудитами.

Как это и бывает в гражданских войнах, оппозиционерам простят их вооруженную борьбу против правительства и допустят к участию в политическом процессе. Но они получат ровно столько, сколько заслужили и ни йотой больше. Никакие преференции и исключительные права им не светят. И с «цветной революцией» по американскому образцу наверняка будут трудности. Сирийцы свои «цветные университеты» прошли.

Поэтому аналогии с дележом пирога победы после Второй мировой войны у американцев не получатся. Мир изменился.

Дмитрий Седов

26.02.2016

Источник: Фонд стратегической культуры