Порошенко и «Правый сектор», по-видимому, достигли компромисса. Боевики ПС вольются в боевое подразделение СБУ – группу «Альфа», что лидер группировки Ярош считает наиболее подходящим вариантом. Эксперты уверены, что этим решением Киев лишь укрепит радикалов, работающих на свержение режима Порошенко. Единственная альтернатива – «ночь длинных ножей».

Боевики националистической организации «Правый сектор» (ПС) станут частью боевого подразделения Службы безопасности Украины – группы «Альфа». Об этом во вторник заявил лидер радикалов Дмитрий Ярош. «В настоящее время происходит процесс вхождения в центр специальных операций «Альфа» (СБУ) на базе 8-го батальона, который находится в секторе М», – сказал он в интервью газете «Украинская правда».

По словам Яроша, комиссия СБУ отобрала несколько десятков человек из «Правого сектора», с которыми уже в ближайшее время должны подписываться первые контракты. «Также бойцы пятого батальона ездили в Днепропетровск на медкомиссии, а теперь на базе проходят полиграф, очень много всяких тестов», – добавил он, назвав вливание в состав СБУ для «Правого сектора» «более подходящим вариантом».

Ранее власти заявляли, что в стране не должно быть незаконных вооруженных формирований. Минобороны предлагало добровольческим батальонам вливаться в ряды Вооруженных сил Украины (ВСУ). Генштаб же констатировал, что не все представители добрбатов согласились войти в состав ВСУ, чем нарушают украинское законодательство. В свою очередь пресс-секретарь ПС Артем Скоропадский называл сохранение автономного статуса основным условием, при котором бойцы ПС могут стать частью ВСУ.

В последнее время отношения между националистами и властями Украины складываются очень напряженно и периодически выливаются в прямой обмен угрозами. В середине июля президент Украины Петр Порошенко призвал разоружить «Правый сектор». «Ни одна политическая сила не должна и не будет иметь никаких вооруженных ячеек. Ни одна политическая организация не имеет права обзаводиться банальными криминальными группировками», – заявил президент. О готовности приступить к разоружению ПС заявляли и в самой СБУ.

Радикалы начали выражать недовольство политикой украинского руководства сразу после свержения Виктора Януковича. В августе 2014 года «Правый сектор» потребовал от президента закрыть все уголовные дела в отношении членов организации и провести кадровую чистку в МВД, в противном случае обещая двинуться на украинскую столицу маршем.

В сентябре 2014-го Ярош раскритиковал закон об особом статусе ряда районов Донбасса и пригрозил Порошенко повторением судьбы Януковича. В апреле этого года «Правый сектор» призывал сторонников выйти на улицы городов, чтобы протестовать против действий властей. Они, по словам Яроша, пытаются дискредитировать добровольческие батальоны, «натравливая» на них солдат. В начале июня ПС организовал во Львове шествие и потребовал от Порошенко ответить за бездействие властей за год правления. В середине того же месяца было озвучено требование отказаться от минских соглашений.

Эксперты считают, что расширение СБУ за счет бойцов ПС не сможет «размыть» организацию – радикалам все равно удастся сохранить свое ядро, что в конечном итоге грозит вылиться в прямое противодействие с властями. Директор украинского Центра евразийских исследований Владимир Корнилов напоминает, что требование ПС сделать из них подразделение СБУ было выдвинуто еще 1 декабря 2013 года, когда группировка «выкрикивала нехорошие слова в адрес Порошенко, а лично Ярош назвал его главным врагом Украины», причем «все это происходило в тот момент, когда правосеки штурмовали президентскую резиденцию Януковича».

«Как мы видим, «Правый сектор» в этом плане довольно последователен, чего не скажешь о Порошенко. Его тогда объявили врагом номер один, но он с ними на некоторое время договорился, и ПС перестал его трогать. Как только финансирование ПС заканчивалось, они вновь его обвиняли, но с ними вновь договаривались за кулисами. Несколько раз Яроша пытались ввести в стойло: в армию, в МВД, на что «Правый сектор» заявил, что будет спецподразделением, и все тут», – сказал Корнилов газете ВЗГЛЯД.

По мнению политолога, Порошенко до сих пор пытается упорядочить процесс и взять под контроль боевиков. «Я не думаю, что это сработает. ПС и Ярош – безбашенные люди. Они последовательно идут к своей цели – свержению, как они сами заявляют, режима внутренней оккупации. К таковому режиму они относят лично господина Порошенко. Получается, что в СБУ в качестве спецподразделения включается команда, целью которой официально провозглашено свержение Порошенко и всех, кто рядом с ним», – отметил он.

«Ружье, которое висит на стене, в финальном акте все равно должно выстрелить. Порошенко придумывает всевозможные способы зачехлить это ружье, сделать контролируемым. Но все прекрасно понимают – или власть устроит этим боевикам «ночь длинных ножей», или эти боевики придут и свергнут эту власть. Стычка неминуема. Вопрос лишь в том, насколько власть сможет оттянуть эту стычку. Но время играет на Яроша. Чем дальше Порошенко оттягивает эту «ночь длинных ножей», тем крепче и более вооруженным является Ярош и «Правый сектор». То есть тем кровавее будет стычка», – прогнозирует эксперт.

В свою очередь член Общественной палаты, президент Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев напомнил о давнишних связях между СБУ и «Правым сектором». Предыдущий глава спецслужбы Валентин Наливайченко был ближайшим знакомым Яроша и написал предисловие к его книге, а лидер ПС был помощником у Наливайченко в его бытность депутатом Верховной рады.

«В нынешней ситуации такого рода действия будут практически самоубийством для властей Украины, поскольку так или иначе «Правый сектор» официально заявляет, что никак не подчиняется правительству, а является отдельным подразделением. Хорошо известны нападения бойцов ПС на милиционеров, которые происходили в различных регионах Украины. Любая попытка интегрировать ПС в государственные структуры не приведет к растворению «Правого сектора», а скорее приведет к тому, что ПС получит лишь еще одну официальную возможность далее проводить свою противоправную деятельность», – сказал Григорьев газете ВЗГЛЯД.

23.09.2015

Источник: vz.ru

Зачем «Правый сектор» сливают с элитным спецназом Украины?

В Службе безопасности Украины (СБУ), судя по всему, зреет серьезная кадровая пертурбация на уровне Центра специальных операций «Альфа». Самое боеспособное спецподразделение Украины, являющееся правопреемницей легендарного спецназа КГБ СССР, собираются «скрестить» с националистической группировкой «Правый сектор».

О том, что процесс слияния уже фактически пошел, в интервью украинским СМИ рассказал лидер «правосеков» Дмитрий Ярош, слова которого приводит РИА «Новости». По его утверждению, на данный момент комиссия СБУ отобрала несколько десятков человек. И в самое ближайшее время с ними должны быть подписаны первые контракты.

Такой вариант Ярош назвал «наиболее подходящим»: «Для многих наших ребят, которые по состоянию здоровья или в силу других причин не могут войти в официальные структуры, вхождение в „Альфу“ дает возможность работать как вспомогательное подразделение», — отметил он. Добавив, что те, которые не войдут в спецподразделение «будут работать как вспомогательные волонтерские подразделения при этих ребятах».

Иерархия, прямо скажем, нестандартная. Но зато «неформальная» расшифровка СБУ — «Служба Бандеризации Украины» — будет полностью соответствовать сути этой организации, после того, как под ее крышей официально начнут действовать филиалы бандформирований «правосеков».

Проблема еще в том, что «Служба безпеки» должна обеспечивать государственную безопасность. И подчинена она напрямую президенту Украины. А отношения Порошенко и «Правого сектора» значительно обострились — мягко говоря — после событий в Мукачево.

Тогда чего добивается лидер «незалежной», запуская в боевые структуры СБУ людей, которые еще недавно совсем угрожали ему не просто отстранением от власти, но и физической расправой? Не совершает ли Порошенко роковой ошибки, пытаясь в очередной раз заигрывать с боевиками Яроша?

— Дело вовсе не в Порошенко, — считает политик, народный депутат Украины VII созыва, кандидат исторических наук Николай Левченко. — Официальная идеология «Правого сектора» исповедует доминирование украинской расы — вот что страшно. Национализм. Неонацизм. Теория расового превосходства. Все это мы уже проходили в первой половине XX века. И теперь, в первой половине XXI века, «Правый сектор» все это снова реанимирует.

Проблема даже не в том, что бандформирования вольются в состав регулярных спецподразделений. Во время Гражданской войны ведь входили различные отряды (и даже отряды Махно) в регулярные части Красной Армии. И многие из них потом доблестно служили. Вот Котовский, например, бандитом был, а затем стал красным командиром.

Но когда люди пронизаны идеологией национализма — вот это, действительно, страшно. И если они станут теперь действовать от имени государства, это значит, что государство начинает на официальном уровне исповедовать национализм. Такие государства, как правило, так или иначе, втягиваются в открытое вооруженное противостояние с соседями. Потому что национализм, это исключительно агрессивная идеология. Она предусматривает жизнь за счет других.

Но с точки зрения Порошенко, он все делает логично. Потому что уровень жизни падает. Нет никакой идеологии в обществе. Нет национальной идеи. Нет защиты отечественного товаропроизводителя. То есть, общество во всех смыслах нищает. И нужно что-то ему дать. Какую-то идею. Какой-то вариант выхода из этого тупика. Это как Германия двадцатых годов. Позорно проигравшая войну, обнищавшая и измученная страна оказалась тогда легкой добычей для национал-социалистов. Украина сегодня тоже легко может стать добычей националистических нацистских группировок, которые уже проникают во власть.

«СП»: — Это является угрозой для Порошенко? Или он найдет к ним подход?

— Лучший выход для него из всей этой ситуации — тихий мирный уход на покой. Поскольку есть еще вариант, с которым сталкивались на Ближнем Востоке, когда к власти приходили радикальные исламисты. Там низвергнутых вождей просто вешали.

«СП»: — Соратники Яроша угрожали Порошенко тем же самым. И еще «темным подвалом».

— Я думаю, вряд ли стоит ждать такого жестокого сценария. У Порошенко есть надежные союзники и защитники в виде коллективного Запада. У него есть деньги, и есть куда уезжать. Потом он достаточно лояльно ведет себя по отношению к радикалам. Задержание нескольких депутатов от «Свободы» — это всего лишь показательный пиар-ход. Поэтому я думаю, что здесь будет сценарий мирного, спокойного ухода и отъезда за границу.

«СП»: — А не знаете, отловили «правосеков», которые там несколько месяцев по мукачевским лесам бегали?

— Эту историю очень деликатно свели к тому, чтобы о ней просто забыли. Я думаю, «беглецы» давно в рядах «Правого сектора» и за их «художества» ничего им не будет. Ведь даже в СМИ их никто не называет бандитами — таков принцип новой информационной политики. Называют «активистами», просто «ребята», «парни из „Правого сектора“», «бойцы». Они напали на сотрудников милиции, стреляли из гранатомета в мирном городе, похитили ребенка и прикрывались им, чтобы скрыться. И эти люди — не бандиты. Их уже заранее амнистировали.

Война стереотипов и ярлыков делает свое дело. Ведь не нужно глубоко вникать в смысл. Достаточно просто одного человека назвать «ватником», а другого «активистом» — все. И «ватника» не жалко, его можно убивать. Он уже виновен априори. А «активист», конечно, может ошибаться, как живой человек подвержен разным эмоциям. Но он же — «активист».

Недавно такие «активисты» ворвались в дом Кивалова (Сергей Кивалов, депутат ВР — ред.) в Одессе. Это частная собственность. Там живет семья. Да, надо расследовать, кто дал разрешение строить дом на берегу. Только это все вопросы судебные. Но факт остается фактом — взломаны ворота, люди проникли на территорию, которая им не принадлежит. Везде, в любой стране мира, в правовом обществе это называется взлом и грабеж. А в украинских СМИ это проходит, как «гражданская акция „Открытые двери“». И молодчики, которые занимались взломом, именуются «активистами». И уже к ним другое отношение.

«СП»: — Была «акция», когда такие же «активисты» сжигали людей в Доме профсоюзов. И теперь Порошенко, по сути, позволяет им стать уже официальными палачами. Не открывает ли он им дорогу к фашистскому перевороту?

— Сомневаюсь, что Порошенко запрограммирован на самоуничтожение и у него нет инстинкта самосохранения. Конечно же, он не считает, что приводит к власти откровенных палачей. И что способствует очередному государственному перевороту. Напротив, он уверен что, действуя по принципу «держи друга близко, а врага еще ближе», укрепляет свою собственную власть.

Но я хочу еще раз напомнить, что собой представляет эта организация Яроша. Ее члены — это убежденные агрессивные фанатики, которые полностью пронизаны, прошнурованы насквозь идеологией национализма. И эта идеология не предусматривает развитие территорий за счет повышения производительности труда. За счет сохранения гражданских прав и свобод. Эта идеология рассчитала только на одно — есть титульная нация. Все должно быть подчинено ей. И все блага и преимущества должные принадлежать, в первую очередь, титульной нации. Этой идеологии вообще в XXI веке не место.

Но есть люди, которые уже не убеждены в этом. Наколки со свастикой — это их символ. Они уже почувствовали запах крови, и узнали, что с помощью насилия можно получить не только власть, но и материальный результат. А кто они были до этого? Сапожники, кузнецы, строители, может, газоны стригли. Они уже не придут работать на завод. Они хотят дальше применять силу.

И теперь пытаются сделать так, чтобы они применяли силу как бы против преступников. Но кто для этого человека преступник? Тот, кто не согласен с нацистской идеологией.

— Искать логику в действиях этой власти, которая не имеет никакой стратегии ни в кадровой политике, ни в развитии страны, абсолютно бессмысленно, — уверен бывший депутат Верховной Рады, глава Луганского обкома КПУ Спиридон Килинкаров:

— На самом деле, у меня такое ощущение, что власть живет где-то своей жизнью. А процессы идет уже помимо нее.

Сегодня даже в кадровых вопросах совершенно другие подходы. Вот если ты стоял на Майдане — ты патриот. И пусть даже нет у тебя соответствующего образования, и ты не подходишь по критериям, это не является основанием для того, чтобы тебя не приняли. Даже на серьезные должности в силовые структуры. Половина людей, которые на данный момент числятся в подразделениях МВД, это люди с двумя-тремя судимостями. Это о чем-то говорит?

«СП»: — Но Порошенко фактически легализует своих врагов?

— А кто сказал, что националисты — это враги Порошенко? Он вместе с ними был на Майдане. Он сегодня президент националистической группировки, захватившей власть в нашей стране. Разве есть какие-то серьезные разногласия в этих вопросах? Я, честно говоря, их не замечаю. Да, Ярош с его бандой, более радикальные, чем, скажем. Порошенко. Но это не означает, что у них непреодолимые противоречия, которые не позволяют им сотрудничать. И они очень плотно, надо сказать, сотрудничают.

У меня вообще такое ощущение, что «Правый сектор» работает по франшизе: там половина людей с криминальным прошлым. А половина имеет самое непосредственное отношение к спецслужбам Украины. Обоюдный интерес дает им сегодня право, с одной стороны, делать громкие заявления в адрес президента. А с другой стороны, плотно с ним сотрудничать.

Если бы Порошенко чувствовал для себя хоть малейшую угрозу, то, поверьте, он в течение недели все эти вопросы с радикалами закрыл. Он же этого не делает. Националисты ему нужны как инструмент для того, чтобы делать те вещи, которые напрямую не может делать государство. Думаю, и в составе спецподразделений, они будут использоваться для выполнения определенных задач в интересах Порошенко.

Светлана Гомзикова

23.09.2015

Источник: svpressa.ru