На востоке Украины уже воюют сотни отставных военных из Грузии. Нынешние власти Грузии этого не поощряют, но и не могут открыто осудить, чтобы не дать преимущества Михаилу Саакашвили во внутриполитической борьбе.

По данным военного руководства Донецкой народной республики, к недавнему пленению двух российских военнослужащих в Луганской области, возможно, причастен грузинский спецназ. Об этом заявил «спикер» министерства обороны ДНР Эдуард Басурин.

В Грузии это сообщение не вызвало особого ажиотажа. Во-первых, совершенно очевидно, что речь не идет о действующих военнослужащих грузинской армии и иных силовых структур. Их в Донецке нет и быть не может: правящая коалиция «Грузинская мечта» проводит осторожную политику в отношении России, пытаясь взвешивать каждое слово и каждый шаг, а премьер-министр Ираклий Гарибашвили неоднократно заявлял, что события на Украине и российско-грузинский конфликт 2008 года – «это разные истории». Не говоря уже о явном недовольстве грузинских властей отказом официального Киева экстрадировать на родину экс-президента Саакашвили, против которого Генпрокуратура возбудила четыре уголовных дела.

С начала украинских событий ни один грузинский министр, за исключением министра здравоохранения Давида Сергиенко, так и не посетил Киев: «Мечта» пытается не раздражать лишний раз северного соседа. 

Другое дело Михаил Саакашвили, получивший пост главы Международного консультативного совета по осуществлению реформ при президенте Украины. Его политический стиль – постоянная игра на обострение. Поэтому, как только на Майдане повеяло ветром новой революции, бывший грузинский президент сразу прилетел на Украину из США, где работал на престижной должности «приглашенного государственного деятеля высокого ранга» Школы Флетчера Университета Тафтса. Но лишь советовать президенту Порошенко, своему старому знакомому по Киевскому институту международных отношений, как проводить структурные реформы, ему показалось недостаточным, и после начала реальных боевых действий в Донбассе он вновь повысил ставки, призвав отставных военных из Грузии прибыть в Украину, чтобы «помочь братскому народу отразить российскую агрессию». 

Грузинский десант

Призыв Саакашвили был сформулирован изощренно. «Власти Грузии оказывают давление на грузинских военных, желающих поехать в Украину», – заявил бывший президент. К тому времени в Тбилиси никто ничего не слышал о движении грузинских добровольцев или каком-либо давлении на них со стороны МВД, но такая формулировка позволяла, с одной стороны, прямо не брать ответственность за само движение, а с другой – содержала четкое послание всем, кто хотел бы взять реванш за поражение в «пятидневной войне».

Бывшие сослуживцы при случае легко находят друг друга. В грузинских городах и селах не было вербовочных пунктов, никто не расклеивал плакаты и не раздавал флаеры, но со временем около ста отставных военных действительно оказались в Донбассе во главе с бывшим начальником Генерального штаба ВС Грузии Гиги Каландадзе. После смены власти в результате парламентских выборов 2012 года генерала Каландадзе арестовали по обвинению в избиении солдат-контрактников, но вскоре его оправдал суд. На Украине он работает инструктором центра подготовки военнослужащих «Патриот», одновременно консультируя украинских военных по планированию и ведению боевых действий.

Непосредственно на фронте воюет несколько грузинских формирований, входящих в состав украинских добровольческих подразделений. Влиться в состав украинской армии им до последнего времени мешал вопрос гражданства. Отставные грузинские военные в основном находятся близ Мариуполя, который сам Саакашвили объявил «главным фронтом борьбы», поскольку, как он неоднократно предупреждал, «российские войска обязательно попытаются прорвать коридор в Крым вдоль Черного моря». 

На данный момент точно известно о гибели трех грузин в ходе боевых действий. Причем Михаил Саакашвили лично сообщал о каждом случае на своей страничке в фейсбуке, демонстрируя тем самым свою вовлеченность и непосредственное участие в этом деле. С учетом общественной реакции Минобороны Грузии взяло на себя все расходы по доставке тел на родину и похоронам, хотя и постоянно подчеркивает: ни один из них не являлся действующим военнослужащим. 

Еще одной демонстрацией стала пасхальная встреча с десятками грузинских военных в кабинете главы Международного консультативного совета реформ на третьем этаже здания администрации украинского президента, после которой грузинские военные вместе с бывшим верховным главнокомандующим помолились в одной из церквей Киева. Некоторые из них охотно общались с журналистами, рассказывая о боях на востоке. 

Добровольческий интернационал

На востоке, разумеется, воюют не одни только грузины: Донбасс превратился в полигон демонстрации геополитических предпочтений со стороны многих народов бывшего СССР. Грузинские военные вполне могут повстречаться в бою с группировкой некоего «Абхаза», воюющего на стороне ДНР, чеченским батальоном «Смерть» Рамзана Кадырова и противостоящим ему чеченским же батальоном им. Шейха Мансура, а также бойцами из Южной Осетии, многие из которых принимали участие в «пятидневной войне». 

Вовлеченность Михаила Саакашвили в украинскую войну этим не ограничивается. Он активно использует свой статус бывшего президента и немалые связи на Западе для продвижения идеи поставок американского оружия Украине: он выступал с такими призывами не только в СМИ, но и в ходе слушаний в Конгрессе США, активно работает с американскими сенаторами. 

Нельзя сказать, что среди самих украинцев этим больше некому заниматься, хотя бы из числа украинского лобби в США и Канаде. Но Саакашвили – фигура знаковая, а ранг экс-президента, автора грузинских реформ и советника президента Украины придает его призывам дополнительный вес. 

Но и это не все. Саакашвили пригласил на Украину бывших руководителей своего любимого детища – грузинского предприятия «Дельта», производившего военное оборудование при Тбилисском авиационном заводе. Сейчас они консультируют украинских производственников и военных по выпуску беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Саакашвили смог наладить их производство в последние два года своего президентства. А ведь, по мнению специалистов, БПЛА играют очень важную, если не решающую роль в нынешнем украинском конфликте, являясь главным инструментом по поиску и указанию цели для артиллерии. Откликнувшись на призыв Михаила Саакашвили, на базах подготовки военнослужащих работают также грузинские инструкторы по обучению снайперов, которые сами получили соответствующие навыки в Израиле еще до «пятидневной войны» и считаются высококлассными специалистами. 

Битва за Грузию

Нетрудно предвидеть, что по мере вступления в силу новых законов Украины, позволяющих принимать иностранцев в действующую армию, а не только в добровольческие формирования, «грузинский поток» будет усиливаться. Власти Грузии не смогут его предотвратить или контролировать, поскольку общественное мнение склонно к героизации участия грузин в «войне за независимость Украины». Примечательно, что бывший министр обороны Миндия Джанелидзе с подачи всех ведущих СМИ страны подвергся остракизму лишь за одну фразу о недопустимости участия грузин в войне на «чужой территории» и вскоре вообще ушел в отставку. 

В этих условиях Михаил Саакашвили получает шанс не только взять моральный реванш за «август восьмого», но и создать важные предпосылки для возобновления борьбы на грузинском политическом поле. От нее он никогда не отказывался, а в последнее время прямо заявляет: проиграв парламентские выборы 2012 года, он и его партия проиграли битву, но не войну за Грузию. 

Давид Гамцемлидзе, сотрудник ИД «Коммерсантъ», эксперт по Грузии, Тбилиси

24.05.2015

Источник: carnegie.ru