Резкий скачок дипломатической активности западных официальных  лиц на фоне успехов вооружённых сил Новороссии уже стал традицией. Так было в августе-сентябре 2014 года, так произошло в феврале 2015-го. На Западе упорно «не замечали» сотни гибнущих на Донбассе мирных жителей, когда украинская армия, нарушая перемирие, шла в наступление и огнём тяжёлой артиллерии сравнивала с землёй города и посёлки, но едва возникала угроза уничтожения крупных сил карателей, как по всем дипломатическим, политическим, экономическим каналам начиналось давление на Россию с требованием немедленно принудить ДНР и ЛНР к миру.

Очередной приступ миротворчества приключился у западных политиков к моменту окончательного освобождения от карателей аэропорта Донецка, откуда велись обстрелы жилых кварталов столицы ДНР, и возникновения «дебальцевского котла», где, по некоторым данным, «варятся» несколько сотен наёмников из стран-членов НАТО. Да и захваченные в аэропорту трофеи говорят о том, что значительную часть группировки карателей, удерживавших воздушную гавань Донбасса, составляли граждане Польши, США, Франции и других европейских государств.

Первыми тревогу забили американцы, направив в Киев Джона Керри и пригрозив России новыми санкциями, если на переговорах в Минске не будет достигнуто никакого соглашения. Перед угрозой разгрома украинских карателей в Вашингтоне выступили за начало поставок Украине летальных вооружений вопреки настороженному отношению к этому шагу со стороны европейцев. Впрочем, не всех, ибо самые преданные союзники Штатов, британцы, готовы пойти по тому же пути. Как и страны Прибалтики, и Польша, которых старая Европа считает пятой колонной США.

Воинственный дух американцев несколько озаботил Европу, поскольку появление в украинских войсках обещанных им из-за океана переносных противотанковых ракетных комплексов «Джавелин», способных бороться с бронетехникой и с вертолётами, может осложнить жизнь не только ополченцам Донбасса, но и европейским странам. Украина всегда славилась сребролюбием своих военных, и вряд ли пройдёт много времени между прибытием комплексов на Украину и появлением их в руках у радикальных исламистов, которые, орудуя в Европе, грозят не ограничиться расправой с журналистами парижского еженедельника. Тем более что «Правый сектор» связывают с исламистами давние партнёрские отношения (об этом мы ещё расскажем).

Разногласия, относящиеся к поставкам вооружений, вовсе не говорят о расколе между Вашингтоном и европейскими столицами в вопросе о поддержке киевского режима. В стратегическом плане Запад един, различаются лишь средства достижения цели и распределение ролей в переговорах с Москвой. Если Вашингтон шантажирует и требует, то совершившие путешествия в Киев, Москву и Минск Ангела Меркель и Франсуа Олланд просто уговаривают. И тактика европейцев оказывается успешнее.

Для чего нужны были переговоры Киеву, Пётр Порошенко никогда не скрывал: ради перевооружения украинской армии и восполнения потерь, полученных в боях. Предыдущее перемирие было официально разорвано именно украинской стороной, к тому же оно не соблюдалось ею после подписания прошлогоднего Минского меморандума ни одного дня. И слова Игоря Плотницкого «Мы дадим этот шанс Украине, чтобы в стране изменили конституцию... Будет меняться сама страна и люди тоже» - это, скорее, пожелание, чем уверенность. Не зря его коллега из Донецка Александр Захарченко объявил, что в случае нарушения украинской стороной подписанных в Минске договорённостей «новых меморандумов не будет». Их действительно не будет.

О том, что «жёсткая» Америка (вместе с Великобританией) и «мягкая» континентальная Европа  выступают в украинском вопросе заодно, говорит многое. Уже после прибытия в Киев из Минска, Порошенко обсудил с британским премьером заключённые договорённости и скоординировал с Лондоном свои дальнейшие действия. При этом Дэвид Кэмерон с апломбом школьного учителя поставил вопрос об отмене антироссийских санкций в зависимость от «изменения поведения» российского президента. А «добрый полицейский» Александер Стубб, премьер-министр Финляндии, тот и вовсе разошёлся: «Если прекращение огня не продержится, то нам надо оставить все иллюзии о том, что Россия может быть частью международного сообщества, выполняющей международные правила, и мы будем склоняться к замороженным отношениям между Западом и Россией на обозримое будущее».

Нет никаких сомнений в том, что и новое перемирие украинской стороной соблюдаться не будет. Хотя бы потому, что ещё в конце 2014 года карательные батальоны «Правого сектора» объявили, что они не подчиняются командованию ВСУ, а лидер неонацистов Дмитрий Ярош в разгар переговоров в Минске объявил Петра Порошенко предателем. С поступлением утром 12 февраля первых сообщений об окончании переговоров интенсивность атак украинских военных резко возросла. По сообщениям ополченцев, «…у Станицы Луганской начался артиллерийский ад», притом что предыдущие три недели ситуация в том районе существенно не менялась. Сильно осложнилось положение под Донецком, украинские военные бьют по жилым кварталам города со стороны населённого пункта Пески. Была отбита попытка прорыва к аэропорту. Тяжёлый стрелковый и артиллерийский обстрел произошёл в районе Марьинки.

По сообщениям LifeNews, «после оглашения около полудня 12 февраля основного пункта о прекращении огня до 15 числа силовики ужесточили натиск под Дебальцевом, пытаясь прорвать кольцо окружения. Бои между силами ополчения и ВСУ развернулись в районе населённого пункта Логвиново, который находится на стратегическом направлении трассы Дебальцево — Артемовск, где 10 февраля захлопнулся так называемый котёл. На переговорах в Минске украинская сторона отрицала, что группировка ВСУ окружена под Дебальцевом. После такого заявления Петра Порошенко на встрече глав «нормандской четвёрки» силовики активизировали атаки на Логвиново, очевидно, для того, чтобы оправдать позицию официального Киева». Резко возросшая мощь артиллерийских ударов украинских военных, использовавших установки «Град», «Ураган» и мощные САУ «Пион», отмечалась и в других сообщениях, поступавших в день завершения переговоров в Минске.

Дипломатические усилия увенчались успехом: на бумаге перемирие на Украине достигнуто. Однако станет ли оно реальностью в ночь с 14 на 15 февраля?

Александр ДОНЕЦКИЙ

13.02.2015

Источник: Фонд стратегической культуры

Украина: перемирие или передышка?

На многочасовых переговорах в Минске по Украине удалось договориться о главном. Огонь в Донбассе прекратится ночью с 14 на 15 февраля. В течение двух недель будет произведён отвод тяжёлых вооружений. Россия и Украина договорились о привлечении военных экспертов для оценки ситуации в зоне конфликта, включая район Дебальцево. Президент В.Путин сообщил журналистам, что лидеры Франции и Германии поддерживают позицию России. Вместе с тем глава ДНР А.Захарченко сомневается, что представители партии войны в Киеве захотят мира. По его мнению, они воспринимают перемирие как передышку для перегруппировки сил. 

Результатов переговоров в Минске ожидали все. Эта встреча рассматривалась как один из последних шансов прекратить кровопролитие на Украине. Боевые действия там по накалу и потерям стали превосходить даже войну американской коалиции с «Исламским государством». В этих условиях администрация президента Обамы продолжала говорить о каком-то содействии Украине в целях «реализации намеченных реформ». О каких реформах можно вести речь, когда США напрямую управляют конфликтом в Донбассе, а каждый день войны приносит новые жертвы? 

Согласно данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, с начала конфликта на востоке Украины погибли почти 5,5 тысячи человек, 12972 человека получили ранения, 978482 мирных жителя были эвакуированы из зоны боевых действий. Наибольшую поддержку Киеву в ведении войны оказал именно Вашингтон: в качестве военной помощи американцы выделили 320 млн. долларов. Американский телеканал CNN открыто называет украинскую армию «проамериканской». 

Администрация США по-прежнему пытается представить гражданскую войну на Украине вооруженной борьбой с Россией. В день подписания минских договоренностей премьер-министр Украины Арсений Яценюк сразу же позвонил вице-президенту США Джо Байдену. Стороны вновь заявили о наличии российских войск на территории Украины. Миф о российской угрозе Украине используется Соединёнными Штатами для спасения киевского режима, который тем временем продолжает зарабатывать на войне. Известен не один коррупционный скандал в сфере государственных закупок вооружения для украинской армии. Аналитиками Transparency International Украина отнесена к государствам с особенно высокими коррупционными рисками в оборонном секторе.

Франсуа Олланд накануне минской встречи заявил, что время поиска компромиссов упущено. А искал ли Киев пути к примирению? Украине незамедлительно нужен устойчивый мир, а украинская артиллерия воюет с автобусными остановками, убивая мирных жителей Донецка. Что касается США, то они подталкивают европейских союзников к военному участию в украинском кризисе, настаивают на поставках вооружений, добиваясь безоговорочного подключения Евросоюза и НАТО к конфронтации с Россией. Лидер оппозиционной французской партии «Национальный фронта» Марин Лё Пен, критикуя позицию Евросоюза, возмутилась: «Относительно Украины мы ведем себя, как слуги США». Давно уже противоречия между Европой и США не были так велики. Европейцы понимают, что опасность выходит за украинские границы. Франсуа Олланд, уезжая из Минска и оценивая итоги переговоров, произнёс: «Это большое облегчение для Европы».

Такие же чувства, видимо, испытывает и канцлер Меркель, которая пытается добиться смягчения американской позиции. Председатель Европарламента Мартин Шульц по итогам переговоров в Минске заявил, что приветствует соглашения о прекращении огня на Украине. «Теперь все стороны должны соблюдать его, превратить слова в действия», - сказал Шульц. В Европе видят, что Германия, которая помогала США в раскручивании украинского кризиса, сейчас отступает. Иссякает и доверие Европы к киевскому режиму. 

Однако Обама не отказывается от военной помощи Киеву, он просто хочет, чтобы контроль над украинской армией перешел к американцам. Пентагон планирует приступить в марте к обучению бойцов украинской национальной гвардии, идет подготовка к отправке на Украину большой группы американских военных советников. Срочно решается проблема взаимопонимания американских военнослужащих при выполнении программ сотрудничества с украинской стороной. В американскую армию по контракту набрано 100 новобранцев, владеющих украинским языком. Вакансии для них открыты в рамках программы «Прием на военную службу, жизненно важный для национальных интересов» (Military Accessions Vital to National Interest - MAVNI). 

Из Минска Меркель и Олланд отправились в Брюссель для участия в саммите Евросоюза, центральной темой которого является ситуация на Украине. Хочется всё же верить, что в Европе на украинском примере поняли опасность «майданов» и не допустят повторения подобных экспериментов на постсоветском пространстве. Для соседней Украины Минск стал символом надежды на мир. И не только потому, что здесь достигнута договоренность о прекращении огня, но и потому, что облегчается положение людей: комплекс мер по выполнению минских договоренностей предусматривает восстановление социально-экономических связей Киева с районами Донбасса, включая денежные выплаты для населения этих районов. Главное, чтобы Киев желал, а за океаном не мешали реализовать договоренности, достигнутые по итогам переговоров «нормандской четвёрки». Франция и Германия обещают следить за выполнением договоренностей, но в состоянии ли они действовать самостоятельно от США?

На встрече в Минске все стороны проявили желание достичь прогресса. Как сказал глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, переговоры были «чрезвычайно сложными», их итоги «не являются прорывом», но они представляют собой «шаг вперед». Осталось понять, в каком направлении сделан этот шаг. Бывший президент Франции Николя Саркози, например, сейчас уже понимает, что «Крым нельзя упрекать за то, что он выбрал Россию». И выбор Донбасса, каким бы он ни оказался, тоже придётся уважать.

Николай БОБКИН

12.02.2015

Источник: Фонд стратегической культуры

Украинский узел не разрублен

На переговорах «нормандской четвёрки» в Минске прорыва и не произошло. Да и о «четвёрке» можно говорить лишь с натяжкой. Игра велась по схеме «три против одного». Кроме того, за одним из участников конфликта – Украиной – европейские политики признают право сидеть за столом переговоров и сажают его рядом с собой, а за другими участниками – ЛНР и ДНР – такого права не признают и даже позволяют украинскому президенту открыто их игнорировать. Получается перекошенная диспозиция, важнейший участник конфликта присутствует за столом переговоров незримо, что нелепо. На это и указал глава ДНР А.Захарченко; подписывая принятый «четвёркой» документ, он заявил, что данный документ нуждается в дополнительных согласованиях с ЛНР и ДНР. Кто и как будет его «дополнительно согласовывать», не ясно.

Важным отличием принятого документа от первого минского соглашения являются пункт о конституционной реформе на Украине, предусматривающей учёт прав всех населяющих её граждан, и пункт о создании группы мониторинга из представителей внешнеполитических ведомств стран-участниц переговоров. Все остальные пункты – о разведении войск, о прекращении огня, о решении вопросов с границей и т.д. – декларировались в первом соглашении, но не выполнялись.

Обращает на себя внимание, что документ написан в духе старой доброй европейской политики, так часто подменяющей реальность игрой желаний. Видимо, европейцы воображают, что нынешняя Верховная рада Украины способна выработать новый проект конституции, в котором будут предусмотрены права самопровозглашенных республик. Это иллюзия. Нынешняя Рада ежедневно доказывает свою неспособность к настоящей конституционной работе и плодит законы один чудовищнее другого. Сейчас, например, Рада занята принятием закона о лишении аккредитации всех российских журналистов при государственных органах Украины. Куда уж тут ЛНР и ДНР с их претензиями на какие-то права.

Точно так же едва ли оправдают себя расчёты на группу мониторинга из дипломатов. Чем работа этой группы будет лучше работы уже находящихся в Киеве представителей ОБСЕ? Видимо, где-то объективная информация, поступающая от этих представителей, фильтруется, в результате чего Порошенко предстал в Минске в «белом фраке», и никто из европейцев не заметил на этом «фраке» пятен крови. Тут А.Меркель и Ф.Олланд кривят душой, что непременно скажется в будущем. Они достаточно информированы об антидемократическом характере киевского режима, об эксцессах национализма в обществе, о растущих жертвах среди мирного населения, но закрывают на всё это глаза. Европа не в состоянии спросить с Порошенко по «гамбургскому счету», пока тому покровительствуют в Вашингтоне. 

Отдают ли себе лидеры Германии и Франции отчёт в том, что результатом таких игр станет общий проигрыш Запада в украинском кризисе? Ведь они могли бы заставить Порошенко согласиться на участие в переговорах руководителей ЛНР и ДНР. Однако они не сделали этого: участие в переговорах Захарченко и Плотницкого наполнило бы переговорный процесс тем, чего европейцы так боятся – страшной правдой о происходящем на Украине и стремлении народа Новороссии вырваться из под железной пяты националистов. Да и без оглядки на Вашингтон европейские лидеры действовать не решаются. Это Хашима Тачи, банды которого уничтожали сербов и отнимали у них землю, США, Германия и другие западные державы сделали звездой переговоров в Рамбуйе. 

Основной слабостью подписанного в Минске документа является то, что он декларативен, как и предыдущее соглашение. Никаким санкциям нарушители этого соглашения подвергнуты не будут, а значит, нарушения последуют. Недаром Порошенко не признал существования дебальцевского «котла», а Меркель и Олланд не захотели углубляться в эту тему, хотя Дебальцево - детонатор дальнейшей эскалации. Единственное, чего смогла добиться в этом пункте российская сторона, так это организации с помощью военных специалистов анализа ситуации на месте. В.Путин отдельно обратил внимание на это обстоятельство, сказав, что если «котел» существует, то следует ожидать попыток его разблокирования. Развивая эту мысль, скажем, что такие попытки неизбежны:у окруженных украинских частей иссякают запасы продовольствия, снарядов, патронов и им остаётся либо сдаться, либо идти на прорыв. Приказа сдаться окружённым в Дебальцево Порошенко не отдаст, так как это был бы его последний приказ. Поэтому он отрицает очевидное, прячет голову в песок, а его европейские партнёры делают вид, что всё в порядке. Если это честный подход к переговорам, что считать тогда нечестным подходом?

Вероятность нового вооруженного противостояния велика. И поскольку в нем автоматически обвинят «агрессивную Россию», подчеркнём следующее:

- ставка Запада на Порошенко и нынешних киевских верховодов заведомо проигрышна. Пока Европа не взглянет на этот режим трезво, не увидит всю его гниль, не поймет, из какой кабалы стремится вырваться Новороссия, пока Запад будет притворяться, что воспринимает Порошенко как партнёра, выхода из кризиса не будет;

- отказ Запада признать, что Новороссия является сферой жизненно важных интересов России, создаёт непреодолимое препятствие для окончательного мирного урегулирования. В Новороссии живут люди, в чьих жилах течет русская кровь и в чьих душах живет русский Бог. Пытаться представить как агрессию стремление взять под защиту эту часть русского народа - значит блуждать в политических дебрях, насаждённых теми, кто стригут купоны с международных кризисов и региональных войн. 

Украинский узел не разрублен. До того момента, когда это произойдёт, Украине предстоит ещё многое пережить.

Дмитрий СЕДОВ

12.02.2015

Источник: Фонд стратегической культуры