Вооруженные силы Украины (ВСУ) возобновили массированные обстрелы городов Донбасса. Кроме того, сообщается о боях местного значения в некоторых населенных пунктах. Пока непонятно, погаснет новая вспышка в ближайшее время или это пролог новой большой кампании, однако ясно, что сложившаяся политическая обстановка подталкивает Киев к полномасштабной войне.

Немирное перемирие

Обстановка в Донбассе была неспокойной, несмотря на неоднократные заявления о прекращении огня, перемирии и отводе тяжелого вооружения. Периодические обстрелы и стычки по линии соприкосновения продолжались в течение всей осени, уже после того, как 5 сентября 2014 года в Минске было достигнуто соглашение о прекращении огня.

Основные бои в этот период велись близ Донецка — в районе аэропорта, в Дебальцево и в ряде других населенных пунктов. В начале ноября ВСУ попытались атаковать позиции армии ДНР в Ясиноватой, близ Донецка, однако атака, проводившаяся малыми силами, была отбита.

Обе стороны использовали перемирие для укрепления своего военного потенциала. Вооруженные силы Украины и другие военизированные формирования нуждались в восстановлении после тяжелых потерь, понесенных в августовских боях. Подразделениям ополчения народных республик требовалось время для переформирования в регулярные вооруженные силы, о создании которых было заявлено в ходе августовских боев.

Фоном для перемирия служил ожесточенный политический торг на высоком уровне между Москвой, Киевом, Берлином (взявшим на себя роль лидера ЕС в этом конфликте), Парижем и опосредованно Вашингтоном. Политическое и экономическое давление на Москву, оказываемое уже введенными санкциями, а также угрозами принятия новых, ограничивало возможности российского руководства воздействовать на Киев. Продолжение диалога с Западом ставилось в прямую зависимость от успеха действий, направленных на прекращение конфликта.

При этом непосредственно воюющие стороны были куда меньше заинтересованы в перемирии. Если Киев, нуждавшийся в восстановлении военного потенциала, еще мог извлечь определенную выгоду, то для народных республик перемирие, оставившее украинскую артиллерию на позициях, с которых она могла обстреливать крупнейшие города региона, было совершенно неприемлемым. В результате жилые кварталы Донецка и других прифронтовых населенных пунктов превращались в заложников политического процесса, что и было продемонстрировано с возобновлением боевых действий.

Те позиции украинской армии и вооруженных формирований, которые ополчение обеих республик Новороссии могло бы, по мнению специалистов, с относительно малыми потерями занять в своем августовском наступлении, к зиме значительно укрепились, и теперь их ликвидация потребует значительно больших сил и времени. Причем артиллерия ВСУ бездействовать не будет, продолжив обстрелы городов. Стандартное оправдание украинской стороны о том, что обстрелу подвергаются исключительно те районы, откуда ведет огонь артиллерия «сепаратистов», не выдерживает критики: от артиллерийских ударов регулярно погибают жители районов, удаленных от ближайших военных позиций на многие километры.

Перемирие с самого начала рассматривалось как мертворожденное обеими сторонами. «Сейчас у наших военных уже есть системы контрбатарейной борьбы, контрминометной борьбы, снайперские винтовки, они хорошо натренированы, и эффективность действий украинских военных на порядок выше. Вот так мы используем это перемирие», — провозгласил президент Украины Петр Порошенко в ходе передачи в войска боевой техники 5 января 2015 года.

В тот же день характерное заявление было опубликовано в Facebook главой МВД Украины Арсеном Аваковым, где среди прочего сказано следующее:

«Не кидайтесь в наступление и не требуйте действий — пока не готовы победить и нет сил для результативного действия. Сделайте себя крепче, мощнее, в том числе — увы и ах — убаюкивая "собаку"... Как соберете силу — действуйте не спрашивая!

Таков сейчас путь Украины — крепиться, не сдаваться, собирать силу. А настанет момент — с мощью расправляющейся сжатой пружины — снести всю нечисть из страны и побеждать!».

Подобным образом высказывались и другие украинские функционеры, так что особых сомнений в последующих событиях не оставалось. Вопрос был только один: когда?

Причины наступать, не наступая

Рост активности украинской армии в зоне боевых действий именно сейчас обусловлен рядом причин. И в первую очередь — внешнеполитической обстановкой. Позиции сторон в переговорном процессе по урегулированию конфликта не удается сблизить, что грозит срывом запланированной на 15 января встречи в Астане. В этих условиях боевые действия могут быть поданы Киевом своим западным союзникам как реакция на провокации со стороны «сепаратистов» и «российских войск» и послужить основанием для очередного усиления давления на Москву со стороны Запада с целью принудить российское руководство к компромиссу на нужных условиях.

Внутриполитическая обстановка также не оставляет особого выбора: держать зимой армию в бездействии на позициях на фоне объявлений о перевооружении и необходимости «снести нечисть» для киевского руководства означает рисковать к весне очередным Майданом, на сей раз куда более радикальным и серьезно вооруженным, с бронетехникой и артиллерией.

Третий фактор, побуждающий украинских силовиков к активизации, — события последних недель в народных республиках, где продолжается процесс консолидации военного руководства. Одно из наиболее громких — гибель 1 января 2015 года Александра Беднова (Бэтмена), одного из самых популярных командиров ЛНР. По официальной версии, озвученной Генпрокуратурой ЛНР, он был убит при попытке задержания, в ходе которой оказал вооруженное сопротивление. Ранее против Беднова было выдвинуто обвинение в похищении и пытках.

Оппоненты этой версии заявили о том, что задержать Беднова никто не пытался — фактически он и его телохранители были уничтожены сосредоточенным огнем из засады. «Заказчиком» назвали руководителя ЛНР Игоря Плотницкого, а причиной стали разногласия между Бедновым и Плотницким относительно дальнейшего политического курса.

Ожесточенный спор, разгоревшийся после этого инцидента и в России, и в народных республиках, мог быть истолкован украинским руководством как признак утраты единства у противника и удобный момент для военного удара.

Тем не менее, несмотря на наличие весомых причин для активизации боевых действий, шансы Киева на успех невелики: наступление на юго-востоке Украины в зимних условиях возможно только по дорогам и вдоль них и с учетом оборудованных на трассах оборонительных позиций требует значительного численного превосходства, которым украинские силовики уже не располагают. Наступление в куда более благоприятных летних условиях и при подавляющем численном превосходстве закончилось в итоге катастрофой в августе 2014 года.

Громкие церемонии передачи ВС Украины новой техники в присутствии президента Порошенко и других руководителей мало что меняют: на полноценное переоснащение армии Украине необходимы единовременные расходы в размере нескольких миллиардов долларов, трудно достижимых даже при увеличении военного бюджета. В условиях коррупции и вольного обращения с казенными средствами переоснащение армии часто оборачивается передачей в войска старой техники с минимальным косметическим ремонтом, мало пригодной для реальных боевых действий.

Решить эту проблему Киев мог бы, приложив дополнительные усилия на протяжении еще нескольких месяцев, однако столько времени у украинского руководства, как уже было сказано выше, нет. В результате активизацию силовиков можно назвать вынужденной — вопрос в том, как далеко она зайдет.

Как бы то ни было, мнение Москвы уже прозвучало: Сергей Лавров назвал возможное возобновление боевых действий катастрофой (не уточнив при этом, для кого именно), одновременно подчеркнув, что Москва не собирается обсуждать условия снятия санкций. Мяч ушел на западную половину поля.

Илья Крамник

13.01.2015

Источник: Lenta.ru

 

Вашингтон отменил перемирие в Донбассе

Перемирие между самопровозглашенными республиками Донбасса и Киевом нарушено с подачи Вашингтона, чтобы оказать давление на Россию в преддверии саммита в Астане в рамках "нормандской четверки". Нынешнее положение России — это положение одинокого бойца, оставленного воевать в окружении злобных противников. Час "икс" начала новой войны приближается?

Окончание перемирия 10 -11 января констатировали наблюдатели ОБСЕ. Об этом говорится в очередном отчете организации, опубликованном в понедельник, 12 января. По данным "Совместного центра об общем количестве нарушений в зоне безопасности", только с 9 по 10 января зафиксировано "72 случая нарушения режима прекращения огня, включая использование артиллерии, стрелкового оружия и танков". При этом в период с 10 по 11 января отмечено уже 111 случаев нарушения перемирия, из них 39 — в районе донецкого аэропорта. Нарушено перемирие и в Луганской народной республике. Под обстрел попали населенные пункты Трехизбенка, Крымское, Счастье и Горское и других, говорится в докладе.

Массовый характер нарушений говорит о том, что это не случайные обстрелы со стороны неподконтрольных Киеву батальонов. "У нас есть информация, весьма тревожная (мы ее сейчас перепроверяем), о том, что (украинские) силовики готовят в обозримом будущем очередную попытку силового решения проблемы. Это будет катастрофа", — прокомментировал обострение обстановки глава министерства иностранных дел России Сергей Лавров. Вторым косвенным подтверждением данных российского внешнеполитического ведомства стала инициированная Киевом новая волна мобилизации, призыву подлежат от 50 до 200 тысяч человек, заметил Лавров.

"Есть признаки самые, к сожалению, прямые, что такая силовая операция готовится, — сказал Pravda. Ru из Донецка Сергей Барышников, директор Центра политологического анализа и технологий. — Это постоянная канонада, которая за окном везде, по всему периметру, не только на окраинах, но и также в центральных районах Донецка".

Обстреливаются также Горловка и Макеевка. "Это систематическое нарушение всяких договоренностей. Создается впечатление, что с украинской стороной, за спиной которой маячат явно уши ее западных кукловодов и верховодов, договариваться по факту невозможно, это недоговороспособная и ненадежная сторона", — заметил Сергей Барышников.

Проблему видит и Сергей Лавров. "Форматы (переговоров) есть разные, самое главное, чтобы эти форматы работали не только на производство бумаги, но и способствовали практическому воплощению того, о чем договаривались. Пока ни один из форматов этим похвастаться не может", — сказал глава МИД России.

"Я думаю, что обстрелы, которые начались и усилились особенно в последние двое суток, это, безусловно, связано с проходящими дипломатическими процессами, — сказал Pravda. Ru Александр Гущин, заместитель завкафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ. - Это элемент давления на Россию и на элиту ДНР и ЛНР. Вполне вероятно, что Вашингтон в достаточно ручном режиме регулирует действия украинских властей, в том числе и силовые. Это устрашение в преддверии очередного раунда переговоров на уровне министров иностранных дел и на высшем уровне (в "нормандском формате"), которые должны состояться".

"Безусловно, за срыв перемирия несут ответственность США, Франция, Германия, которые являются в прямом и переносном смысле спонсорами нынешнего киевского режима, — сказал Pravda. Ru Владимир Шаповалов, директор Института политики, права и социального развития МГГУ им. Шолохова. —Именно Запад заварил эту кашу, именно Запад спровоцировал все те процессы, которые происходят на Украине в течение последних полутора лет. Запад спонсировал нынешний режим в финансовом, военно-техническом, политическом, дипломатическом и, самое важное, в идеологическом плане. Поэтому, безусловно, то, что процесс мирного урегулирования не может состояться на сегодняшний день, и фактически речь идет о его срыве — это, прежде всего, "заслуга" западных союзников Киева".

Нынешнее положение России — это положение одинокого бойца, оставленного воевать в полном окружении злобных противников, заметил в продолжении темы "давления и устрашения России" Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок и анализа (ИСОА), профессор кафедры прикладной политологии Высшей школы экономики, профессор МГИМО. "В нынешнем положении у России оно уязвимое достаточно, потому что впервые в новейшей истории мы оказались достаточно изолированными и воспринимаем сами себя, как одинокого бойца, оставленного воевать в полном окружении злобных противников", — сказал эксперт Pravda.Ru.

Но позволим себе заметить, что у России никогда и не было союзников, кроме армии и флота, и всегда в окружении "злобных противников", часто превосходящих ее по силам, она выигрывала. И нынешняя попытка оказать на Россию давление оказалась, как всегда, неудачной. Саммит "нормандской четверки" в Астане 15 января не состоится.

Народ России становится только злее и сплоченнее, об этом пишут многие западные эксперты. "Сила русских в том, что они могут выдержать то, что бы сломало другие народы, — написал в декабре по возвращении из Москвы Джордж Фридман, известный аналитик и руководитель частного разведывательного центра Stratfor.Когда внешняя угроза реальна, русские поддержат любое правительство — независимо от его компетенции".

Свой вывод после нарушения перемирия сделали и на Донбассе. "Надо одерживать безусловную военно-политическую победу - и тогда только будет реальный и подлинный мирный процесс и тот мирный диалог с Украиной, — сказал Сергей Барышников. - Украина должна потерпеть поражение, только тогда она вынуждено пойдет на мирный процесс и на диалог с народными республиками. Все остальное — это будет оттяжка по времени, все остальное — это будут политико-дипломатические, ни к чему не обязывающие консультации. Все будет решаться в этой военно-политической плоскости "или-или". И вопрос стоит только так".

13.01.2015

Источник: pravda.ru