Киев в кратчайшие сроки заключит договоры с другими странами о действенных гарантиях безопасности для защиты суверенитета страны. Об этом вечером 4 ноября сообщила пресс-служба украинского президента Петра Порошенко, который своим указом ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 12 сентября.

Согласно решению СНБО, Кабмину поручено в месячный срок проработать вопрос формирования оптимальной модели обеспечения безопасности Украины.

В частности, заключения многостороннего международного договора или двусторонних международных договоров Украины с другими государствами о предоставлении Украине действенных гарантий безопасности для защиты ее суверенитета и территориальной целостности, - говорится в документе.

Напомним, Порошенко до инаугурации выступил за создание Киевом «нового союза безопасности с США и Евросоюзом», но такое предложение, судя по всему, не нашло отклика в сердцах западных политиков. Теперь глава украинского руководства намерен заключить международные договоры о гарантиях безопасности.

К примеру, подобные договоры подписаны Южной Кореей и Японией с США, и они не выходят на уровень больших союзов. Однако представить ситуацию, что те же Штаты официально возьмутся обеспечивать безопасность Украины», весьма трудно. Во-первых, такой договор должен одобрить Конгресс, во-вторых, вряд ли США пойдут на серьезное столкновение с Россией из-за Крыма. Как замечают эксперты, развивать военно-техническое сотрудничество на уровне двухсторонних договоров можно, но ведь Украине не нужен какой-то общий документ, ей нужны четкие гарантии в сфере обороны и безопасности.

Военный эксперт Виктор Мясников полагает, что Порошенко за образец держит Будапештский меморандум, по которому из Украины было выведено ядерное оружие в Россию, а Россия, США и Великобритания взяли на себя обязательства по сохранению независимости, суверенитета и существующих границ Украины.

- Однако этот документ не относится к разряду международных договоров, поскольку не имеет и никогда не имел юридически обязующей силы: парламенты стран-гарантов его не ратифицировали. Украина сама не предпринимала никаких попыток узаконить эти соглашения, и вспомнила о них только тогда, когда развязала так называемую «АТО» в Донбассе.

Понятно, что никто не будет давать «гарантии безопасности для защиты суверенитета» Украины, руководство которой абсолютно непредсказуемо в своих действиях и которое срывает все возможные договоренности. Поэтому цель заявлений Порошенко, а также решений, принятых на заседании СНБО, - успокоить общественность. Вполне вероятно, что это очередная инициатива киевского руководства, направленная на то, чтобы обосновать приостановку «АТО» до весны, мол, за зиму Украина перевооружит свое «доблестное» войско, попытается реформировать армию, заручится поддержкой лидеров многих стран лидеров мировой общественности и т.п.

Никто из политиков не пойдет на подписание подобного рода соглашений, дело ограничится обещаниями и давлением на Россию в плане санкций, считает эксперт в области безопасности Семен Багдасаров.

- Наверное, МВФ продолжит перечислять Украине транши, однако поставок вооружений и спецтехники не будет однозначно, а тем более – каких-то соглашений по безопасности. Какой здравомыслящий политик согласится нести ответственность за решения и поступки украинского руководства?! Если Украина и будет получать от союзников какие-либо грузы, то они будут, что называется, нелетального характера – средства связи, радиоэлектронной борьбы и т.д.

Порошенко сейчас делает откровенно популистские шаги для того, чтобы показать, какой он «хороший и заботливый руководитель», как он не хочет войны, хотя на самом деле Киев во всю готовится к ведению боевых действий.

Замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько замечает: украинское руководство продолжает выдавать желаемое за действительное.

- Подписание подобных соглашений повысят уровень конфронтации Киева с Москвой. Поэтому никто из руководителей крупных держав не рискнет ставить подпись под таким документом. Теоретическим могут быть подписаны соглашения с Эстонией, Литвой или даже Польшей - странами, которые ни при каком раскладе не смогут оказать существенного влияния на ход событий. Но в любом случае подобные договора не приведут к каким-либо серьезным действиям. Заявление такого рода – больше инструмент дипломатической и психологической борьбы.

Скажем, Крым сегодня – это часть России, которая, соответственно, находится под защитой российской армии, поэтому любая попытка вторгнуться на территорию полуострова будет расценена как военное нападение. Ну а кто в здравом уме будет воевать с Россией? Относительно подобного рода мечтаний можно вспомнить фантазии Юрия Луценко, который постоянно сообщал о военной помощи со стороны Запада, после чего европейские политики опровергали подобные сообщения советника президента Украины, а ныне – и народного депутата. В общем, украинская политика становится все более истеричной, что вполне нормально для «постмайданной» действительности.

Что касается решений Порошенко и СНБО, то все действия сегодняшних украинских органов власти выглядят достаточно карикатурно: они то приходят к какому-то выводу, то отказываются от него. Яркий пример тому – отзыв закона об особом статусе Донбасса, который, к слову, не содержал каких-либо реальных предложения для ДНР и ЛНР.

По мнению директора Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаила Погребинского, заявления о скором подписании Украиной договоров с другими странами о действенных гарантиях безопасности для защиты суверенитета страны – это ответ на давление «партии войны».

- Теоретически соглашения о разного рода поддержке с прибалтийскими странами возможны. Но мне кажется, что подобные заявления - вынужденная риторика, поскольку «партии войны» оказывает давление и готовится к возобновлению военных действий в Донбассе. Некоторые командиры территориальных батальонов даже предупреждали: в случае, если президент уступит хотя бы один километр ДНР и ЛНР, то они его свергнут и т.д. Так что у Порошенко есть большая необходимость говорить о том, что власть делает все возможное для обеспечения безопасности своей страны.

Но ведь гарантии безопасности лежат не во вне страны, а – внутри нее. Поэтому если будет достигнут широкий компромисс с населением Донбасса, то не будет никакой необходимости заключать договора с внешними партнерами. К примеру, глава Луганской областной государственной администрации Геннадий Москаль недавно заявил: Киев не понимает, что 95 процентов населения региона ориентированы на Россию. Поэтому к гарантиям безопасности можно прийти только одним путем: установить общий язык с людьми Донбасса, прекратить антироссийскую политику и риторику, сменить правительства страны на более-менее вменяемое.

Еще одни важный момент. Представим себе ситуацию: Украина заключила соглашение о безопасности с рядом стран, и ей уже поставлена какая-то техника, которую Киев сразу кинет на Восток страны. Но на привлечение сторонних сил к конфликту тут же отреагирует Россия, а точнее - российская армия. И тогда под угрозой окажется существование украинского государства в тех границах, в которых она еще существует. Поэтому на самом деле подобные заявления президента продиктованы необходимостью отвечать на угрозы «партии войны». То есть это - политическая игра, но не реальная политика.

Антон Мардасов

06.11.2014

Источник: svpressa.ru

Украина ждет приказа хозяина. К визиту американского вице-президента Петр Порошенко приказал провести инвентаризацию сил «АТО»

Петр Порошенко распорядился в течение двух недель проверить оснащение военных в зоне силовой операции на юго-востоке. Это следует из подписанного президентом Украины указа о комплексе мер по укреплению обороноспособности государства, сообщает РИА «Новости».

«Осуществить в двухнедельный срок проверку состояния обеспечения личного состава, сил и средств, привлекаемых для проведения антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях, необходимыми видами материально-технического оснащения для выполнения задач в осенне-зимний период и по её результатам проинформировать президента Украины», - говорится в сообщении, распространенном пресс-службой Порошенко.

Помимо этого, президент Украины поручил правительству разработать и внедрить упрощенные схемы закупки боевой техники для нужд армии.

Случайно или нет, но так совпало, что как раз через две недели – 21 ноября – в Киев прибудет вице-президент США Джо Байден.

А мы знаем, что приезд любого американского эмиссара в столицу Украины ранее, как правило, всегда сопровождался усилением военной активности со стороны силовиков.

Какие последствия могут быть у нынешнего визита? Может ли очередное появление в Киеве вице-президента США означать, что перемирие закончилось, и через две недели украинская армия предпримет новый штурм донбасских народных республик?

- В последнее время Америка отнюдь не демонстрировала готовности помогать Киеву чем-то, кроме как «похлопыванием по плечу», - напомнил директор Центра политического маркетинга (Украина) Василий Стоякин. – В нынешней ситуации военные действия могут возобновиться, на мой взгляд, в большей степени не из-за того, что США этого пожелают. А из-за того, что это нужно самому Петру Алексеевичу.

Дело в том, что постепенно все эти карательные батальоны выходят из-под его контроля и откровенно начинают заниматься бандитизмом. А некоторые уже выдвигают политические требования верховному главнокомандующему, что, скажем прямо, совсем нехорошо. И чтобы отвлечь людей от политических целей, неплохо было бы возобновить боевые действия.

«СП»: - Отредактированный план «АТО» привезет не Байден?

- Что касается привязки приказа Порошенко к визиту Байдена, то наиболее рациональным, мне представляется, следующий вариант. Вот Байден приедет, и у Петра Алексеевича на руках будет уже конкретная цифра, с которой можно упасть на колени, поцеловать ботинки американского гостя и попросить помощи: «Смотрите, мои солдаты в обносках ходят».

Мне кажется, это тот самый вариант… Но возобновление боевых действий тоже вполне реально.

Заведующий кафедрой политики Евросоюза МГИМО, доктор политических наук Олег Барабанов не исключает, что визит Байдена на Украину может означать начало нового витка противостояния в Донбассе.

- Не для кого не секрет, что все это время украинские войска готовятся к атаке. Проводят перегруппировку войск, подтягивают новую технику.

Губернатор Коломойский, который финансирует батальоны нацгвардии, как мы помним, тоже неоднократно заявлял, что военные действия должны быть возобновлены. И угрожал Порошенко: если он не примет соответствующих мер, то у него будут проблемы.

Порошенко принял меры – отозвал подпись под линией разграничения.

И очевидно, что анализ материальной базы войск в зоне «АТО» позволит им показать Байдену реальное состояние сил. Наверняка под это Киев потребует от Вашингтона или дополнительного финансирования, или дополнительной военной помощи.

Потому что, скорей всего, они готовы наступать.

Но бюджет Украины, понятно, не потянет такой нагрузки. В бюджете очевидно средств на дальнейшее развитие гонки вооружений нет. Потому я думаю, деньги, и ресурсы на новую войну будут просить у Байдена.

«СП»: - А он в Донбассе имеет кровный интерес, поскольку его сын, как известно, вошел в совет директоров украинской частной нефтегазовой компании…

- Что естественно, надо сказать, для американцев. Они и раньше всегда свои военные операции замыкали на интересы крупного бизнеса, близкого к Белому дому. Можно вспомнить, к примеру, историю с компанией «Halliburton», бывшим руководителем которой являлся Дик Чейни, вице-президент США. При администрации Буша-младшего эта компания стала одним из символов захватнических войн США.

Здесь та же самая ситуация – интересы большого американского бизнеса соединяются с военным давлением.

Ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко, в свою очередь, сомневается в том, что украинская армия готова вести наступательные операции:

- Едва ли военные действия через две недели возобновятся. Думаю, что после августовского поражения у Украины пока нет боеспособных частей для того, чтобы вести новую полноценную военную кампанию.

Пострелять могут - устроить какую-то крупную провокацию в районе Донецка, или в Луганской области, а, может быть, и под Мариуполем. Но это будет именно крупная военная провокация.

В идеале, я думаю, администрация Порошенко хотела бы, чтобы перемирие нарушили защитники Донецкой и луганской республик. Чтобы кричать потом на весь мир: «Это не мы. Это – они! Поэтому давите дальше Россию санкциями, а нам давайте оружие».

Крупную провокацию они устроить могут, но пойти на полноценную войну - вряд ли. Потому что если возобновить войну, она приведет к новому поражению. И тогда удержится ли Порошенко у власти?

До того момента, как Украина реально перевооружит армию, я думаю, крупной войны в Донбассе не будет. А вот провокаций с целью срыва перемирия и обвинения другой стороны от Киева можно ждать.

«СП»: - Но не факт, что за перемирием последует мир?

- Проблема Минских договоренностей в том, что они не удовлетворили ни одну из сторон. В украинском обществе мы недооцениваем запрос на войну, а он очень велик и очень силен - именно запрос «снизу». Большинство там до сих пор ожидает победы в военном конфликте. Поэтому какую-то попытку реванша Украина еще предпримет.

Единственное, что может остановить Украину, если силы Новороссии будут достаточно сильны для того, чтобы отбить ее атаку.

Но сейчас наиболее уязвимая территория, это, конечно, пригород Донецка. Сколько будут в ДНР терпеть регулярные обстрелы, по сути, своего столичного города. Рано или поздно им придется предпринять какую-то военную операцию просто для того, чтобы отогнать украинских силовиков от Донецка, чтобы обеспечить городу гарантии безопасности.

Это наиболее уязвимый момент. Потому что Киев в этом случае может обвинить Донецкую республику в срыве режима перемирия. И, скорей всего, он будет всячески провоцировать на это.

Светлана Гомзикова

05.11.2014

Источник: svpressa.ru