О том, что показали боевые действия на территории бывшей Украины, о первых итогах кровопролитных боев, о применяемом оружии в интервью главному редактору «Сегодня.ру» Юрию Котенку рассказал глава Центра стратегических оценок и прогнозов военный эксперт Сергей Гриняев.

Юрий Котенок: Какие новые тенденции в боевом применении родов и видов войск появились в ходе б/д в Донбассе?

Сергей Гриняев: Боевые действия на Юго-Востоке Украины в основном подтвердили наши прежние оценки по трансформации форм и способов противоборства в вооруженном конфликте в современных условиях.

Наиболее эффективно на Юго-Востоке действуют спецподразделения, сведенные в диверсионно-разведывательные группы, а также отдельные усиленные расчеты крупнокалиберных пулеметов, минометов, средств ПТО и др.

Тактика действий – глубокий маневр на охват и окружение противника с разрезанием путей снабжения. На оперативном уровне активно используется искусство создания «котлов» времен Великой отечественной войны – сегодня оно снова оказалась востребованным. Вновь востребован контроль над «командными высотами»: примеры с горой Саур-Могила и Карачун наиболее ярко это показали. Крайне востребована тактика действий в городской застройке.

В условиях применения указанных выше приемов, а также в условиях наличия у противника боевой авиации (пусть и малочисленной), а также активное сотрудничество Киева с Вашингтоном в вопросе обмена развединформацией (прежде всего, космической видовой разведки), сделало актуальным применение в большом количестве в качестве транспортно-боевых средств гражданских автомобилей высокой проходимости.

Из вооружения востребовано и наиболее эффективно легкое стрелковое автоматическое оружие, снайперское оружие, пехотные средства противотанковой и противовоздушной обороны. Особо эффективны системы усиления огня пехоты: ручные и подствольные гранатометы, огнеметы.

Серьезным средством усиления являются крупнокалиберные пулеметы и минометы, которые часто устанавливаются на гражданских автомобилях для увеличения мобильности.

Спецификой конфликта явилось наличие на территории боевых действий в районе города Соледар баз хранения вооружения времен Первой и Второй мировых войн. Это повлекло применение в рядах ополчения таких образцов вооружения как СКС, ПТРС, ПД, револьверы, винтовки Мосина и пулеметы Максима.

В целом, ополчение активно использует все виды вооружения, которые им удалось захватить у ВСУ в ходе боевых действий.

В свою очередь ВСУ используют вооружение еще советского и раннего российского производства. Из современных образцов можно отметить использование модернизированных танков типа «Оплот», небольшого количества модернизированных бронетранспортеров.

Интересная находка спецназа ВСУ – широкое использование беспроводных камер систем видеонаблюдения. Камеры скрытно устанавливались в непосредственной близости от районов сосредоточения или боевой работы ополчения, на столбах городского освещения, на разной принадлежности мачтах (сотовой сети, высоковольтной сети, радиорелейной связи и др.) и позволяли получать видеоинформацию о передвижениях сил ополчения, пригодную для корректировки огня.

Малоэффективно (в силу низкой подготовки операторов) использовались беспилотные летательные аппараты, включая и Ту-143 «Рейс».

В последние недели в частях ВСУ стало появляться стрелковое вооружение иностранного производства.

Характерной чертой конфликта на Украине явилось то, что наибольшее развитие получило применение информационного оружия. Пропаганда в конфликте превзошла все известные до этого факты проведения информационно-психологических операций. Уровень организации информационно-психологической борьбы со стороны ВСУ, отдельные приемы и способы проведения информационных операций однозначно указывают на широкое вовлечение в процесс иностранных советников.

Отдельно следует отметить широкое применение обеими сторонами установок залпового огня, что для «антитеррористической операции» видится, ну, просто из ряда вон… Сегодня речь идет уже не только о применении установок «Град», но и «Смерч» и «Ураган», что в принципе сопоставимо с применением тактического ядерного оружия.

- Почему карателям киевской хунты так долго не удается взять ключевые узлы обороны ополчения?

- Боевое применение ВСУ показало их крайне низкий уровень боевой готовности. Наблюдение со стороны отчасти напомнило российскую армию декабря 1994 года в дни ее входа в Грозный. Но тогда в российской армии еще оставались боевые офицеры, прошедшие Афганистан и многие горячие точки на просторах распавшегося СССР, способные спланировать и реализовать достаточно сложные оперативные сценарии применения войск.

Наиболее боеспособными, как это часто было в конфликтах на территории стран бывшего СССР, оказались части воздушно-десантных войск и силы специального назначения ГРУ ГШ ВСУ.

Украинская армия, несмотря на постоянное участие в конфликтах во многих частях света от Афганистана и Ирака до Сьерра-Леоне, не научилась воевать на современном уровне. Практически полностью отсутствует опыт противодиверсионной и противопартизанской борьбы. Те малочисленные группы военных специалистов, которые получили боевой опыт в миротворческих подразделениях, предпочитали продолжать контракт, уволившись из ВСУ, в иностранных частных военных компаниях или продолжать служить по найму в одной из зарубежных стран, где тлели внутренние или региональные конфликты.

Категорически неприемлемым оказался уровень боевой подготовки и материально-технического оснащения военно-воздушных сил Украины. Боевые действия показали полное отсутствие высокоточных средств поражения и/или неспособность его применить.

Уровень взаимодействия видов вооруженных сил, а также подразделений ВСУ и иных вооруженных формирований (нацгвардия) практически отсутствует, что приводит к несогласованности и частым случаям поражения собственного личного состава в результате «дружественного огня».

Все это делает невозможным говорить о способности вооруженных сил Украины проводить антитеррористические операции, когда боевые действия ведутся в городской застройке, когда велик риск поражения мирного населения. Если к чему и готовы украинские военные, так это к стрельбе по площадям, включая городские кварталы.

Привлечение иностранных военных советников серьезно не улучшило ситуацию для Киева, а сотрудники частных военных компаний, представляющих реальную силу, зачастую достаточно дороги, даже для Киева с его спонсорами в Вашингтоне и Брюсселе. Проведение мобилизации не решило проблем, а уровень подготовки мобилизованных так и не удалось сколько-нибудь серьезно подтянуть до приемлемого. Результат – запредельные потери в живой силе, потеря морального духа личным составом, рост социальной напряженности в целом ряде украинских областей, связанный с нежеланием участвовать в продолжении боевых действий.

- На ваш взгляд, что время играет на руку ДНР и ЛНР? В чем, наоборот, опасность затягивания войны на границах с Россией?

- Безусловно, сегодня время играет на ополчение. Прежде всего, в силу серьезных экономических трат Киева на войну. Сегодня Запад не спешит оказывать серьезную финансовую поддержку Киеву. Бюджетные наполнения, которые шли из наиболее развитых экономически областей Юго-Востока, сегодня почти полностью прекратились. Посевная кампания прошла в майданном угаре, а заниматься сбором урожая будет некому – значительная часть будет мобилизована. Растет уровень протестов против продолжения войны даже на западе страны. Газа в стране осенью не будет…

Что касается России, то негативным для нашей страны является непрекращающийся поток беженцев с сопредельной территории. Скоро осень, и временными лагерями обойтись не получится. Необходимо думать о более серьезном жилье для значительного числа беженцев, что ляжет дополнительным бременем на региональный и федеральный бюджеты.

Кроме того, разрушенная экономика Юго-Востока в ближайшие месяцы приведет к еще большему потоку мигрантов, даже в случае прекращения боевых действий.

- Насколько велика вероятность развязывания войны в Крыму?

- Считаю, что уровень такой опасности достаточно низкий. Однако следует учитывать, что в случае, если Киев будет поставлен перед угрозой поражения в развязанной им карательной операции на Юго-Востоке, то он будет находиться в состоянии, готовом на вооруженную провокацию в отношении Крыма с целью вовлечь в конфликт Россию и в качестве ответа на ее «агрессию» - просить войска НАТО о защите.

- Киев активно использует наемников. Может ли этот процесс расшириться в ходе боев?

- Да, действительно, Киев разочаровался в собственной армии и готов заменить ее на иностранных наемников. Проблема в том, что опытные наемники стоят дорого. Киеву остается надеяться, что ему своей фашиствующей идеологией удастся привлечь всех праворадикальных боевиков из Европы и других регионов планеты.

Вместе с тем, считаю, что говорить о возможном серьезном увеличении численности профессиональных наемников из ЧВК помимо тех, что уже воюют на Юго-Востоке, вряд ли возможно.

- Правильно ли поступает Россия, выбрав тактику открытого невмешательства в конфликт? Или же актуально обезопасить рубежи и взять под защиту людей Русского мира в Малороссии и Новороссии?

- Полагаю, что вопрос лежит не в военно-стратегической сфере. Вопрос больше в финансово-экономическом пространстве. За последние годы российский бизнес (как и чиновничество) слишком «сросся» с Западом: недвижимость, образование для детей, медицина, «куршавели» и «шопинги», собственно бизнес – все это далеко за пределами Российской Федерации. И сегодня, когда санкции Запада ограничили доступ к капиталу и к собственности на Западе, когда нарушается сложившийся за 20 лет после развала СССР «стиль жизни», они не желают мириться и стремятся во что бы то ни стало сохранить «статус-кво» начала двухтысячных, лоббируя лояльные Западу сценарии развития событий

Но возврата назад уже нет – Рубикон перейден с присоединением Крыма. К сожалению, пока это понимают еще не все. Надеюсь, что для понимания происходящего не потребуется слишком много времени и еще большей крови.

- Ваш прогноз на ход и результат боевых действий на границе с Россией, в Донецке и Луганске на ближайший период и долгосрочную перспективу?

- Давать оценки развития военно-политической обстановки на театре военных действий без оперативной и достоверной информации крайне сложно, да и просто бесполезно. Скажу лишь следующее. Силы ополчения сегодня по численности в разы проигрываю карательным силам. Проигрывают они по вооружению. Да, боевой дух ополчения выше такового у военнослужащих ВСУ. Но и у ополчения есть проблемы с дисциплиной, хотя до взаимных перестрелок, как это в последнее время часто бывает между подразделениями ВСУ и нацгвардии, дело не доходит.

Сегодня многое будет зависеть от того, удастся ли кардинально изменить морально-психологическую обстановку в ВС Украины. Именно в вооружённых силах, поскольку фанатики нацгвардии не имеют той подготовки. Первый успех – переход границы с Россией в Гуково более чем четырьмя сотнями военных можно оценить положительно в этом плане.

В случае если противостояние продолжится и осенью, то ухудшение погодных условий негативно скажется на обеих сторонах конфликта, хотя ополчение окажется в более выгодных условиях, поскольку оно на своей земле и всегда сможет обогреться и найти провизию, чего нельзя сказать о личном составе карательных частей.

- Как связан конфликт в Донбассе с угрозой войны в Приднестровье и возобновлением боевых действий в Карабахе? Как реагировать России на эти точки в военном и политическом плане?

- Да, ситуация события на Украине (в Крыму и на Юго-Востоке) однозначно явились инициатором роста интенсивности конфликтов на всем пространстве бывшего СССР. И приднестровский и карабахский конфликты сегодня вновь начинают тлеть. Понятно, что это не могло пройти без активного участия Вашингтона – стремясь оказать «поддержку» Киеву и переключить внимание Москвы с Украины на иные регионы, а также привести к распылению ресурсов, США идут на эскалацию напряженности в ряде конфликтов.

Считаю, что в таких условиях обстановки России необходимо реагировать жестко, эффективно и быстро.

Нас уже и без того обвиняют во всем, мы и без того уже «агрессоры». Причем без малейшего обоснования и абсолютно бездоказательно! Сегодня нет НИ ОДНОЙ международной организации, которая бы поддержала Россию! В этих условиях появляется возможность одномоментно раз и навсегда решить застарелые конфликты в приграничном пространстве.

Полагаю, что резкие и жесткие заявления России в вопросе Приднестровья и Карабаха, а также жесткий ультиматум Киеву, позволил бы оперативно нормализовать ситуацию.

Сегодня мировая практика (в частности, со стороны Израиля и Турции в отношении Сирии, а уж тем более США в отношении многих государств мира) однозначно трактует потенциальную угрозу (в частности, обстрелы территории со стороны сопредельного государства) в качестве реальной угрозы военной безопасности и нейтрализуется применением силы. Полагаю, что такое развитие событий будет наиболее адекватным сложившейся обстановке.

***

В заключение хотелось бы сказать следующее. В последнее десятилетие мы слишком часто стали воевать с наиболее близкими нам народами. В 2008 году нас столкнули лбами с православными грузинами. В 2014 году мы оказались перед лицом войны с украинцами. Вне зависимости от обстоятельств, это крайне негативный ряд исторических событий. Нам еще не хватало схватиться в рукопашную с белорусами и сербами, тогда на идее Православного мира можно ставить точку.

К сожалению, это далеко не случайно – это результат 20-летней разрушительной русофобской политики Запада и, надо признать, достаточно успешной.

Полагаю, что это понимают и представители Вооруженных Сил Украины, особенно личный состав частей ВДВ и спецназа, у которых общая с российскими коллегами школа, общие традиции и, зачастую, общие учителя. Именно они, а не «нацгвардия» и правосеки. Они отчасти еще сохранили дух Советской Армии – часто упорно, днями сопротивляются в безнадежной ситуации даже без провизии и боеприпасов. И это нужно отчетливо понимать. Да, многие одурманены пропагандой, многие запуганы судьбой своей семьи, но они славяне. Очень надеюсь на то, что еще будет день, когда мы вместе, плечом к плечу будем одолевать общего врага, врага скрытого, изощренного, хитрого и опасного, который метит в само сердце наших братских народов.

06.08.2014

Источник: segodnia.ru