В последние дни в украинских СМИ вновь появились сообщения о начале штурма Донецка, и хотя позже их опровергли, кольцо верных Киеву сил вокруг Луганска и Донецка действительно сжимается, а территория, контролируемая ДНР и ЛНР, продолжает сокращаться. Сами города уже сейчас находятся на грани гуманитарной катастрофы.

Штурма пока не было

О том, что батальоны «Азов» и «Шахтерск» начали зачистку Донецка от ополчения, заявили в Facebook лидер Радикальной партии депутат Верховной рады Олег Ляшко и советник министра внутренних дел Украины Зорян Шкиряк. Однако вечером 4 августа руководитель Информационного центра СНБО Андрей Лысенко опроверг информацию о начале штурма Донецка, охарактеризовав действия армии как подготовительные мероприятия.

В пресс-службе ДНР также заявили, что в городе боев нет, отдельные выстрелы производятся только по беспилотникам.

«Информация минообороны Украины и пресс-центра т. н. АТО о взятии украинской армией н. п. Ясиноватая также не соответствует действительности. Населенные пункты Марьинка и Александровка под Донецком продолжают находиться под контролем ополчения ДНР», — говорится в заявлении.

Как и предсказывала ранее «Газета.Ru», премьер ДНР Александр Бородай вернулся в Донецк и приступил к руководству республикой вместо врио премьера Владимира Антюфеева, который, в свою очередь, вернулся к руководству силовым блоком.

Блокада Донецка возможна

При взятии дорог, проходящих через Шахтерск — Торез — Снежное, Киев сможет замкнуть Горловку и Донецк в котел. В настоящее время ВСУ Украины мобилизует соединения тяжелой техники южнее Дебальцево и с юга от Шахтерска и Тореза. Командование ВСУ пытается прорваться к предместьям Донецка с запада и юго-запада в направлении Пролетарского района.

Однако главной целью, скорее всего, является Шахтерск.

«Украинская армия стянула к Донецку сотни единиц бронетехники и артиллерии, десятки РСЗО («Ураган», «Смерч», «Град») и ракетные комплексы «Точка-У». Противник пытался прорваться к Донецку, направляя свои удары на Красногоровку и Марьинку. Все атаки отбиты. Информация по потерям уточняется», — говорится в сводках пресс-службы ДНР.

«Пока всё спокойно. Бои пока на левом фланге, украинцы немного отошли», — подтвердил «Газете.Ru» Александр Жучковский, который называет себя координатором «негуманитарной помощи» ополченцам.

Для затруднения наступления сепаратисты минируют дороги и мосты, которые регулярно взрываются в области.

Между тем, по данным спикера информационно-аналитического центра СНБО Украины Андрея Лысенко, территория, контролируемая ДНР и ЛНР, в ходе АТО сократилась на три четверти.

Тем временем Донецк и Луганск оказались на грани гуманитарной катастрофы.

Депутат парламента Новороссии (так именуется конфедеративное образование ДНР и ЛНР) Оксана Бевцык рассказала, что запасов еды в Донецке при блокаде хватит всего на неделю. Воды в городе осталось на несколько дней, магазины стоят пустые, из воюющих пригородов Донецка все съезжаются в центр, беженцев селят по общежитиям, из-за обстрела дорог подвоз гуманитарной помощи затруднен.

Луганск находится примерно в том же положении.

Из-за полной изоляции в городе нет света, воды, связи, интернета, бензина, дизтоплива и газа. «Нечем заправить машины скорой помощи, аварийных и коммунальных служб, ГСЧС, городской общественный транспорт, автомобили, которые доставляют хлеб и продукты питания», — сообщил в субботу мэр Сергей Кравченко.

Сколько продлится война

Главный вопрос сейчас — сколько еще продлятся боевые действия. Карты движения войск должны вселять оптимизм украинской стороне: площадь АТО сокращается, связи между Луганском и Донецком больше нет, кольцо вокруг форпостов ополчения медленно, но верно сжимается. Казалось бы, окончательный разгром повстанцев — вопрос недель. Но военные эксперты предостерегают от поспешных выводов.

«Единственное что ясно – ситуация очень сложная и противоречивая, быстро меняющаяся, — говорит замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. — Доминирующее мнение экспертов последних трех-четырех недель было, что ДНР, ЛНР, Новороссия отживают последнюю неделю, последние десять дней. Но реальная ситуация заключается в том, что Новороссия оказалась гораздо более резистентной, чем казалось».

По словам эксперта, никто ничего не знает о реальной военной силе повстанцев: «О группировке украинских войск более или менее известно: разброс от 35 до 50 тыс., понятно их оснащение. А по новороссийским силам даже приблизительных оценок нет. Кто-то говорит 6 тыс., кто-то – все 18 тыс. А это принципиальные вещи».

Стоит отметить, что глава минобороны Украины Валерий Гелетей оценил численность войск самопровозглашенных республик в 15 тыс. человек. При этом он отметил, что победа Киева близка.

Не вполне согласен с этим военный обозревать, заместитель главного редактора интернет-издания «Ежедневный журнал» Александр Гольц. По его мнению, у украинских войск отстают тылы, отдельные группировки постоянно оттянуты на решение локальных задач и отражение партизанских нападений. Пытаясь сконцентрироваться на взятии форпостов сопротивления, значительная часть войск попадает в окружение.

«Кстати говоря, очень серьезный разведпризнак – это то, что секретарь совета по безопасности и обороне Парубий попросился в отставку (соответствующую информацию распространил сайт insider.ua; якобы вместо Парубия этот пост мог занять глава СБУ Валентин Наливайченко или нардеп Юрий Стец из фракции «Батькивщина»; СНБО информацию не подтвердил и не опроверг. — «Газета.Ru»). Накануне больших побед чиновники в отставку не просятся. Очевидного поражения, конечно, не будет: все-таки силы разные.

В лучшем случае, чего смогут добиться правительственные войска – это увязнуть в боях в самом Донецке. И это очень надолго.

Мой расчет очень простой: неделю назад была объявлена третья мобилизация, которая должна занять 45 суток. Плюс самый минимум 30 суток, чтобы привести новобранцев в какое-то чувство, потому что они по 10–15 лет не видели оружия. То есть речь идет о двух с половиной месяцах, после чего мы благополучно переходим в осень. С, мягко говоря, не очень твердыми дорогами в этой части Украины. И зиму. Так что очень оптимистический сценарий, если конфликт разрешится хотя бы весной».

Владимир Дергачев, Сергей Подосенов

05.08.2014

Источник: gazeta.ru

«До Стрелкова практически ничего не доходит». ДНР и ЛНР уже не ждут от России военной помощи

Военной помощи из Москвы не будет, ополченцам следует надеяться на собственные силы — таковы результаты недавнего диалога военного командования самопровозглашенных республик с представителями Москвы, сообщил «Газете.Ru» источник, близкий к руководству республик. Между тем площадь АТО постоянно сокращается: украинские военные отрезали Луганск и Горловку от Донецка и анонсировали скорый штурм города.

Как утверждается, представители России заявили военному командованию самопровозглашенных республик, что Москва не пойдет на прямое военное вмешательство. «В командовании раздосадованы и пока только обозначили факт. Возможно, уточнения будут позже», — сказал «Газете.Ru» источник.

Координатор «негуманитарной помощи» ДНР ополченец Александр Жучковский объяснил «Газете.Ru», что поддержка из России продолжает идти, но «это, скорее, инициативы частных лиц. Этого немного и повлиять на коренное изменение ситуации не может».

«К тому же помощь идет через границу с ЛНР, и непонятно, где оседает. До ДНР и Игоря Стрелкова практически ничего не доходит. Отсюда рождаются мысли, что такой популярный лидер всем только мешает и все были бы довольны, если бы он геройски погиб еще в Славянске», — говорит собеседник.

Но, как утверждает Жучковский, оборону Донецка, несмотря на заявления украинских военных, ополченцы могут держать еще «очень долго» и ситуация со сдачей Славянска не повторится.

«Славянск до сих пор бы удерживали, просто люди продолжали бы гибнуть сотнями. Планы по эвакуации есть всегда, даже когда все идет хорошо. Однако насчет целесообразности мне сложно сказать: тут множество взаимозависимых факторов. По логике Славянска можно вообще оставить все города, чтобы не гибли люди, но ситуация в Донецке все же отличается от Славянска, — рассуждает он. — Да и близость с границей РФ дает преимущества, хотя эти преимущества пока не работают по понятной причине. Отход обеспечить можно — разумеется, с боем. Чтобы уйти из Славянска, пришлось пробивать коридор и делать отвлекающие маневры. Надеюсь, в Донецке до этого не дойдет: сейчас никто не говорит о сдаче города, эта тема не обсуждается».

По сведениям «Газеты.Ru», в политическом руководстве республик и представительствах в России идут напряженные споры о том, будет ли Москва поддерживать ополченцев. Официальная же позиция государства, как и ранее, сводится к «доброжелательному нейтралитету».

«Москва, как неоднократно было сказано, изначально не являлась участником конфликта. И заявляла, что это будет нарушением процессов в рамках Женевского соглашения. Москва оказывает гуманитарную, дипломатическую, моральную поддержку, но все спекуляции о поставках тяжелой техники не имели документального подтверждения», — заявил политолог Иосиф Дискин.

А сопредседатель «Народного фронта Новороссии», бывший харьковский «антимайданщик» Константин Долгов, бежавший в Москву из-под ареста, которому он был подвергнут за поддержку пророссийских сепаратистов, уверил «Газету.Ru», что ополченцы надеются на развал Украины вследствие вероятных осенних бунтов. По мнению Долгова, в это время во многих украинских городах вспыхнут бунты из-за недовольства инфляцией, невыплатой зарплат и пенсий, отсутствия газа, роста военных потерь.

Ранее опрошенные военные эксперты также подтверждали, что запас прочности у республик оказался выше ожидаемого. Шеф-редактор «Ежедневного журнала» Александр Гольц выразил мнение, что Киеву повезет, если он сможет завершить АТО к весне. Несмотря на то что площадь АТО сокращается, связи между Луганском и Донецком слабеют, а кольцо вокруг форпостов ополчения сжимается, у украинских войск отстают тылы.

Кроме того, отдельные группировки оттянуты на решение локальных задач и отражение партизанских атак, некоторые бригады попадают в окружение. Возможно, Киеву придется начать осенью новую волну призыва для разгрома самопровозглашенных республик, что потребует дополнительных мобилизационных мер в условиях слабеющей экономики.

Любопытно, что в среду в интервью авторитетной польской Gazeta Wyborcza премьер Польши Даниэль Туск заявил, что у польской стороны есть данные о том, что «угроза прямой интервенции, бесспорно, выше сейчас, чем еще несколько дней или месяцев назад».

Владимир Дергачев

06.08.2014

Источник: gazeta.ru