Развитие событий на Украине приняло такой характер, что всё чаще звучат голоса, говорящие об установлении в стране в ближайшие месяцы жёсткой военной диктатуры как о единственном средстве спасения украинской государственности. Многое указывает на скорый крах украинской экономики и следующие за этим социальные потрясения. Западные финансовые вливания лишь прикрывают фактически состоявшийся дефолт. К тому же поступление средств извне замедляется, поскольку все видят грандиозные масштабы расхищения и нецелевого расходования выделяемых Украине денег.

В текущем году на обслуживание госдолга, покрытие дефицитов бюджета и платежного баланса Украине требуется — по разным оценкам — от 30 до 50 млрд долл., которые Запад дать не готов. Премьер А.Яценюк уже понял безнадежность положения и подал в Раду прошение об отставке, пока, правда, не принятое. Он, может быть, и «камикадзе», но не до такой степени, чтобы рисковать собственной головой. Продолжающий демонстрировать уверенность президент Порошенко быстро теряет кредит доверия и с трудом отбивает закулисные политические удары со стороны отошедшей в тень, но не утратившей хватки лидера «Батькивщины» Ю.Тимошенко и собратьев-олигархов, прежде всего И.Коломойского. Нарастающая милитаризация экономической и общественной жизни страны ведёт к тому, что главной фигурой в ней становится «человек с ружьем». А куда он и в чьих интересах этот человек повернёт, пока не ясно. Кандидатов в бонапарты много, и каждый принадлежит к определённой группе интересов. 

Росту настроений в пользу установления режима «твердой руки» способствуют и повальные злоупотребления, связанные с финансированием карательной операции на Донбассе. Всё, как всегда: кому война, а кому мать родна. Как заявил на заседании парламента народный депутат и бывший министр обороны Александр Кузьмук, из госбюджета на нужды Министерства обороны уже выделили 11,5 млрд грн. И где они? Наградные выплаты в основном распределяются между штабистами. «Уникальная ситуация: армию, ведущую боевые действия, фактически содержат родственники, которые посылают солдатам деньги и продукты. И волонтеры, которые привозят остальное необходимое – от воды до тепловизоров. На государственном предприятии «Житомирский бронетанковый завод» было выявлено разукомплектование 78 машин разной модификации, на которых отсутствуют двигатели с коробками передач, башни и т. п. На государственном предприятии «Киевский бронетанковый завод» установлена нехватка четырех танков общей стоимостью более 6 млн грн. и разукомплектование 225 единиц бронетанковой техники. В прокуратуре говорят: «Вдумайтесь в эти цифры и представьте, какую площадь может занять эта техника чисто визуально – это все разворовано».

Руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем Украины Александр Жилин заявил, что за время «антитеррористической операции» на Донбассе пять украинских генералов уже стали долларовыми миллионерами. Он отметил, что «особо интересны источники стремительного обогащения карательных генералов». Вскрываются факты не только «банального воровства бюджетных средств. Есть и убийственная статья доходов: погибшие каратели не снимаются с денежного довольствия и деньги мертвых душ идут в карман киевских военачальников». Если в этой войне и дальше будут крутиться огромные деньги, «она не закончится никогда», говорит эксперт. Известна такса военкоматов за освобождение от призыва в армию - 500 долларов. В общем-то, немного, но если речь идет о десятках, а в перспективе и сотнях тысяч уклонистов, то по совокупности и не так мало. В отпуск с фронта можно попасть только за взятку.

Быстро проходит и кратковременная эйфория от взятия украинскими войсками Славянска и ряда других городов. Обнаруживается, что это и не победа вовсе, а серьезный провал руководителей операции. Даже комментатор поддерживающего киевский режим интернет-портала «Хвиля» высказывается на этот счёт весьма критически: «Славянск не был завоёван, он был сдан группировкой инсургентов вооружённым силам Украины без единого выстрела. Ударная группировка противника без потерь ушла из города, сохранив всю свою боевую мощь. Освобождение Славянска это белый шум. Дымзавеса». По словам комментатора, «уничтожить многотысячную группировку противника с тяжёлым вооружением в миллионном Донецке нереально даже по технологиям современной манёвренной сетецентрической войны, при том, что наши войска воюют по технологиям 30-х гг., даже не Второй мировой войны». 

Другой украинский автор в статье «На Украину надвигается хаос» высказывает опасения по поводу того, «что может произойти осенью, если в одной точке сконцентрируются развал экономики, резкое падение жизненного уровня народа, холод и безденежье, ожесточение населения, порожденное войной и ее многочисленными жертвами, «донецкий (по типу «афганского») синдром» военных, прошедших боевые операции в Донбассе, радикализм политиков-популистов и культивирование воинственных и шовинистических настроений СМИ». Не будет удивительно, «если неуправляемые — или же направляемые кем-то — толпы примутся громить госучреждения, осуществляя «народную люстрацию» и линчуя депутатов и чиновников без разбора их партийной принадлежности». Уже сейчас перед администрацией президента Украины едва ли не ежедневно митингуют родственники солдат, получающие от них по мобильным телефонам информацию о безобразиях, творящихся в армии, и командирах, бросающих на поле боя своих подчиненных. 

Репетиция военного переворота уже состоялась в конце июня, когда около 300 человек из созданных рвущимся к власти И. Коломойским батальонов «Донбасс», «Азов», «Айдар» в камуфляже, масках и балаклавах собрались на майдане в Киеве. Они потребовали прекратить перемирие, ввести военное положение в стране, обеспечить достаточное количество оружия для добровольцев, позволить применять любые средства для уничтожения ополченцев Донбасса. 

Наиболее вероятный сценарий военного переворота именно так и может выглядеть, когда в Киев из зоны карательной операции прибудут вооруженные до зубов крайние националисты из состава подразделений Национальной гвардии и, соединившись с другими боевиками «Правого сектора» и Самообороны майдана, потребуют смены «продажного режима»… По информации прокурора Киева Сергея Юлдашева, 12 столичных административных зданий, в том числе Октябрьский дворец и Украинский дом, до сих пор находятся под контролем самообороновцев. «В этих зданиях может находиться достаточно большое количество оружия. И на сегодняшний день представители самообороны не высказывают намерения освободить эти помещения». Вне всяких сомнений, главным бенефициаром такого захвата власти стал бы И. Коломойский.

Националистические СМИ предупреждают Порошенко: «Армия сейчас превращается в единственный легитимный силовой институт государства. Все остальные насквозь прогнили. Но Петр Алексеевич отвергает армию, а значит, он отвергает народ. Так кто союзник Порошенко? Все выглядит так, что очень скоро у Петра Алексеевича их не будет вообще. Доверие народа он потеряет. Армия уже начинает его ненавидеть. Милиция и СБУ давно разложились. С таким подходом у Порошенко не будет даже трех лет Януковича. За быстрым рассветом следует быстрый закат». Рисуется даже примерный облик будущего устройства Украины. В частности, предполагаемый авторитарный режим в Киеве, по мнению украинского аналитика Юрия Романенко, «будет носить черты военной демократии, опирающейся на широкие слои населения. Без широкой социальной базы этот режим просто не сможет устоять в войне с мощным врагом… Москва сделала всё, чтобы убедить россиян, что в Киеве правит хунта. Что же, самое время, чтобы эта хунта действительно встала в полный рост».

Порошенко начинает сознавать грозящую ему опасность и принимает предупредительные меры. Его последние назначения в военных ведомствах говорят о том, что он, по-видимому, готовится не столько к войне с «внешним противником», сколько к борьбе с конкурентами. Так, одним из первых шагов назначенного им министром обороны лично преданного ему бывшего руководителя Государственного управления охраны Валерия Гелетея стало прекращение передачи «добровольческим» (читай: наемно-олигархическим) батальонам вооружения из арсеналов Министерства обороны. Коломойский требовал от Гелетея предоставить это оружие, но тот предложил ему договариваться непосредственно с Порошенко. Всё это только подстегивает радикалов поспешить с захватом власти.

Порошенко не может не понимать, что, продолжая войну в Донбассе, он способствует усилению милитаристских и бонапартистских настроений в стране и приближает этим своё свержение, которое с учетом общей ситуации может произойти по самому кровавому сценарию. Какие-либо реформы в экономике в таких условиях станут невозможными. Да, украинскому президенту угрожают, требуют от него продолжения «войны до победного конца», но победить в войне с собственным народом невозможно, поскольку линии разлома проходят не только на поле боя – они проходят через умы и сердца людей. И они останутся такими при любом исходе боевых действий. Дальше требования «войны до победного конца» будут лишь нарастать и становиться всё опаснее. Сработает ли у президента Порошенко инстинкт самосохранения, пойдёт ли он на примирение и компромисс со своими соотечественниками? Ведь это для него - единственная возможность остаться у власти. И в этом народ бы его поддержал.

Дмитрий Минин

18.07.2014

Источник: Фонд стратегической культуры