Покушение на мэра Харькова Геннадия Кернеса стало очередным звеном в «кровавом конвейере», который раскручивается на протяжении последних недель во второй столице Украины. Ему непосредственно предшествовал фанатский марш 27 апреля, чьи участники прямо на улицах избивали до полусмерти политических оппонентов и крушили машины, скандируя «Чемодан, вокзал, Россия!» Добавим к этому выезд несколькими днями ранее в восточные регионы отрядов «Правого сектора», назвавших себя «черными человечками» и заявивших, что будут вести вооруженную борьбу против «сепаратистов».

В попытке убийства Кернеса пока больше вопросов, чем ответов. «Геннадий был на пробежке по Белгородскому шоссе. Стреляли в спину, из леса. Ранение тяжелое. Пробито легкое и печень навылет», – написал в Facebook вскоре после покушения бывший вице-губернатор Харьковской области Юрий Сапронов . «Поджидали, – сообщил то же время местный промайданный журналист Зураб Аласания. – Кернес… не изменил привычек: купание в источнике на Саржином Яру, пробежка, велосипед» . В свою очередь, директор департамента по информации и связям с общественностью Харьковского горсовета Юрий Сидоренко сообщил журналистам возле больницы, куда доставили раненого мэра: «Это произошло между 11.30 и 12.00 на Белгородском шоссе. Он катался на велосипеде, выстрел, судя по всему, был один». Еще одну версию озвучили журналистам в городском управлении милиции: «Обстоятельства покушения уточняются. Пока информации мало. Известно только место, где это произошло – поворот на Гольф-клуб. Есть информация, что Кернес ехал не на велосипеде, а на машине. Но это информация – не окончательная, пока проверяется. Больше пока сказать нечего».

Подбор выбора места покушения вызывает в памяти книгу Фредерика Форсайта «День Шакала», где наемный убийца внимательно изучал по автобиографии и газетам привычки президента Франции и благодаря этому «точно узнал, в какой день и час, независимо от погоды или самочувствия, невзирая на опасность, Шарль де Голль выйдет к людям». В данном случае сбор информации был максимально облегчен тем, что на сайте жертвы на видном месте красовался репортаж газеты «Вести» за прошлый год, журналист которой совершил вместе с мэром пробежку и описал ее маршрут буквально по минутам: старт в 7:30 от гостиницы «Националь», затем по улицам Ленина и Новгородской к лесопарку, несколько кругов по его узким дорожкам, затем в микроавтобус с охраной и через пару минут уже у наполняемой из ключей купели в Саржином Яру . Отдельно подчеркнуто, что за все время пробежки в лесопарке навстречу попалось лишь несколько человек – то есть, место и время идеальное для покушения.

Вот только, сотрудники спецслужб не черпают методы действий из беллетристики, а информацию – из общедоступных источников. И их снайперы все же способны прицельно попасть в жертву, а не промахнуться. Кстати, не вполне ясно, сколько было выстрелов. По словам Сидоренко, выстрел был один. Но как тогда пуля повредила и легкое, и печень? (Факт этого подтверждает не только Сапронов, но и директор Харьковского института общей и неотложной хирургии Валерий Бойко, под чьим руководством оперировали мэра: «У Геннадия Кернеса большие повреждения органов грудной клетки, брюшной полости и забрюшинного пространства».) Войди пуля в спину и выйдя навылет, она могла в случае отклонения от сердца пробить либо легкое, либо печень – но не то и другое сразу. Не спасает тут и отсылка к не подтвержденной до конца еще версии обстрела во время езды мэра на велосипеде – опять-таки, вошедшая в спину пуля вышла бы спереди.

«Отличную от всех» версию выдвинула украинская газета «Вести». Она цитирует свой анонимный источник в правоохранительных органах, утверждающий, что стрелявший в совершавшего пробежку Кернеса «находился не позади мэра, а впереди: целился в сердце, но промахнулся». Поражение одной пулей сразу нескольких органов «Вести» объясняют в интервью, взятом у главы наблюдательного совета Украинской ассоциации владельцев оружия Георгий Учайкин. По его словам, пуля, войдя в тело (эксперт не конкретизирует – в грудь или в спину), могла наткнуться на крупную кость, вследствие чего «изменила траекторию полета и поразила несколько жизненно важных органов одновременно». Это, правда, противоречит рассказам самого же Учайкина о невероятной пробивной силе пули, выпущенной из снайперской винтовки Драгунова (СВД), которую считают оружием покушавшегося (исходя, правда, лишь из сообщений о найденной гильзе калибра 7,62 мм), от которой «Кернеса не спас бы и бронежилет». Другое дело, если речь шла не о СВД, а о одной из версий автомата Калашникова или охотничьем ружье, имеющих при том же калибре 7,62 мм куда меньшую пробивную силу.

О непрофессионализме стрелявшего говорит не только его промах (который мог быть и случайным), но и то, что на таковой закладывались и в организации покушения. Далее по маршруту пробежки Кернеса сотрудники милиции обнаружили коробку с гранатой РГД-5, из которой была выдернута чека .

Что касается заказчиков покушения, то реакция промайданных журналистов оказалась довольно предсказуема. «РФ определяет и ликвидирует ключевые точки сопротивления», – написал в Facebook журналист Зураб Аласания. Таким образом, Кернес, по его мнению, – ключевая фигура украинского сопротивления России. Хотя еще в декабре 2013 года тот же Аласания живописал матерные заявления Кернеса против занявших позицию Майдана депутатов Харьковского горсовета и Верховной Рады . «Кернес – не борец за Украину», – признает, в свою очередь, редактор сетевого издания Цензор.НЕТ Юрий Бутусов. Но… также заявляет, что заказчик покушения – Россия и «сепаратисты»: «Именно Кернес после переговоров с Коломойским ликвидировал съезд «Первого украинского фронта», который по замыслу Кремля должен был легитимизировать раскол Украины. Он и его друг Добкин были одними из ключевых фигур в стратегии Кремля, и выход Кернеса из этого плана нанес серьезный ущерб российскому влиянию». Вот только признание Кернесом киевской хунты имело место 23 февраля, а покушение – двумя с лишним месяцами позже. Так что есть ли тут какая-либо связь?..

Вот на какую связь нельзя не обратить внимание, так это на усиление напряженности в Харькове в последние недели в целом.

27 апреля по городу прошел многотысячный марш фанатов ФК «Металлист» (Харьков) и «Днепр» (Днепропетровск»). Разные информагентства называют цифры от 5 до 10 тысяч собравшихся, паблик харьковских ультрас в соцсетях называет цифру «до 7 тысяч». Что характерно, рядом с черным баннером «Единая Украина» в начале марша несли и красно-черный флаг, на котором был изображен меч в трезубце. Флаг такой расцветки был у ОУН-УПА Бандеры, но меч в трезубце – это символика конкурирующей с ней с 1940 года ОУН Мельника. Произвольный гибрид символики этих националистических организаций на сегодняшний день является официальной символикой «Правого сектора».

Закономерным итогом марша, происходившего под скандирование «Слава героям» (приветствие в ОУН-УПА) и «Слава нации – смерть ворогам», стало массовое избиение участников пророссийского митинга, которых различные СМИ насчитали от 250 до 400 человек («Правый сектор-Восток» дает еще меньшую, судя по точности, основанную на данных их наблюдателей, оценку – 230 человек). Причем харьковская милиция обвинила в нападении именно участников пророссийского митинга, что выглядит явно абсурдным, учитывая огромную разницу сил между ними и ультрас и укомплектованность последних хорошо подготовленными драчунами. Получается некий вариант известной истории про Рафика – о том, как скрипач напал на него и его друзей-дзюдоистов, мирно куривших в час ночи у подъезда, и сам себя избил. Честнее излагает события «Правый сектор» на своих интернет-ресурсах: «Около 14 «ватников» (презрительное название русских активистов) получили по головам! Двое из них пострадали серьезно!» Напомним, по данным СМИ, 14 человек и пострадали в ходе события 27 апреля, то есть среди избитых – исключительно пророссийские активисты. Двое особенно тяжело пострадавших видны на появившихся в Интернете видео – толпа здоровых ультрас буквально «забивала» их в асфальт, оставив после себя на мостовой неподвижные тела с разбитыми до крови головами.

«Сегодня мы отстояли Харьков и поставили на место оккупантов! И это нам еще не дали оружие!» – резюмирует паблик «Правого сектора».

Подобные, но менее многочисленные марши фанатов уже проходили в Харькове – 30 марта (1,5 тысячи человек) и 12 апреля (2-3 тысячи человек). По сути, именно эта среда – молодежная и праворадикальная (судя по видео в Интернете, на первом из маршей толпа скандировала «Зиг хайль, Рудольф Гесс, Гитлерюгенд, CC» ) – и выступает на данный момент главным ударным активом в борьбе с пророссийскими активистами во второй столице Украины. Эта ситуация напоминает Ольстер (Северную Ирландию), где местные лоялисты поддерживались неонацистами из митрополии, в том числе тесно связанными с футбольными фанатами. Беспорядки, устроенные британскими ультрас на стадионе в Дублине во время матча сборных Великобритании и Ирландии в 1995 году, связывались с группировкой Combat 18 («Боевой отряд Адольфа Гитлера»), имевшей большое влияние в фанатской среде. Документальное «Расследование МакИнтайра», показанное BBC в 1999 году, выявило контакты с Combat18, Британским национальным фронтом и ольстерскими лоялистами у лондонской фанатской фирмы Chelsea Headhunters («Охотники за головами из «Челси»), прославившейся жестокостью в уличных боях. Аналогичная «ольстеризация» конфликта происходит, судя по всему, и в Харькове, куда для «разогревания» уличных беспорядков путем массовых шествий (опять же – как марши лоялистов в Ольстере) завозятся фанаты, придерживающиеся праворадикальных взглядов, из других регионов страны. На очереди – ультрас «Карпат», играющих в Харькове 11 мая. Фанаты львовской команды имеют наиболее радикальное реноме даже на Украине, среди них популярны черные футболки с кельтским крестом (международная символика расистов) и «мертвой головой» и надписью «Наша честь зовется верность» (символика и лозунг СС) .

Симптоматичным выглядит упоминание связанных с харьковскими ультрас местных «правосеков» о том, что уличное противостояние «пока» происходит без огнестрельного оружия. Оно у «правосеков», как показала бойня на Рымарской 14-15 марта, имеется – это травматических пистолеты, переделанные в боевые, и охотничьи ружья. «Калаши» из разгромленных милицейских участков тогда их «братья по расе» с Западной Украины не успели завезти, как обстоит дело сейчас – сложно сказать. Тем более, что 21 апреля на интернет-ресурсах «правосеков» появилась информация о том, что «бойцы организации «Патриот Украины» и Социал-национальной ассамблеи… отправляются на Восток… для борьбы с бандами сепаратистов» . 26 апреля на YouTube появилось обращение, где группа этих «черных человечков» (у одного в руках помповое ружье, у другого – автомат Калашникова) сообщала, что они «берут на себя миссию освобождения Юго-Востока от российских оккупантов и сепаратистов», похвалившись в том числе, что «благодаря их действиям в Харькове сегодня невозможен сепаратистский шабаш» . Днем позже в Харькове происходит уличная бойня, а еще через день – покушение на Кернеса, как уже было показано ранее, совершенное явно не профессионалами, дорвавшимися до оружия.

Владислав Мальцев

29.04.2014

Источник: svpressa.ru