В руках пророссийских активистов в Луганской, Донецкой и Харьковской областях остаются важные административные здания. Так в Донецке митингующие заняли областную администрацию и заявили о создании Донецкой народной республики. Этот статус, по мнению активистов, Донецкая область может получить после проведения референдума, намеченного на 11 мая.

Уже не раз подобные выступления затухали сами собой после арестов лидеров пророссийских сил на Украине. После этого на какое-то время возникало ощущение, что самозваным киевским властям удалось взять ситуацию под контроль. Однако, как показывают события последних дней, это не так.

Мало того, по реакции Киева, вернее тех, кто сегодня говорит от лица украинского государства видно, что они не на шутку встревожены. В Верховной Раде звучат требования установить в Луганской, Харьковской и Донецкой областях чрезвычайное положение. И.о. президента Украины Александр Турчинов пообещал ужесточить меры по отношению к «сепаратистам» и назвал их преступниками на том основании, что появилась информация о захвате оружия пророссийскими активистами.

В Донецк вылетела Юлия Тимошенко. Прогулявшись по городу, она тут же в толпе намётанным взглядом выявила сотрудников российских спецслужб.

Между тем, активисты захватившие административные здания на Юго-Востоке строят баррикады и запасаются продовольствием, чтобы выдержать многодневную осаду.

Совершенно очевидно, что протест сам собой «не рассосётся». Что делать России, если дело дойдёт до массовых репрессий против русского населения Юго-Востока? И какова будет реакция Запада, если Путин всё-таки воспользуется правом, данным ему Советом Федерации и введён войска на Украину?

- Ситуация на Юго-Востоке переходит в новую фазу, начинает раскачиваться, - говорит руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв.Пример Крыма подействовал на активное пророссийское меньшинство этих регионов. Население начинает более активно выступать за свои политические права. По всему Юго-Востоку Украины захватывают административные здания.

Трудно сказать, что за люди пытаются придти к власти. Но ясно, что та власть, которую насаживает Киев, их не устраивает.

Между тем, оснований говорить о массовых протестах, пока нет. Численность пророссийских митингов составляет в лучшем случае 5-6 тысяч человек. Для такого города-миллионника, каковым является, к примеру, Донецк, это немного.

У тех, кто добивается федерализации, до сих пор нет общепризнанных лидеров, нет сильных политических движений, нет программы действий. Даже те политики, на которых возлагались определённые надежды в этом смысле, ведут себя довольно непоследовательно. Я, в частности, говорю о бывшем губернаторе Харьковской области Михаиле Добкине и депутате Верховной Рады Сергее Тигипко.

Как мы видим, на поверхность протестов пока выносит довольно случайных людей, которые не имеют серьёзного опыта политической деятельности. Между тем, политика делается не только на митингах. Необходимо уметь канализировать настроения людей на площадях в законы и политические решения.

Бизнес восточных регионов, особенно олигархи не заинтересованы в федерализации и поэтому пытаются всячески задавить политическое пробуждение Юго-Востока Украины, поставить его под свой контроль. При этом у них огромные ресурсы. Не только финансовые, но и административные. Олигархи, в частности, могут влиять на настроения многочисленных работников своих предприятий.

Ситуация не так однозначна, как может показаться после просмотра новостных телесюжетов. Я бы так сказал: процесс пошёл, но чем он может кончиться – абсолютно непонятно.

«СП»: - В каком развитии ситуации заинтересована в данном случае Россия?

- Россия заинтересована в федерализации Украины. Мы таким образом можем получить новый инструмент влияния на будущую киевскую власть. Но так же и Украина заинтересована в отказе от унитарного статуса, так как это сохранить её целостность, чего большинство украинских политиков не хотят признавать.

Сможет ли Россия продавить федерализацию «незалежной» - большой вопрос. Хотя по этому вопросу мы начинаем находить понимание и на Западе. Там тоже всё больше тех, кто считает, что это рецепт сохранение украинской государственности. Поэтому не исключено, что после президентских выборов на Украине, если они пройдут относительно спокойно, новая киевская власть вынуждена будет пойти на федерализацию.

России надо просчитать разные варианты развития событий. Возможно, поддержать одного из наиболее проходных кандидатов в президенты с условием, что он не будет вести антироссийской политики или, наоборот, всячески способствовать снижению легитимности будущих выборов, например, способствуя их бойкоту жителями Юго-Востока Украины.

Не думаю, что на данный момент в наших интересах присоединение этих областей к России.

«СП»: - Вы имеете в виду социально-экономический аспект?

- Да. Учитывая современное состояние экономики на Украине, брать на себя ответственность за значительную часть её территории, довольно рискованно. У нас самих резервы, как известно, не безграничны. Но главное, повторяюсь, народ на Юго-Востоке сам не дозрел даже до мысли о необходимости федерализации Украины, не говоря уже о вхождении в состав России. Не думаю, что этот процесс надо форсировать. События должны развиваться естественно. В конце концов, при определённом повороте Россия могла бы поддержать создание независимой Юго-восточной украинской республики.

Думаю, если Россия попытается сейчас ввести войска на Восток Украины, Запад обозлится на нас уже всерьёз.

«СП»: - А если Киев примет решение жёстко подавлять пророссийские митинги, мы решимся ввести войска? Ведь тем, что Совет Федерации разрешил Путину использовать войска на Украине, мы как бы морально поддержали жителей Юго-Востока Украины и отчасти обязаны помочь им при обострении ситуации?

- Конечно. Мы не сможем остаться в стороне, если дойдёт до откровенных массовых репрессий против русского населения Украины.

«СП»: - Можно ли при этом ожидать начала новой Холодной войны, или прав постпред России при ООН Виталий Чуркин, который сказал, что отношения России и Запада довольно быстро нормализуются?

- На мой взгляд, мнение Чуркина – иллюзия. При самом лучшем раскладе, то если нам не придётся ввести войска на Украину, уже нынешнее охлаждение отношений между Россией и Западом затянется года на три-четыре. Доверие между ними сейчас опущено практически до нуля. Нынешняя политическая элита Запада никогда не простит Путину и его окружению нашей позиции по Крыму. Пока эта элита на Западе не сменится на другую, никаких нормальных отношений между лидерами западных стран и России не будет. А это потянет за собой и стагнацию всех иных аспектов во взаимоотношениях между нашими странами, в первую очередь, экономике.

«СП»: - Возможен ли вариант, при котором Россия будет превращена в страну-изгой по типу Ирана или Северной Кореи?

- Думаю, нет. Это технологически малореализуемо. Можно нанести нам тот или иной имиджевый ущерб, подорвать финансовые позиции и т.д. Но сделать изгоем нашу страну нельзя. Слишком многосторонние связи имеют место между Россией и той же Европой. В конце концов, у России тоже есть возможность «плюнуть» в тарелку Запада.

«СП»: - А именно?

- Мы можем более активно вмешаться в сирийский конфликт, поставить этой стране многие виды современных вооружений. Есть возможности повлиять на ситуацию в Иране, Египте. Если Турция будет вести себя не лояльно по отношению к России, нам никто не мешает «раздуть» курдский вопрос. Да и в самой Европе много трещин, которые можно «расковырять», скажем, заявив о поддержке баскских или каталонских сепаратистов. Так что Запад не может не считаться с нашими возможностями.

- Раскол между Западной и Восточной Украиной становится сильнее. Это очевидно, - соглашается политолог, главный редактор журнала «Россия и новые государства Евразии», специалист по Украине Николай Работяжев.

– Да, пока на митинги выходит не так много людей. Но вопрос в том, в какой мере активное меньшинство опирается на сочувствие большинства. Я думаю, что в данном случае активистов в той или иной степени поддерживает как раз большинство. Дело не только в том, что там живут ментально близкие нам люди. Они понимают, что Украину ждут тяжёлые времена. В случае проведения реформ, на которых настаивает Запад, уровень жизни здесь существенно снизится. И при этом они видят рядом относительно стабильную и благополучную Россию.

«СП»: - А может ли получиться так, что пророссийские активисты добьются проведения референдума о федерализации Украины в отдельных регионах, а большинство населения в них выскажется против?

- Нет, если говорить конкретно про Луганскую, Донецкую и Харьковскую области, это маловероятно. И в том числе поэтому, я думаю, Россия пока воздержится от явного вмешательства в ситуацию. Руководство страны заинтересовано в том, чтобы жители юго-восточных регионов Украины сами осознали необходимость перемен.

«СП»: - А если в Киеве решат жёстко расправиться с пророссийскими активистами?

- Думаю, пока власть в Киеве не решится на силовой сценарий. Ведь непонятно до какой степени готовы её поддерживать внутренние войска. Наверняка, среди правоохранителей немало тех, кто в душе не сочувствует «евросамозванцам». Но если всё же протестное движение на Юго-Востоке Украины начнут жёстко подавлять, ввод российских войск туда вполне вероятен.

«СП»: - Насколько тяжёлое в экономическом плане бремя ляжет на Россию, если мы включим в свой состав юго-восточные области Украины?

- Конечно, потребуются немалые расходы. С другой стороны, старые кооперационные связи в промышленности не только не будут нарушены, но и укрепятся. В судостроении, авиастроении, космической отрасли у нас с регионами юго-восточной Украины есть немалые возможности для развития сотрудничества. Кроме того, геополитический выигрыш из-за того, что мы не отдаём всей территории Украины в зону влияния США и ЕС, очевиден.

«СП»: - Если протесты на Юго-Востоке будут продолжаться, без вмешательства России удастся добиться федерализации Украины?

- Как мы видим, тенденция усиления протестов в этих регионах налицо. Так что если протест будет и дальше развиваться по восходящей, не исключено, что жители этих областей сумеют настоять на федеральном статусе без военной поддержки России.

- К тому, что происходит на Юго-Востоке Украины, я отношусь со сдержанным оптимизмом, - говорит заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. - Ситуация там серьёзно отличается от того, что было в Крыму. Хочу напомнить, что в Крыму местные законодательные органы перешли на сторону протестующих. Ни в одной из областей Украины ничего подобного нет. Легитимность тех органов, которые пытаются создать сами пророссийские активисты, всё-таки сомнительна.

В этой непростой ситуации киевские власти выбрали, надо признать, достаточно эффективную тактику. Во время каждой новой волны протестов на Юго-Востоке страны они выявляют лидеров протестов, и их нейтрализуют. Арестовывают и отвозят в Киев. А так как основная часть элиты этих регионов, откровенно говоря, перешла на сторону «евромайдановцев», то обезглавленный протест каждый раз «повисает». Боюсь, что в случае с нынешними протестами будет нечто похожее.

«СП»: - Может быть, стоит решительно вмешаться России? Тем более, мы постоянно слышим призывы митингующих ввести миротворческие войска на Украину…

- Дело в том, что даже если Россия решится ввести войска, совсем не факт, что удастся провести референдум на территории, где силовые и государственные структуры продолжают подчиняться Киеву. Ведь мы сейчас даже не уверены: а региональные избиркомы Юго-Востока возьмутся за проведение референдума?

К тому же и на самих митингах звучат очень противоречивые требования. С одной стороны, заявляют о желании присоединения к России. С другой – требуют возвращения Януковича, который всё-таки президент Украины. Так что там люди сами не до конца определились, чего они хотят.

«СП»: - Стоит ли ждать, что против пророссийских активистов начнутся массовые репрессии и это мобилизует жителей Юго-Востока?

- Эти репрессии не начинаются именно потому, что власть в Киеве прекрасно понимает, что на границе с Украиной стоят российские войска. И жёсткие разгоны митингов и аресты тут же дадут России повод вмешаться в ситуацию.

Пока России имеет смысл выжидать, оказывая косвенную поддержку. Например, информационную. На Юго-Востоке Украины миллионы «тарелок», позволяющих принимать российские каналы. Люди видят, что Россия с симпатией относится к пророссийским акциям. Но пока от этого число митингующих не увеличивается.

Алексей Полубота

7 апреля 2014 года

Источник: svpressa.ru