Может ли Россия повторить скорбный путь, пройденный за последние месяцы Украиной? На первый взгляд, нет. Жесткая позиция Москвы по украинскому кризису вселила во многих надежду, что в России, наконец, возобладал патриотический курс. Однако если разобрать причины событий на Украине более тщательно, эта уверенность рассыпается – слишком много общего в развитии двух стран за последние два десятка лет...

Анатомия абсурда

События на Украине вызывают вполне естественное стремление объяснить их причины. Кто-то видит основную подоплеку многомесячного Евромайдана и последующего захвата власти в соперничестве олигархических кланов. Кто-то настаивает на том, что решающую роль сыграли западные спецслужбы, на протяжении многих лет пестовавшие националистические движения и стремящиеся превратить Украину в антироссийский плацдарм.

В определенной степени верно и то и другое. Но нас интересует несколько иной аспект – как получилось, что миллионы людей внимают и верят откровенно абсурдным лозунгам о "свободе и демократии"? Почему огромное число взрослых и вроде бы образованных граждан, подобно зомби, повторяют навязанные им заклинания об избавлении от "гнилого совка" и "спасительной евроинтеграции"? Ведь смену власти в стране, при всем нашем негативном отношении к этим событиям, поддержала значительная часть жителей Украины!

Это можно было бы объяснить наивностью, неискушенностью в политике, если бы Украина не пережила аналогичные события в 2004 году, если бы призывы к интеграции с Западом и либеральные реформы не были скомпрометированы пришедшими тогда к власти силами и, наконец, если бы возглавившие протесты политики обладали кристально чистой репутацией. Мы же видим парадоксальную ситуацию, когда не один, а тысячи и тысячи людей наступают на старые грабли, будучи искренне уверены в том, что уж сейчас-то все будет по-другому, что страна придет к процветанию.

Наблюдение за поведением поддержавших Майдан обывателей постоянно наводит на мысль о некоем дотоле неизвестном медицине психическом отклонении, при котором у совершенно здоровых внешне людей вдруг отключается логическое мышление, а сознание полностью расщепляется. Ну как иначе объяснить, например, появление в роковые февральские дни на одном из основных "майдановских" интернет-ресурсов материала со следующим содержанием. Мол, нынешнюю борьбу можно сравнить с... подвигом советских военнослужащих во время Великой Отечественной войны. Только сейчас роль советских солдат исполняют активисты Майдана, а "фашистами" и "полицаями" являются силовые структуры Януковича. Напомним, что подобное сравнение делалось, когда в Киеве и в регионах страны бесчинствовал "Правый сектор" с его неонацистскими лозунгами, когда на фасаде столичной мэрии красовался огромный портрет Бандеры, когда по стране сносились памятники Ленину и громились офисы Компартии.

Если бы украинские события были следствием временного помутнения рассудка или уникального стечения обстоятельств, это было бы полбеды. Все намного опаснее: Майдан (в широком смысле этого слова) стал закономерным следствием развития страны за последние двадцать с лишним лет. Иными словами, нечто подобное – массовый психоз, немотивированная жестокость, доверие абсурдным призывам и т.п. – должно было раньше или позже, но обязательно произойти. Это во-первых. А во-вторых, нынешний Майдан – это только начало новой истории Украины, где подобных "майданов" – раз от раза все более жестоких и бессмысленных – будет бессчетное множество. Если, конечно, страна не свернет с выбранного ею пути.

Ступени падения

Все дело в том, что событиям на Украине способствовало искусственное погружение общества в определенную идеологическую, ценностную среду. И если старшее поколение имеет против нее определенный (но тоже все чаще дающий сбои) иммунитет, то молодые люди практически беззащитны перед агрессивно навязываемой им системой взглядов и жизненных ориентаций.

Что же это за взгляды? В первую очередь тотальный индивидуализм, убеждение в том, что моя собственная жизнь есть первейшая жизненная ценность, что я могу и должен удовлетворять любые свои желания и, наконец, что, любые попытки ограничить этот эгоизм недопустимы и являются преступлением против моей личности.

Начиная с перестройки, вся мощь идеологической машины, включавшей средства массовой информации, искусство, образование, была брошена на то, чтобы вытравить из сознания людей коллективистские установки, милосердие и взаимопомощь. Эта гнусная цель достигалась очернением святых для советского человека подвигов Зои Космодемьянской и героев-молодогвардейцев, отдавших жизни ради миллионов других жизней и родной страны; глумлением над ценностями дружбы народов, проклятиями в адрес социализма и советской цивилизации. Единственно верной жизненной ориентацией был провозглашен личный успех – неважно, какими средствами. Новая эпоха с ее правовым беспределом, тотальной коррупцией и разгулом криминала стали зримым воплощением этого принципа.

Между тем давно доказано (в том числе американскими учеными!), что между способностью человека к милосердию и товарищеским отношениям, с одной стороны, и душевным здоровьем – с другой, имеется прямая связь. Согласно проведенным в Гарвардском университете США исследованиям, чем выше у человека уровень эмпатичности (готовности бескорыстно помогать окружающим), тем выше и показатели личностной гармоничности. И наоборот, чем более замкнут человек на своем эго, тем он несчастнее, тем чаще подвержен подавленности, неврозам, немотивированной агрессии и прочим психическим отклонениям.

Одновременно с насаждением тотального индивидуализма происходит резкое снижение качества образования. Под выдуманным предлогом защиты детей, которые "перегружены уроками", и во имя внедрения "передовых" западных стандартов школьная программа была подвергнута радикальной и губительной перекройке. Насаждение тестирования как системы проверки знаний привело к тому, что понимание предмета как главная цель учебного процесса уступило место механическому запоминанию. Недостаточное финансирование выбивает из системы опытных педагогов, а превращение образования в фактически платную услугу, во-первых, дискредитирует фигуру учителя, а во-вторых, оставляет "за бортом" всех, у кого нет возможности оплачивать дополнительные занятия, репетиторов и т.п.

Но главное, среднее образование перестало выполнять одну из главнейших функций старой советской школы – воспитание. Этот вакуум не может восполнить ни семья, поскольку большинство родителей находятся в постоянном поиске денег, ни кружки и спортивные секции, поскольку в рыночном обществе, ставящем превыше всего материальную эффективность, их численность катастрофически сократилась. Детей и подростков воспитывают телевидение и интернет. Опасность этого, между тем, обусловлена не только содержанием программ большинства телеканалов и интернет-сайтов, которые не поднимают подростка на более высокий культурный и нравственный уровень, а наоборот – отупляют, развращают своими "запретными плодами" и приучают к насилию. Проблема заключается еще и в том, что телевидение, интернет и компьютерные игры отучают подростков от навыков живого общения, делают их замкнутыми, нравственно бедными, неспособными на настоящую дружбу и любовь, а еще отучают мыслить, буквально вкладывая в неокрепшее сознание "пережеванные" штампы и образы.

Прямым следствием насаждаемого индивидуализма и снижения культурного уровня жителей становится, во-первых, жажда наживы, а во-вторых, патологическое потребительство. Слепое накопительство и приобретение все новых вещей и услуг становится смыслом жизни: человек просто не представляет иных радостей, кроме как доставляемых с помощью денег. Но возможно ли отыскать смысл жизни в потребительстве и накоплении? Нет, они могут дать лишь мимолетное удовлетворение, которое больше походит на наркотик. В них человек пытается отыскать забвение от бессмысленности существования, серости и примитивности окружающей реальности, где культивируются лишь нажива, суета и потребительство. Если человек не состоит в творческих отношениях с миром, а поклоняется золотому тельцу, он неминуемо деградирует духовно. Индивид, главным стремлением которого является желание иметь и использовать, а не творить и делиться, становится изуродованным. Однако в капиталистическом обществе именно эти желания являются господствующими, формирующими поведение и характер человека. Стоит осознать эту истину: то, что в рыночном обществе считается богатством, на самом деле – бедность, духовная нищета. Чем больше человек богатеет в материальном отношении, тем беднее становится он в моральном, духовном плане.

Огромной, не неосознаваемой пока опасностью современного общества является инфантилизация. Еще психологи начала XX века описывали клинические случаи, когда человек "застревает" на предподростковой стадии развития, для которой характерно желание приобретать и обладать. При этом такие люди были неспособны на более высокие качества, например делиться, сопереживать и любить. Но что сто лет назад было редким исключением, сегодня приобрело характер правила. Нетерпеливое требование немедленного удовлетворения желаний, полное отсутствие ответственности и внимания к чувствам других – все эти свойства прощаются маленьким детям, но если человек переносит их во взрослую жизнь, это можно без всяких преувеличений назвать патологией. Патологией, характерной для капиталистического общества. Стремясь потреблять, развлекаться и получать, индивиды отказываются (а точнее, просто не умеют) выстраивать с окружающими людьми и окружающей средой нормальные, гармоничные отношения.

Под знаменем деградации

Что бы ни говорили нам о прогрессе, реальностью сегодняшнего дня является деградация личности. С какой стороны ни посмотреть – стандартный молодой человек второго десятилетия XXI века сильно уступает своему стандартному сверстнику, жившему 40–50 лет назад. Здесь все – и снизившиеся способности логически мыслить, и невозможность выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром и даже близкими людьми, и сведение богатства мира и человеческих отношений к отношениям купли-продажи. Даже в физическом развитии – и в том современные подростки и молодые люди уступают советским, не знавшим, что их сверстники из XXI века будут часами сидеть у завораживающего, как удав, монитора и из всех развлечений выбирать компьютерные игры и пиво.

Эта деградация имеет еще одно важное следствие. Снижение культурного и интеллектуального уровня, упрощение всех стремлений, желаний и мыслей до примитивного индивидуалистического, потребительского уровня делает человека беззащитным перед манипуляцией. Обыватели капиталистического общества не имеют четкого и самостоятельного взгляда на жизнь: морально-этические нормы, обеспечивающие человеку некую укорененность и ясное различение добра и зла, из них извлекаются еще на стадии взросления; в результате они превращаются в человекообразных амеб, двигающихся вместе с изменениями моды, политических тенденций, господствующих взглядов. Им можно навязать любую, даже самую абсурдную, идею, и они в нее свято поверят. Способность критически оценить тот или иной призыв и политическую программу у них отключена.

Обитатели рыночного общества практически начисто лишены способности к самостоятельному мышлению и построению независимых умозаключений. Их отучают от этого с детства, создавая некую виртуальную реальность, наполненную мифами, шаблонами, ярлыками. Сведения об окружающем мире люди получает в виде приятной и мягкой кашицы, пережеванной для них средствами массовой информации, центрами по изучению общественного мнения и т.д.

Поэтому не стоит удивляться, почему жители, казалось бы, цивилизованной Украины с такой легкостью клюнули на подкинутую им наживку, пошли вслед за продажными политиками и откровенными экстремистами. Полубезумное следование тысяч людей с образованием не ниже среднего призывам вроде "Кто не скачет, тот москаль!" – это не забавный эпизод, а символ новой Украины. Символ того, что сотворили со страной и обществом двадцать лет рыночных реформ.

Уроки для России

А теперь зададимся вопросом: характерно ли вышесказанное только для Украины? Отнюдь! Процессы деградации в большей или меньшей степени затронули все страны, движущиеся по капиталистическому пути. Бывшие советские республики – не исключение. Не исключение и Россия. С одной стороны, мы наблюдаем патриотическую шумиху, восхваление "державника" Путина, проклятия в адрес новых украинских властей. А с другой – продолжение того же курса, который привел соседнюю страну к катастрофе. И – сознаемся в том себе – рано или поздно приведет и Россию, едва, к примеру, рухнут цены на нефть.

Не этому ли способствует кризис системы образования, вымирание деревни, затухание русской культуры, очернение в СМИ всего, связанного с советской эпохой, возведение в культ материального богатства и потребительства? Вольно или невольно власти сами создают благоприятную почву для будущих потрясений, для дальнейшего ослабления страны. Вот на что нужно обратить внимание, если в Кремле действительно сидят патриоты, в чем мы очень сильно сомневаемся.

Сегодня часто говорят о запасе прочности, доставшемся нам от советской эпохи. Так вот, этот запас состоял не только из заводов и электростанций, дорог, труб и домов. Советский Союз оставил в наследство и то, что нельзя потрогать руками: образование, способность логически мыслить и сопереживать друг другу. За два десятилетия это наследство – как материальное, так и нематериальное – исчерпано. А что создано взамен? Риторический вопрос. Без руля и без ветрил наш корабль мчится вперед. И кто знает, не нарвемся ли мы уже в следующее мгновение на смертельно опасные рифы?

Сергей КОЖЕМЯКИН

23.03.2014

Источник: "Советская Россия", №31 (13979)