В среду, 19 февраля, в центре Киеве возобновились беспорядки, которые начались во вторник. На Майдане правоохранители снова пустили в ход водометы. Уже известно о 25 погибших и как минимум 300 раненых, на центральных улицах столицы идут бои. По меньшей мере, 19 человек скончались от огнестрельных ранений. И.о. министра обороны Украины отдал приказ отправить в Киев воздушно-десантную бригаду из Днепропетровска. «Да, я отдал такой приказ. Для усиления охраны баз, где хранится боевое оружие», – заявил ИТАР-ТАСС Павел Лебедев.

Напряжение в городе нарастает. Не работает метро, закрыты школы и детсады. Так называемые «сотни самообороны» обживаются во вновь занятом здании киевской мэрии. В Колонном зале городской администрации протестующие расстилают ковровые дорожки для ночлега. В Михайловском соборе оборудован пункт помощи раненым. Сейчас там находится около 100 пострадавших.

Беспорядки на Украине привели к обвалу акций украинских компаний на биржах.

За событиями в Киеве пристально наблюдает Запад. Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич предложит верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон созвать чрезвычайное заседание совета министров иностранных дел ЕС, чтобы обсудить санкции против Украины.

Дал свою оценку ситуации и российский МИД: «По сути, речь идет о попытке силового захвата власти. Вызывает возмущение отсутствие реакции на действия радикалов со стороны лидеров оппозиции, которые, прикрываясь демагогическими лозунгами о приверженности демократии и европейским ценностям, потворствуют «коричневой» революции», – говорится в специальном заявлении российского внешнеполитического ведомства.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в свою очередь заявил: «В Москве решительно осуждают насилие со стороны радикальных элементов, которые, собственно, в нарушение всех достигнутых ранее договоренностей и воспользовались выполнением условий об амнистии ранее задержанных, сразу же приступили к насильственным действиям… Кроме того, их деяния могут трактоваться и трактуются в Москве исключительно как попытка государственного переворота».

Тем временем противостояние в Киеве перекинулось на регионы. В ночь на среду около 200 демонстрантов в Луцке с палками и битами в руках пикетировали городское управление милиции, призывая сотрудников правоохранительных органов перейти на их сторону. До этого украинские СМИ распространили сообщения о захвате зданий прокуратуры, областного МВД и регионального управления Службы безопасности во Львове. Столкновения демонстрантов с милицией охватили Запорожье, Днепропетровск, Чернигов, Херсон и Сумы.

Что на самом деле происходит на Украине, и чем закончится Майдан? Корреспондент «СП» связался с Киевом.

– Скорее всего, число демонстрантов на Майдане увеличится, и они получат подкрепление со стороны негодующих киевлян, – считает политолог, исполнительный секретарь Киевской городской организации Независимого медиа-профсоюза Украины Георгий Эрман. – Должен сказать, жители украинской столицы относятся к действующей администрации, как минимум, с неприязнью. Думаю, 90% жителей Киева, может быть, и не ходят выходить на Майдан, но выступают против Януковича.

«СП»: – В городе много силовиков?

– В Киев стянуто около 10 тысяч бойцов спецподразделений «Ягуар», «Беркут», «Барс». Они занимают район Печерских холмов – это правительственный квартал, – и район, прилегающий к Михайловской площади, где расположено министерство иностранных дел. Плюс к тому, в центре города находятся несколько сотен людей в штатском, которые выступают на стороне действующей власти. Их привезли в Киев из Восточной Украины. Эти люди связаны со спортивными клубами.

«СП»: – Что говорят о том, кто применял оружие на Майдане?

– Я не исключаю, что огнестрельное оружие применяли обе стороны. На территории Украины, по оценкам экспертов, имеется немало единиц нелегального оружия. Какое-то количество этого оружия попало и на Майдан. В любом случае, выяснить, кто конкретно убивал, будет очень сложно.

«СП»: – Есть ли ощущение, что противостояние может закончиться гражданской войной?

– Я не верю в гражданскую войну. Дело в том, что население Украины к гражданской войне не готово. К ней готова часть силовиков и некоторые ультраправые группы, вроде «Правого сектора». В регионах просто нет организованных сил, которые были бы готовы воевать – сейчас все они находятся в Киеве.

Да, угроза сепаратизма есть в Крыму. Но идею независимости Крыма поддерживают, в основном, люди старшего поколения, молодежь ее всерьез не воспринимает. Сильно преувеличена и готовность восточных регионов поддерживать Януковича. Экономический кризис, который спровоцировал своими действиями украинский президент, больнее всего ударил именно по промышленным восточным регионам. Поэтому Восток не готов Януковича поддерживать, тем более – умирать за него на гражданской войне.

«СП»: – А западные регионы разве к силовому противостоянию не готовы?

– В западных регионах сейчас идет кампания гражданского неповиновения. Они полностью ликвидировали у себя органы центральной исполнительной власти, запретили Партию регионов и коммунистическую партию Украины. Но ситуацию в Западной Украине контролируют местные власти, и до явного экстремизма, вроде актов террора в отношении конкретных лиц, дело пока не дошло. Да, там поджигают офисы Партии регионов, но никого не убивают.

Все же Украина – мирная страна, где мало кто участвовал в боевых действиях. Здесь не было Чечни и Приднестровья, а система обороны была фактически демонтирована – армия состояла из солдат, которых раз в год выпускали на стрельбы. Фактически оружие в руках умеют держать очень ограниченное количество украинцев. Наступательной стратегии в регионах точно не будет – ни с одной из сторон. А значит, перспектива гражданской войны представляется сомнительной.

На мой взгляд, основные события будут и дальше развиваться в Киеве. Надеюсь, будет все же международное вмешательство, очень хотелось бы, чтобы и Россия участвовала в этих переговорах. Сейчас, к сожалению, большинство представителей оппозиции убеждены, что Янукович просто выполняет сценарий, написанный Владимиром Путиным, и таким образом отрабатывает российский кредит в 15 млрд долларов.

«СП»: – Янукович в этой ситуации будет додавливать Майдан, или начнет переговорный процесс?

– Здесь многое зависит от украинских олигархов, которые контролируют и экономику, и часть Партии регионов. Это Николай Левченко – один из молодых депутатов-регионалов, олигарх, приближенный к Януковичу. В нынешнем кризисе он выступает против президента. Это Дмитрий Фирташ, который ранее контролировал поставки газа из России. Это Игорь Коломойский, владелец крупнейшего «Приват-банка», и Виктор Пинчук, связанный с семьей Клинтонов в США. Эти четыре миллиардера – не на стороне Януковича. С другой стороны, есть Ринат Ахметов – основной владелец крупнейших предприятий в Донбассе. Его позиция до конца не ясна.

Если Янукович потеряет еще и поддержку Ахметова, это будет означать раскол так называемого «донецкого клана» – ядра Партии регионов, – и окончательный разгром действующего режима. В этом случае Янукович, его дети, и друзья его детей – вице-премьер Сергей Арбузов, друг сына президента, глава Нацбанка, глава министерства налогов и сборов – окажутся в одиночестве, и вынуждены будут капитулировать. На их стороне не останется никого, кроме спецподразделения «Беркут», который готов мстить за смерть коллег.

Если Янукович не лишится полностью поддержки олигархов, у него остается один вариант: идти на разгон демонстрантов. Я не исключаю, что счет погибшим в этом случае пойдет на сотни – на Майдане имеется оружие, и манифестанты станут обороняться. Если же украинский президент останется в одиночестве, над ним нависнет реальная угроза уголовного преследования. В этом случае логичный для него выход – покинуть страну со всеми приближенными…

– Каждое движение президента Януковича почему-то является ошибочным, – уверен заведующий отделом теории и истории политической науки Института политических и этнонациональных исследований имени Куроса НАН Украины (Киев) Николай Михальченко. – Если он хотел подавить Майдан силовым способом, то сделал это запоздало. Да, Янукович может, в конце концов, разогнать Майдан. Но в этом случае в ближайшее воскресенье 20-30 тысяч протестующих соберутся на другой киевской площади. Потому что речь идет не о конфликте Партии регионов и партии «УДАР», а о конфликте между властью и обществом.

Киев находится сейчас на осадном положении. Перекрыты артерии, связывающие Киев с регионами, но это не спасает власть. Силовики за 12 часов не смогли с бронетранспортерами и водометами одолеть массу на Майдане. Это говорит об одном: власть чувствует себя не вполне нормально.

Я думаю, регионы по-разному отреагируют на ситуацию. Но часть из них, совершенно точно, мобилизуется против власти. По сути, речь идет бунте. И то, что власть довела народ до бунта – это очень плохо.

«СП»: – Надо ли вмешиваться в ситуацию странам Запада и России?

– Я считаю, вмешательство любой стороны было бы ошибкой. Особенно это опасно для России. Дело в том, что имидж РФ на Украине и без того довольно негативный. В этом виноваты российские «ястребы». Повторюсь: если Россия поставит на Януковича, на вооруженное подавление народного бунта, она сделает крупную ошибку…

– Мы наблюдаем пик эскалации конфликта, который связан как с внутренними проблемами Украины, так и с позицией ЕС и США, которые откровенно и нагло вмешиваются во внутренние дела страны, – убежден коммунист, депутат Верховной Рады Спиридон Килинкаров. – То, что сегодня происходит на Майдане – результат несамостоятельности политиков, которые Майдан представляют. Мы полагали, что лидеры оппозиции в своих интересах, в преддверии президентской кампании, могут использовать радикальные элементы. На практике получилось наоборот - радикальные силы использовали оппозицию для легитимации своих действий. Вместе с тем, когда речь идет о переговорах между властью и оппозицией, как-то забывается, что Кличко и Яценюк ничего на Майдане не решают.

Сегодня на Майдане люди умирают, и вопрос только в том, кому это нужно. Речь идет не о внесении изменений в Конституцию – как раз об этом можно было бы договориться. Речь об амбициях отдельных политиков, которые хотят власти сегодня и сейчас, без учета мнения украинского народа. Они жестко требуют переписывания Конституции и передачи им власти – без выборов. По сути, это диктатура Майдана, прикрывающаяся рассуждениями о демократии…

Андрей Полунин

19 февраля 2014 года

Источник: svpressa.ru