Член экспертной группы «Европейский диалог», главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер рассказал «Росбалту» о первом выпуске бюллетеня «Украина сегодня: основные тенденции»,  главных темах и проблемах, которые затронули его авторы.

— Кажется, что на ток-шоу на российских телеканалах сегодня говорят только об Украине: митинги у Рады, скандал вокруг Саакашвили, марши националистов. В общем, темы, которые, наверное, достаточно интересны для обычного «телеобывателя». В газетах и онлайн изданиях всего это поменьше, но тоже есть. И вот «Европейский диалог» выпускает свой первый бюллетень «про Украину». Зачем? Для кого?

 — Мы это делаем точно не для «обывателя». Это не массовое издание, не газета, которая миллионными тиражами расходится. Я бы сказал, что есть в России небольшой, но важный «слой» людей, которые интересуются тем, что там на Украине происходит. Есть темы кроме Донбасса, проблемы Крыма, миротворцев, контроля за российско-украинской границей, ЛНР-ДНР и т. д.

Ведь что получается: за густопропагандистскими обсуждениями «военно-донбасской» тематики пропадает очень важный кусок, пласт, который для многих был бы очень интересен. Что, например, у них происходит в экономике? Или вот сейчас там начинается реализация пакета социальных реформ — пенсионной, медицинской, образовательной. Что они из себя представляют? Что у них происходит в регионах, кроме Донбасса? Чем занимаются в Верховной раде, какие там политические расклады? Про это по нашему телевидению ничего не показывают — ТВ такая аналитическая информация «не интересна». Любому телевидению нужны сенсации, а есть люди, которым нужно другое.

Я бываю в Украине, и мои коллеги тоже бывают — и нам потом задают вопросы: как там люди живут, как себя чувствуют. И мы решили на эти вопросы ответить, сделав такой бюллетень, с которым можно ознакомиться через СМИ, а кому-то мы его адресно рассылаем по запросу — вплоть до официальных лиц. В печатном виде бюллетень будет передан в администрацию президента и в МИД — пожалуйста, мы открыты для распространения информации.

— Неужели там еще «чего-то» не знают про Украину?

 — У меня, во всяком случае, такое ощущение. Встанем на место Министерства иностранных дел Российской Федерации: у нас принято, что основная информация о стране приходит туда из посольства и от людей, которые в самом МИДе этим занимаются. Наше посольство в Киеве практически не работает, нет посла, там сидят несколько человек, выполняющих чисто технические функции, — чтобы было кого в МИД Украины вызывать, ноты вручать. Даже если бы они хотели с кем-то там пообщаться, то отношение к ним будет, ну, как в ситуации с послом Кисляком, которого в США считали шпионом.

Что касается аппарата МИДа, наверное, там есть люди, занимающиеся Украиной, но я разговаривал с довольно  серьезными экспертами, приближенными к официальным органам, — даже они жалуются на отсутствие информации. Скажем так: она «клочковатая» и неполная. Можно зайти, конечно, на русскоязычные украинские сайты, но тогда придется потратить очень много времени, чтобы найти нужное. Мы же попытались дать в концентрированном виде, коротко и доступным языком взгляд украинских экспертов на то, что у них происходит.

— То есть ваши авторы «оттуда»?

 — Да, это только украинские авторы, и это наша принципиальная позиция. Может, и есть какие-то российские эксперты, наверное, кто-то пишет о проблемах украинской политики или экономики, но я их как-то не вижу особо. Мне кажется, что российским читателям, а мы распространяем бюллетень только в РФ, будет интересен этот «украинский» взгляд.

Все авторы сказали, что готовы поставить свои имена под своими текстами — кстати, это не такая маленькая проблема на Украине. Там стандартная фраза, когда ты говоришь об отношениях между нашими странами: «Мы с Россией воюем». В России, к счастью, пока так не говорят, а украинцы в большинстве своем считают, что идет война в Донбассе, и идет она с Россией. Поэтому эти люди, которые ставят свою подпись, в каком-то смысле рискуют. Не деловой репутацией — это авторитетные эксперты, представляющие различные аналитические центры, но их вполне могут обвинить и в «сотрудничестве с Россией». Единственный «российский» текст — это маленькое предисловие, которое написали мы с Игорем Юргенсом, как издатели в РФ, а все материалы принадлежат украинским авторам.

— Наверное, сейчас вы готовитесь уже ко второму выпуску. Интересно, каким проблемам он будет посвящен, и не планирует  ли кто-то из ваших авторов предложить, в том числе, какие-то «рецепты» по выходу из тупика российско-украинских отношений, ну, или хотя бы сделать прогнозы по этому поводу?

 — Нет, такой задачи мы перед ними не ставили. Это все же тема межгосударственных отношений, и тут прогнозы делать рискованно, потому что очень много факторов влияют, включая степень вовлеченности США, Евросоюза и много еще чего. Мы принципиально даже не искали такого автора, который бы посвятил свою статью российско-украинским отношениям. Мне кажется, это не цель данного бюллетеня. Мы посвятили его внутренней ситуации в этой стране.

Бюллетень у нас будет выходить ежеквартально, второй выпуск должен быть готов во второй половине декабря. Распространять будем, вероятно, где-то в начале января. Посмотрим. Что касается тем, мы не говорим авторам, что про это писать надо, а про это не надо, но там много событий происходит — и в социальной сфере, и в экономике,  и в политике, так что материалы будут, наверняка, интересные.

Мы только попросили авторов, чтобы они носили не просто «объективно-справочный» характер, но чтобы какие-то обобщения и выводы делались, экспертные оценки давались. При этом наша группа «Европейский диалог», которая этим проектом занимается, хочет вообще отстраниться от политики, не участвовать ни в каких политических раскладах.  А если кто-то из авторов начнет высказывать свои симпатии какой-либо из сторон, то, думаю, главный редактор проекта очень аккуратно попросит его этого не делать.

— То есть всякие «рассуждалки» на популярные на российском ТВ темы типа «Хунта в Киве или не хунта» — это не к вам?

 — Конечно, нет.  Как и про «антиконституционный переворот», «бандеровцев», «националистов». То есть, конечно, и бандеровцы, и националисты в Украине реально существуют, но, как мне кажется, понять эти «феномены» проще, когда ты имеешь «подкорку» с экономической, социальной, региональной информацией. Ну, например, возьмем последние выборы в Верховную раду. Смотрите — туда не попала партия «Свобода» во главе с господином Тягнибоком. Как раз те самые радикалы, националисты…

— Как раз попали — семь человек, по одномандатным округам.

 — Абсолютно правильно, но списком-то они не прошли. По одномандатным — там своя специфика, когда конкретный человек к партии привязан очень слабо, а в округе его знают, и потому он может стать депутатом. А вот партийные списки — это в чистом виде голосование за какую-то систему ценностей и идей. Так что в этом смысле «Свобода» в Раду не прошла. Это я к тому говорю, что когда мажут одной краской всю украинскую политическую палитру — дескать, все там националисты, бандеровцы и фашисты — то это не наш стиль.

— В общем, вы хотите познакомить россиян с «настоящей Украиной»?

 — Мы не случайно в «Европейском диалоге» взялись за вот этот конкретный бюллетень. Но это только часть того, что мы делаем, скажем так, «для отношений» Украины и России. Мы исходим из того, что рано или поздно (лучше — пусть рано) конфликт закончится. На каких условиях — это отдельная тема, это как раз «гадания», большинство из которых не оправдаются, потому что это проблема из очень высоких сфер, и какие там возможны варианты — очень трудно сказать. Но точно, что конфликт когда-нибудь будет исчерпан. Другое дело, что отношения между Украиной и Россией больше никогда не будут братскими, о чем некоторые мечтали еще несколько лет назад. Но также, я очень надеюсь, Украина никогда не развалится на куски, о чем кое-кто тоже мечтает. Это будет соседка России, страна с европейским путем развития, как мне представляется, с которой мы будем поддерживать нормальные отношения — дипломатические, экономические, люди будут ездить друг к другу спокойно. Ну, примерно как сейчас у Сербии и Хорватии. Был между ними кровавый конфликт, как вы помните, и сейчас отношения, конечно, не братские, но они есть.

А потому сегодня нам очень важно не растерять человеческие и экспертные связи. К тому же нас связывает общая посткоммунистическая траектория развития. Мы в «Европейском диалоге» уверены, что Россия должна развиваться по европейскому пути, а сейчас, к сожалению, она отклоняется от него. Но рано или поздно Россия на него вернется, а поскольку с Украиной мы достаточно похожи во многом, очень многие одинаковые реформы нам нужно проводить, которые там уже пытаются реализовать. Понятно, что мы их копировать не должны, но общего все равно много. Будет намного проще, если мы станем взаимно подпитывать друг друга опытом, учиться на ошибках.

Поэтому выпуск такого бюллетеня, мне кажется, весьма своевременен. Давайте все же постараемся узнавать о внутренней политике Украины, ее жизни то, что там реально происходит. Чтобы за дымовой завесой пропаганды, «сводок с линии фронта» мы не забывали об этом. А может и на Украине кому-то в голову придет идея выпускать такой же бюллетень о России? Но это уже вопрос к нашим украинским коллегам. Пока же мы стараемся при любой возможности с ними встречаться, дискутировать, находить общий язык. И это часть нашей линии на нормальные, европейского типа отношения между двумя нашими странами.

Александр Кривенков

25.10.2017

Источник: rosbalt.ru