Во вторник, 31 мая, министр иностранных дел России Сергей Лавров в режиме он-лайн ответил на вопросы журналистов и читателей «Комсомольской правды». Каждый пятый вопрос касался Украины и Донбасса.

Лавров подчеркнул готовность Москвы и дальше поддерживать Донбасс, а также рассказал о позиции России по поводу перспективы ввода на Донбасс вооруженной полицейской миссии ОБСЕ: «Это не предусмотрено Минскими соглашениями. На это Донбасс никогда не пойдет, а с Донбассом, в соответствии с минскими договоренностями, необходимо согласовывать все без исключения шаги по урегулированию».

Кроме того, Лавров объяснил, почему Москва не торопится признавать народные республики Донбасса. «Признание ДНР и ЛНР контрпродуктивно, это даст повод Западу прекратить давление на Киев по выполнению «Минска-2», — убежден глава российской дипломатии.

Ответил Сергей Лавров и на вопрос о бездействии России во время событий на украинском Майдане, подчеркнув, что у России не было альтернатив.

«Если вы уверены в том, что мы проиграли Майдан, что мы должны были бы сделать? Мы должны были тоже платить политологам, чтобы они сайты (на Украине) вели? Когда бандиты стали беспредельничать на Майдане, нам надо было войска ввести? Я с этим не согласен. Русские и украинцы — это один народ», — обозначил свою позицию министр.

Москва «профукала» Майдан ещё тогда, когда поставила на Януковича, как на единственную «пророссийскую» силу на Украине, — отмечает киевский публицист Дмитрий Скворцов. — Когда позволила ему уничтожить всех его более-менее дееспособных конкурентов на пророссийском поле.

— Сайты энтузиасты и без кремлёвской помощи вели. Но Интернет, тем более умный, — удел меньшинства. А вот финансируй Россия хотя бы один телеканал, который рассказывал бы правду о России и Западе, евразийском и евроатлантическом векторах, помогай организациям соотечественников — не тем, что цветы памятникам Пушкину возлагали и стихи свои друг другу читали, а тем, которые на акции прямого действия выходили, фашистам непосредственно противостояли — итоги Майдана могли быть совершенно иными. И в Харькове, и Запорожье, и в Херсоне, и в Одессе. Здесь вполне к тому времени в областных и городских советах могли заседать совсем другие люди — поддерживаемые подавляющим большинством населения, которые взяли бы всю ответственность на себя.

«СП»: — Лавров говорит, что свободные экономические связи с Россией — это один из ключевых компонентов, который позволил Москве поддержать «Минск-2 «. То есть весь сыр-бор в экономических связях? А как они сочетаются с пребыванием Донбасса в составе Украины, которая взяла и политический и экономический курс на Запад?

— В случае с Донбассом Москва лишь реагировала на складывающуюся ситуацию. Т.е., «сыр-бор» не затевала. И хотя это не активная позиция, РФ реагирует, исходя из своих национальных интересов, заключающихся в «собирании земель» исторической России или подготовки условий для такого «собирания» — если наступит удобный момент. В этом отношении прямые экономические связи с Донбассом и Приднестровьем (как ранее с Южной Осетией и Абхазией) — как бы это цинично ни звучало — инструмент, позволяющий выживать той части Русского мира, которая и не отпускает ещё большую его часть — нынешнюю Украину, на Запад. Конечно, сколько-нибудь долгое существование «страны, смотрящей в разные стороны», невозможно. Но определять, куда смотреть всем вместе, будет сильнейший. То есть тот, кому будет оказана экономическая (как минимум) помощь.

«СП»: — Лавров категорически отрицает возможность появления в Донбассе миссии ОБСЕ. А как же разговоры «нормандской четверки» о возможности такой миссии?

— Ну, так это разговоры именно о возможности такой миссии, а не о деталях её реализации. Что же касается Донецка и Луганска, то они против миссии в киевском её представлении. Если «нормандская четвёрка» предложит Донбассу устраивающий его вариант (например, участие вооружённых представителей РФ в этой миссии, очистка от ВСУ занятых ими в нарушение «Минска-2» «серых зон», немедленная жёсткая — вплоть до подавления огнём — реакция на нарушение перемирия и т. д.), мнение Донбасса может и измениться.

«СП»: —  Лавров говорит о сильном давлении Запада на Киев в частных беседах. А почему только в частных?

— Частное, потому что иначе Западу придётся признать, что он привел к власти в Киеве неадекватную и совсем не «европейскую» власть. А это значит — проиграть на ближайших выборах у себя в странах.

— Российское руководство никогда не скрывало, что признает Донбасс украинской территорией, — напоминает политический обозреватель Виктор Шапинов.

 — Об этом же говорится и в Минских соглашениях. Независимость ДНР и ЛНР, в отличие от, например, Южной Осетии, не признана Россией официально. Так что Лавров просто озвучивает официальную позицию. Другое дело, что многие в России хотели бы видеть эту позицию более решительной, и зачастую принимают собственное желание за реальность.

«СП»: — Действительно ли свободные экономические связи Донбасса с Россией сыграли ключевую роль для Москвы при подписании «Минска-2»?

— Вообще-то я всегда думал, что условия поддержки минских договоренностей — это защита права на самоопределение людей Донбасса. Оказывается, тут действует какая-то торгово-экономическая логика. Но, как мне кажется и те, кто поднял восстание в Донецке и Луганске, и те, кто поддерживал и поддерживает республики в России, боролись вовсе не за «свободные экономические связи».

«СП»: — Признание ЛДНР контрпродуктивно, т.к. Запад тогда перестанет давить на Киев, чтобы тот выполнил «Минск-2». А нужен ли будет «Минск-2», если Россия признает ЛДНР? Разве признание не дезавуирует его?

— Российское руководство сейчас ищет путей сближения с Западом, и не пойдет ни на какие шаги, которые поставили бы крест на возможности этого сближения. Зачем обсуждать то, чего в ближайшей перспективе не случится? Признание ДНР и ЛНР не рассматривается российским руководством в качестве возможного хода — об этом говорилось и говорится открыто.

«СП»: — Слова Лаврова о Майдане звучат как оправдание. Так ли это?

— Победа Майдана и поражение сопротивления везде на Юго-Востоке, кроме Донецка и Луганска, — это провал российской политики на Украине. Причина этого провала проста — пока американцы и европейцы помогали националистам строить политические структуры, Россия предпочитала работать с представителями олигархической элиты, а не с низовыми движениями. В результате националистические силы пришли к ситуации политического кризиса подготовленными, а их оппоненты нет. К сожалению, эта ошибочная политика продолжается и сейчас.

Более реалистично оценивать позицию Лаврова призывает политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок:

— Политика — искусство возможного. Дипломатия — тоже. Это искусство добиваться политических и даже геополитических целей невоенными методами. То есть не оружием. В дипломатии действуют законы психологии, а не математики. Даже с проигрышных позиций, если правильно настроить себя и/или произвести соответствующее впечатление на оппонентов, можно достичь успеха на переговорах.

Лавров — реалист. Его кажущийся оптимизм проистекает из простого расчёта: если мы будем действовать неуверенно и без лучезарной улыбки, мы проиграем. Поэтому надо улыбаться и быть уверенным, при этом, не скрывая и не ретушируя ту внешнеполитическую реальность, в которой существует Россия сегодня.

У России есть жизненно важные интересы в Донбассе. Россия сохранит этот регион в сфере своего влияния. А как его назвать, Юго-Востоком Украины или Новороссией — это уже решение, которое диктуется дипломатическими соображениями.

«СП»: —  Лавров акцентирует внимание на праве Донбасса на свободные экономические связи с Россией. В Кремле верят, что Киев сам восстановит Донбасс и откажется от идеи тащить его в ассоциацию с ЕС, и что Россия восстановит экономическую кооперацию с Донбассом?

— Если Донбасс вернётся в состав Украины де-факто, это будет сделано на правах максимально широкой автономии. Автономия необходима для поддержания прямых экономических и политических связей с Россией. С самого начала донбасского конфликта Россия стала отправлять гуманитарные конвои в Донецк и Луганск. Сейчас Россия помогает выстроить в регионе мирную жизнь. У Киева же нет ни средств, ни мотивации вкладываться в восстановление Донбасса.

Ассоциация с ЕС не дала украинской экономике того ускорения, о котором говорили её лоббисты. Количество товаров, которые Украина имеет право поставлять на европейский рынок, крайне ограничено. Главным экономическим партнёром Украины остаётся Россия. Промышленность Донбасса также востребована в России.

«СП»: —  Лавров весьма категоричен, говоря о том, что миротворцев в Донбассе не будет, так как этого не хотят в ДНР и ЛНР. Означает ли это, что тема закрыта?

— Переговоры, как и ремонт — это процесс, который может продолжаться неопределённое время, то прекращаясь, то возобновляясь снова. Очевидно, дело не в наличии или отсутствии миротворцев в Донбассе, а в том, кто ими станет. Вряд ли у Донецка и Луганска идея российских миротворцев вызвала бы протест. Однако введение российских войск, очевидно, было бы связано с внешнеполитическими осложнениями.

«СП»: — Лавров утверждает, что признание ЛДНР контрпродуктивно, ибо не найдёт понимания на Западе. А присоединение Крыма нашло? Ведь даже полная реализация Минских соглашений и возврат ЛДНР в состав Украины снимет только «донбасские» санкции, но не «крымские». К тому же сам Лавров говорит, что вопрос снятия санкций для России значения не имеет. Так чего бояться?

— Вопрос снятия «крымских» санкций для России значения не имеет по той причине, что страна никак не может повлиять на их снятие. Территориальная принадлежность Крыма не является для России дискуссионным вопросом. В отличие от донбасского конфликта, в ситуации с крымским референдумом и последующим воссоединением полуострова с Россией не было никаких внешних действующих лиц, договорённости с которыми России должна была бы соблюдать.

Антироссийские санкции совпали с резким снижением мировых цен на нефть, от экспорта которой зависело наполнение российского бюджета. Есть понятные сомнения в том, что если даже завтра все санкции с нашей страны будут сняты, это радикально скажется на самочувствии российской экономики.

Дмитрий Роионов

01.06.2016

Источник: svpressa.ru