Бывший лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош не исключает, что Украина может распасться уже в конце года.

Ярош, который остается депутатом Верховной Рады и сейчас пытается создать новое «национальное движение» ДИЯ («Державна ініціатива Яроша»), дал большое интервью одному из украинских порталов. В нем он рассказал, что если бы не «российская угроза», националисты не стали бы мириться с нынешними властями, так как «идеалы, за которые стоял майдан, не достигнуты». Но они боятся расшатывать ситуацию, чтобы не привести к окончательному развалу Украины.

По словам Яроша, он имеет доступ к аналитике СБУ и Совета национальной безопасности и обороны страны. Украинские спецслужбы предупреждают, что территориальная целостность под угрозой. «Существует очень пессимистический сценарий, который дает нашей стране запас прочности до конца года. После этого — можем получить несколько квазигосударств на территории Украины», — заявил Ярош. Он объяснил это тем, что ситуация в стране продолжает ухудшаться. Конфликт на востоке, коррупция, тяжелая экономическая ситуация ведут к нарастанию недовольства населения. Достаточно небольшого толчка, вроде народных протестов в селе Врадиевка, которые разгорелись в 2013 году из-за милицейского произвола, как все может рухнуть. Тогда, напомним, жительница села обвинила двух милиционеров в изнасиловании, и то, что местные власти попытались спустить это дело на тормозах, вызвало бунт местного населения, а затем и протестные акции по всей стране, которые многие считают предтечей майдана.

«Мы работаем и с армейским средой, и с силовиками. Потому что понимаем, если разразится какая-то, условно говоря, Врадиевка, она может сдетонировать общегосударственного ситуацию. И только армия, только силовики-патриоты могут эту ситуацию удержать. Ибо к политикам нет доверия. Чем больше езжу по стране, тем больше в том убеждаюсь», — сказал нардеп.

Впрочем, сам Ярош озвучивает и «оптимистический» сценарий для Украины. В нем ВСУ, естественно, не без помощи «патриотов» за год-два занимают Донбасс, а потом возвращают и Крым. Сейчас, по словам экс-правосека, украинские силовики отвоевывают «серые зоны», и вскоре может настать момент для «мгновенной наступательной операции», которая позволит получить всю территорию.

Пока, впрочем, негативный сценарий выглядит более реалистичным. Экономический кризис углубляется — недавно МВФ снова понизил прогнозы Украины. Да и кризис политический, по мнению большинства аналитиков, не урегулирован, а только на время приостановлен. С другой стороны, территориальная целостность Украины стала краеугольным камнем не только киевской, но и западной риторики. Допустят ли Вашингтон и Брюссель развал Украины, в которую они вложили столько сил, времени и средств?

— Украина — территориально нестабильное государство, — объясняет ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский. — Эксперты, как западные, так и наши, говорят об этом как минимум 15 лет. О том, что Украина, как государство, обречена на распад, немало писалось в 90-е годы, в том числе в Америке. С тех пор, как начались кампании против Кучмы, приведшие к первому Майдану, стало очевидно, что государство не складывается.

Современная политическая жизнь предполагает наличие в государстве цельного населения, когда государственные границы совпадают с границами языков и культур. Когда они настолько не совпадают, как на Украине, государству грозит распад. Вопрос стоял в том, сумеет ли руководство постсоветской Украины справиться с этой проблемой и выстроить такую систему внутренней жизни, которая бы обеспечивала интересы всех частей государства и всего народа в целом.

Как видим, Украина так и не смогла найти формулу существования, при которой народ и на Западной, и на Восточной Украине был бы удовлетворен своим положением и при этом патриотически настроен. Так что распад страны, скорее всего, неизбежен. Тем более что Украина оказалась на удивление неуспешным государством во внутреннем управлении. Все постсоветское время руководство уничтожает промышленность, социальную систему, все то, что досталось в наследство от СССР.

«СП»: — То есть распад страны вполне реален, это не просто гипотетические предположения?

— Различные варианты распада Украины, безусловно, рассматриваются аналитическими центрами, в том числе на самой Украине. Если они этого не делают, они пытаются выдавать желаемое за действительно и заговорить реальность патриотическими заявлениями о будущем страны. Пока что мы видим, что прошло два года после Евромайдана, а Украина продолжает деградировать почти во всех аспектах общественной и государственной жизни. Поэтому неизбежно снова встанет вопрос об отделении частей, недовольных политикой центра и государственной системой, созданной на Украине.

Важнейшую роль в любом сценарии распада Украины будет отводиться радикальным украинским националистам, которых представляет Ярош. Именно он отчасти несет ответственность за победу Евромайдана, за применение там насильственных методов и за то, что там звучали радикальные лозунги, которые оттолкнули часть населения. Уход Крыма и Донбасса — это во многом вина Яроша. То, что теперь он призывает бороться против центробежных процессов, это абсурд, потому что такие люди, как он, страну разваливают.

«СП»: — На какие части может распасться Украина?

— Украина может распадаться по-разному, сценариев несколько. Скорее всего, единой точки распада не будет, это постепенный процесс. Регионы будут отделяться с разной скоростью, поэтому сейчас трудно прогнозировать, какие именно государства будут образовываться на территории нынешней Украины. Наверняка те внутренние культурные границы, которые мы хорошо знаем по электоральной географии, будут учтены. Я также уверен, что тяжелее всего процесс распада будет проходить на Западной Украине. Там существует целый ряд небольших регионов, которые настроены друг к другу негативно.

«СП»: — С чего может начаться процесс дезинтеграции?

— Мы уже знаем, что тяжелые политические кризисы на Украине проходят в формате майданов. Это уличные беспорядки на центральной площади Киева, которые потом могут вырождаться в минимайданы на площадях других городов. Очередной политический кризис может иметь такую же форму. Но он будет проходить в еще более жестком сценарии, с еще более радикальными лозунгами и действиями. Третий майдан способен привести к распаду страны — поднимут голову сепаратисты не только на Востоке, но и на Западе, который на самом деле является лидером таких настроений.

У Украины относительно слабый «унитаристский» ресурс, — согласен политический эксперт, экс-депутата Одесского горсовета Игорь Димитриев. — В наследство от Советского Союза ей досталась централизованная система управления, которая с административной точки зрения была анахронизмом. Структура министерств и ведомств предполагала управление государственными активами и плановую экономику. Когда эта система досталась такой стране, как Украина, которая умудрилась большую часть госактивов разорить, эти инструменты стали просто административным ресурсом для продвижения своих интересов коммерческими группировками. Этим и объяснятся их «унитаристский» запал. Какая бы группа ни приходила к власти, она держалась за этот рудимент, потому что он работал на них. Проблема в том, что при этом он истощал экономику страны.

«СП»: — Но ведь и среди населения много сторонников унитаризма, разве у них есть в этом личный интерес?

— Поддержка унитаризма в киевской среде объясняется немного другими причинами. Централизация приводила к концентрации ресурсов в центре страны. Бюджетные потоки, которые проходили через Киев, во многом там и оставались. Многочисленные офисы с бездельниками, масштабные мероприятия — все размещалось в Киеве, на этом основывался его достаток. Поэтому любые федералистские заявления для киевской тусовки были губительны. В марксизме бытие определяет сознание. Те враги федерализации в Киеве, которые ахали и хватались за сердце при любом заявлении с мест, на самом деле защищали свое благосостояние.

Но у Украины, как у территории, есть удивительная черта. Она сшита из разных лоскутов. Какой бы показатель мы ни использовали — политический, экономический, хозяйственный, культурный, даже археологический — все они распределяются внутри Украины примерно по одним и тем же географическим границам. Очень показательны в этом плане любые выборы президента или парламента. По карте электоральных предпочтений видно, что страна условно делится на «оранжевую» и «бело-голубую» части. Такие же границы мы видим и у археологических культур, и у хозяйственных типов и даже у пород домашнего скота.

Это и сейчас присутствует по всех сферах — во времена Ющенко было, например, разделение на экспортеров с Восточной Украины и импортеров с Западной. Сегодня это разделение на тех, кто ориентирован на российский и на европейский рынок. Рано или поздно это разделение на две части должно было проявиться.

Единственный способ выжить для Украины с учетом таких различий был плюрализм, когда признавалось бы существование разных мнений и настроений внутри страны. Но централизованная система управления предполагала, что те, кто приходит к власти, будут подавлять любую альтернативу. Рано или поздно такая ситуация должна была истощить ресурсы государства и привести к его развалу. Это мы сегодня и наблюдаем.

«СП»: — Но ведь есть внешние игроки, которые не заинтересованы в распаде Украины, разве они не могут удержать ее на плаву?

— Но тогда им придется поддерживать эту вертикаль власти. Кончено, это может происходить достаточно долго. Так вышло в Прибалтике, когда под боком России завелись небольшие, злые, русофобские страны, которым Запад помогает финансово. Но Украина — большая страна. Я не знаю, сможет и захочет ли Запад долго поддерживать этот труп в состоянии зомби.

«СП»: — И все же, некоторые эксперты говорят о распаде Украины уже два года, но она остается достаточно устойчивой…

— Да, без какого-то толчка Украина не распадется. Тем более что ее будут поддерживать вливаниями извне. Но вопрос в том, что внутренняя обстановка в стране достаточно нестабильна, и ее может расшатать случайность — техногенная катастрофа, бунт на определенной территории. Ярош вспомнил про Врадиевку. Конечно, этим он больше пугает власть и хочет показать, что несмотря на небольшую поддержку населения может расшатать страну.

Вряд ли распад Украины случится в нынешнем году. Несколько лет ее будут удерживать на плаву. Но учитывая, что в этом году вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли с Евросоюзом, я могу предположить, что будет происходить дальше. Зона свободной торговли приведет к резкому падению экспорта. Люди, которые готовили это соглашения, то ли по глупости, то ли по политическим причинам вынуждены были подписаться на условия, критические для Украины. С каждым месяцем будет увеличиваться разрыв между экспортом и импортом. Это значит, что валюта из страны будет уходить. На внутреннем рынке начнет образовываться дефицит валюты, и она резко вырастет, а гривна, соответственно, упадет еще больше.

Население, скорее всего, продолжит это терпеть, но социально-экономические последствия все равно будут. Они приведут к очередному политическому кризису, который позволит расширить зону влияния оппозиционных объединений. Начнется медленный политический откат, который приведет к возвращению в политику радикалов с другой стороны. Это, возможно, выльется в уличную конфронтацию и новую волну насилия.

Конечно, это только прогноз. Но есть объективные экономические процессы. В экономику могут вбрасывать один за другим кредитные транши, но как долго это продлится, мы не знаем. Пока этот финансовый ручеек не перекроют, Украина будет долго и медленно умирать. На какое-то время ситуация может даже стабилизироваться. Но любая вспышка, в том числе вспышка насилия на востоке, может подтолкнуть страну к распаду. Экономические основания для этого сложились.

Анна Седова

18.04.2016

Источник: svpressa.ru