В пятницу, 8 апреля в центре Киева возле администрации президента снова жгли покрышки. Акцию проводили активисты «Автомайдана», которые призвали всех неравнодушных захватить с собой побольше горючего материала и подтягиваться под стены здания. Как написал один из организаторов Сергей Коба в своем «Фейсбуке», это бессрочная акция. «Все, кто так долго ждал, время пришло, все сюда!!!» — призвал он. Активисты требуют люстрации сотрудников правоохранительных органов, встречи с президентом, а также увольнения из власти коррупционеров и тех, кто может нести угрозу национальной безопасности.

Хотя подобные акции вряд ли можно назвать серьезной угрозой режиму, факт в том, что недовольство Петром Порошенко и его командой в украинском обществе растет. Личный рейтинг президента опустился уже до девяти с небольшим процентов. Это неудивительно — последний год социально-экономическое положение «незалежной» продолжает ухудшаться. Падение ВВП, снижение реальных доходов и резкое повышение тарифов привели к тому, что большая часть населения оказалась за чертой бедности. Если к этому добавить различных ветеранов АТО, которые вернулись из зоны боевых действий, членов праворадикальных группировок, недовольных тем, как воплотились в жизнь «идеалы майдана», получается взрывоопасная смесь.

Но раньше народное недовольство удавалось купировать риторикой о российской угрозе с одной стороны и о скорой евроинтеграции с другой. Теперь же оба эти аргумента теряют свою магическую силу. В Донбассе установилось относительное затишье, а западные лидеры все реже говорят о «российской агрессии» и все чаще призывают Киев выполнять его часть Минских соглашений. А референдум в Нидерландах нанес сокрушительный удар по евроинтеграционным надеждам украинцев. Да, не факт, что голландские власти учтут результат волеизъявления. И даже если они сделают это, Брюссель может найти юридическую лазейку и все равно ратифицировать соглашение об ассоциации. Но сигнал, который граждане Нидерландов послали украинским евроинтеграторам, вполне недвусмысленный - видеть в Европе их не хотят.

«Евромайдан» начался именно с того, что Виктор Янукович отказался подписывать соглашение об ассоциации. Теперь от этого отказывается сама Европа, и многие на Украине начали винить в этом лично Порошенко. Например, его соратник, депутат Мустафа Найем, написал, что ответственность за провал несет президент. Западные СМИ тоже все больше критикуют Порошенко, особенно после скандала с его панамскими офшорами. Вполне возможно, что без западной поддержки и без того хрупкому украинскому режиму будет достаточно легкого толчка в виде массовых протестов, чтобы с грохотом обрушиться. Вопрос в том, готова ли Украина к третьему «майдану»?

Декан факультета «Социология и политология» Финансового университета Александр Шатилов считает, что протестные акции будут использованы для давления, а не замены Порошенко.

Любые революции и протестные акции возможны только тогда, когда происходит раскол в элитах. «Автомайдан», который не имеет мощной финансовой и административной подпитки, вряд ли сможет пошатнуть основы украинского режима. Тем более что украинские элиты жестко контролируют люди из Вашингтона, которые не позволят в самый неподходящий момент устроить бучу в Киеве.

Поэтому протестные акции, несомненно, будут продолжаться и приобретать даже не политический, а социальный характер по мере усугубления экономического кризиса на Украине. Но пока эти протестующие не получат поддержки финансово-промышленных групп, олигархата и как минимум нейтрального отношения со стороны Вашингтона, такого рода акции обречены на провал.

«СП»: — То есть третий «майдан» невозможен?

— Если Порошенко в какой-то момент перестанет устраивать Вашингтон, американцы могут убрать его с помощью такого рода акций. Но пока лично у меня не создается ощущение, что они готовы сдать нынешнего президента Украины. Скорее, они будут использовать протестные акции и выступления для того, чтобы давить на Порошенко и заставить более послушно следовать их воле. Но на смену власти в нынешней ситуации американцы вряд ли пойдут, поскольку это чревато очень серьезными рисками, в том числе вероятностью распада Украины. Сейчас американцы контролируют большую часть страны, поэтому распад им совершенно ни к чему.

Старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований, историк Олег Неменский не исключает, что вопрос отстранения Порошенко от власти станет актуален через год.

— И офшорный скандал, и провал референдума в Нидерландах стали очень сильными ударами лично по Порошенко. Тем не менее, само по себе снижение рейтинга президента не будет поводом для нового «майдана». Хотя бы потому, что рейтинг Порошенко уже год как гораздо ниже, чем были показатели Януковича во время «Евромайдана».

Исходить надо из того, что «майданы» организовываются сознательно по заказу, чаще всего Вашингтона. Как говорится в известной шутке, любой протест, не лицензированный в Вашингтоне, «майданом» не считается. Протесты на Украине могут продолжаться, уличные беспорядки, особенно со стороны ультраправых, тоже очень вероятны. Но очередного «майдана» со свержением государственной власти или хотя бы с требованиями импичмента президента и проведения новых выборов сейчас быть не может. Порошенко просто некем заменить. Какие-то кандидатуры есть, но от того, что их поставят у руля, никому не станет лучше.

Более того, новый «майдан» или досрочные выборы - это очень дорогостоящее предприятие, которое Украина в ее нынешнем состоянии не потянет. Внешнеполитических условий для организации нового «майдана» на Украине пока нет. Но несомненно, что недовольство людей будет расти. Удары по Порошенко ослабляют евромайданную власть на Украине в целом, укрепляют ее противников всех мастей. Все это делает украинскую государственность, которая и так еле жива, еще более шаткой.

«СП»: — Референдум в Нидерландах может привести к тому, что общество начнет отказываться от идеи евроинтеграции?

— Когда-нибудь разочарование украинцев в евроинтеграции и европейском проекте в целом настанет, но не сейчас. Пока что украинское общество вполне довольствуется объяснениями властей о том, что результаты референдума были провальными из-за пропагандистских действий со стороны России. Они верят, что проблема в том, что Европа недостаточно защищена от российского влияния, а не в самом европейском проекте и не в том, что их просто не хотят видеть в Евросоюзе.

«СП»: — Есть ли грань, после которой на Западе все же решат сменить Порошенко?

— Украинское общество рано или поздно дойдет до грани, когда необходимо будет менять всеми не любимого политика на того, кто еще не исчерпал кредит доверия. Но существуют несколько факторов, которые мешают сделать это прямо сейчас. Во-первых, в данный момент нет формальной причины менять Порошенко. Во-вторых, как я уже сказал, проведение новых выборов — это неприемлемый удар для и без того слабой украинской экономики. В-третьих, смена власти даже путем выборов, не говоря уже о «майдане», сильно разогреет украинское общество, чего все боятся. Задача Запада — остужать и успокаивать украинцев, а не разогревать. В- четвертых, на Западе пока не видят человека, который был бы таким же проамериканским и удобным лидером, как Порошенко.

Полагаю, что Петр Порошенко вряд ли досидит до конца своего президентского срока. Но актуальным вопрос его замены станет не в этом, а, скорее, в следующем году, когда он окончательно себя дискредитирует.

Замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько убежден, что после отстранения от власти на Порошенко и других членов его команды возложат всю ответственность за провалы Украины.

— Повышается вероятность давления на власть с целью отправить ее в отставку. Если раньше это касалось только Арсения Яценюка, то теперь — всей правящей элиты. Но не думаю, что это будет вооруженное восстание и насильственное свержение власти. Запад этого не позволит. Да и сам факт смены власти пока не неизбежен. Мы видим, что тот же Яценюк, несмотря на то, что стал объектом ненависти, спокойно сидит в своем кресле.

«Майдан» — это технология, которая обеспечивалась финансовой, дипломатической, административной, логистической подготовкой. Использовались боевики, массовка, организаторы. Все это требовало масштабных вложений средств, которые «отбивались» после прихода организаторов к власти. А сейчас у западных кураторов нет цели на радикальное смещение украинской элиты. Что касается протестных акций, они характерны для всех государств, где прошли разного рода «революции». Вспомним, что Саакашвили тоже жестоко разгонял демонстрации. Ему это иногда припоминают, а на родине даже возбудили уголовное дело, но он по-прежнему находится в обойме прозападных политиков. Пока что можно говорить только о повышении вероятности смены власти, не более того.

Запад может перестать поддерживать самого Порошенко и еще несколько связанных с ним фигур. Но в целом вся постмайданная элита останется у власти. Когда Порошенко отправят в утиль, на него повесят все грехи и провалы, которые были у Украины за два года, а народу скажут еще немного потерпеть. Если и следующие политики не справятся с задачей, их таким же образом устранят. Но сама система останется прежней. Все изменения будут носить декоративный и не принципиальный характер, и будут призваны успокоить украинское общество, чтобы оно продолжало выполнять задачи западных кураторов.

Анна Седова

09.04.2015

Источник: svpressa.ru

Два варяга на один Киев. Куда поведут Украину Ходорковский и Саакашвили, если их реально назначат в правительство?

На Украине муссируются всевозможные слухи о составе нового кабинета министров. Арсений Яценюк пост главы правительства неизбежно теряет. Зато в его кресле может оказаться «герой антипутинского сопротивления» Михаил Ходорковский, а Генеральным прокурором при нем станет Михаил Саакашвили. Такое распределение постов должно удовлетворить и правящих демократов, и оппозиционных республиканцев в США. Вот только, является ли оно оптимальным для самой Украины?

Информацию о возможном назначении Ходорковского главой кабинета украинской прессе, якобы, сообщил источник в правительстве страны. Другой неизвестный источник поведал, что переговоры с бывшим главой ЮКОСа ведутся, притом, оперативно.

«Абсурд в рамках нынешней Украины зашкаливает, но если конфигурация Ходорковский-Саакашвили реализуется, это уже будет, наверное, конец государства, — полагает эксперт Института стран СНГ Денис Денисов.

 — Ни одно государство в мире так существовать не может. Остается надеяться, что все это фейк, потому что перенести подобных героев Украина точно не в состоянии".

Председатель Комитета государственного строительства Новороссии Владимир Рогов также склонен относиться к возможному назначению Ходорковского первым министром Украины как к первоапрельской шутке. «Этого человека готовят как одного из основных таранов против России, а его КПД из-за Украины понизится. Ценность «тарана», его сила — все это упадет. Будучи «великим экономистом» он экономику Украины поднять не сможет, поскольку для этого пришлось бы идти против хозяев страны на Западе. Способен на такое Ходорковский? Нет, конечно. Зато он может понять, что в премьерском кресле на Украине люди «сгорают».

«Однако сейчас не особенно важно, кто будет возглавлять правительство на Украине, — рассуждает Рогов. — Положение таково, что политического премьера заменит вскоре технический, не имеющий самостоятельного веса. Петр Порошенко вернулся из США, где его встретили как „главную жабу коррупционного болота“. Американские элиты показали ему свое неудовольствие, при том, что он остается главным помощником во всех делах США на Украине. От него буквально требуют дать новый кабинет, и сомнительно, что у него будет влиятельный и самостоятельный глава. Внешнее управление страной остается, и даже усиливается, но для этого усиления вовсе не требуется Ходорковский».

Иного мнения придерживается эксперт Института глобализации и социальных движений Алексей Симоянов: «Было бы неверно сейчас взять и исключить возможность назначения Ходорковского, если не главой правительства, то на министерский пост в Киеве. То же самое касается Саакашвили. Оба политика ориентированы на Запад, являются последовательными неолибералами, но бывший глава Грузии ближе к республиканской партии. Опальный же олигарх, напротив, примыкает к демократическому начальству Белого дома. Назначение обоих было бы символом партийного единства. Важно и другое: назначение Ходорковского на официальный правительственный пост бросило бы вызов Москве, а сам премьер стал бы проводить новый пакет реформ».

В годы заключения Ходорковский наработал солидный репутационный капитал. Западная пресса и отечественные оппозиционные либералы старались представить его безвинной жертвой, человеком, создавшим свой бизнес и потерявшим его из-за бюрократического произвола. О том, какие были у Кремля политические мотивы, старались не вспоминать. Ходорковский же писал статьи о «левом повороте», предлагал меры по развитию экономики России. С началом второй волны кризиса, уже оказавшись в иммиграции, он больше не бичевал «экономический эгоизм» высшего класса, а рассказывал о недовольстве элит курсом Владимира Путина. Однако стоило Ходорковскому осудить воссоединение Крыма с Россией, и все очарование, с таким трудом созданного образа страдальца и праведника, померкло. Народ начал воспринимать его негативно.

Ходорковский много говорит о свободе. Но, если ему придется работать в правительстве Украины — одной из самых несвободных стран Европы, от него едва ли стоит ожидать борьбы за свободу и общественные права. Зато он вполне может помочь в борьбе с коррупцией там, где она не выгодна США и ЕС. «В нынешней Украине американцы участвуют в коррупционных схемах на сотни миллионов долларов, и это только на модернизации ядерной энергетики, — подчеркивает Рогов. — Это никак не противоречит курсу на ослабление местных олигархов, обслуживающей их интересы коррупции. Просто у страны меняются хозяева».

Запад хочет добиться смены правительства, но новый состав может оказаться далеко не идеальным с его точки зрения. «Есть вероятность того, что целый ряд фигур, которые входят в нынешний кабинет министров, сохранят свои должности даже в случае формирования нового кабмина, — считает Денисов.

Наталья Яресько, нынешний министр финансов, останется, потому что это человек с американским паспортом. Она вполне устраивает западных партнеров. Но также вероятно, что глава МВД Аваков сохранит свою должность: это будет реверанс, отступные Яценюку за его отставку". США и ЕС постараются добиться обновления правительства без «отступных», чтобы запустить второй этап реформ.

Украинские обыватели уже поняли, что первый этап изменений в стране дал им европейский уровень расходов. Тарифы и цены поднялись, гривна обесценилась почти втрое, работы стало меньше, и заработная плата в местной валюте у массы граждан также понизилась. Многим кажется, что второй этап реформ должен дать населению уже европейский уровень доходов, что должно быть связано с атакой на коррупцию и олигархов. Именно за это вроде бы выступает Саакашвили. Однако западные корпорации стремятся лишь ослабить конкурентов, поднимать уровень жизни в стране они не стремятся. Это был бы «неделовой подход».

Ходорковский и Саакашвили — деловые люди. Они могут сколько угодно рассуждать о свободе и борьбе с коррупцией, но у них нет, и не может быть плана по развитию страны, плана повышения уровня жизни. Они не могут даже предлагать восстановить индустрию, которую их патроны стремятся разрушить. Саакашвили лично ломал социальное государство в Грузии. В годы его правления инвесторов зазывали агитками, в которых говорилось, что грузины дешево стоят и их легко можно увольнять. Это не помогло. Капиталы не пришли, а народ прогнал Саакашвили. Его потенциальный коллега по кабинету, Ходорковский «делал компанию» в 1990-е годы, и никогда не считался в России сторонником социального государства и независимого развития. Он был и остается либералом.

Рецепты современных либералов известны. Они считают, что население должно платить налоги не для того, чтобы получать взамен социальную систему и создаваемый государственной политикой экономический рост. Свободу они понимают как возможность для корпораций диктовать свою волю обществу, с которым не стоит считаться. Они ориентируются на глобальную иерархию, являясь проводниками интересов США. Успешная экономика, по мнению либералов, это такая, в которой крупный бизнес может делать все, что ему угодно, не сталкиваясь ни с социальным протестом, ни с коррупцией, ни с политическими преградами.

От Ходорковского и Саакашвили жителям Украины не стоит ждать ничего хорошего. Жизнь будет кошмаром даже без коррупции и местных олигархов, которых заменят американские и европейские корпорации.

Василий Калташов

08.04.2015

Источник: svpressa.ru