Беседа с известным украинским политологом Алексеем Блюминовым, вынужденно покинувшим свою страну.

– Сначала о самом животрепещущем. Кто заменит Арсения Яценюка на посту премьер-министра Украины?

– Я бы не стал так уж однозначно утверждать, что Яценюк уже согласился на уход. Арсений Петрович не из тех людей, кого легко можно оторвать от выгодного кресла. Его отправляют в отставку с регулярностью раз в два месяца – и на моей памяти за последние полтора года это происходило уже раз пятнадцать. Буквально месяц назад все говорили, что, дескать, вот-вот, уже на этой неделе…

Совсем недавно ждали, что Яценюк объявит о своем добровольном уходе на ближайшем заседании правительства, а блок Порошенко выдвинет ему на замену Владимира Гройсмана – и снова ожидания лопнули, как мыльный пузырь. Вернее, как – Гройсмана-то выдвинули, и он даже успел презентовать будущих членов своего правительства, среди которых словацкий экс-премьер Миклош. Однако… Яценюк при этом так никуда и не ушел, что придало заявлениям Гройсмана оттенок трагикомичности.

На самом деле, как я предполагаю, подковёрная грызня за власть идет в Киеве непрерывно. И каждая из влиятельных партий пытается апеллировать к своей собственной «крыше» в Вашингтоне и Брюсселе, а приближенные журналисты и политологи, раздувая щёки от важности, выплескивают в сеть какие-то скороспелые «инсайды», которые все потом подхватывают – но слишком часто они оказываются несостоятельными. На мой взгляд, хоть торги и идут, но Яценюк отнюдь не горит желанием уходить. Впрочем, в конечном итоге, всё решается на куда более высоких «этажах». Ведь это только на поверхности идёт борьба Порошенко с Яценюком. А за кулисами борются сторонники более мягкой и более жесткой линий по отношению к России. Скажем, есть администрация уходящего Обамы. У нее свой интерес в украинской игре. Им не нужна война под занавес президентства Барака Хусейновича. А есть люди, готовящиеся зайти в Белый Дом на смену Обаме. А есть ещё третьи – те, которые формируют долгосрочную стратегию США, долгосрочные и не зависящие от смены хозяев Белого Дома политические смыслы и стратегемы. Это люди из Пентагона, Лэнгли, корпораций. Там совсем иное видение текущих процессов и их перспектив.

Но даже внутри нынешней администрации есть разные подходы. Существует условная «партия» Госдепа, чью линию гнет американский посол Джеффри Пайетт, есть влиятельные люди, собравшиеся вокруг вице-президента США Джо Байдена, у семьи которого в Киеве свой собственный экономический интерес. Имеется группировка республиканцев-консерваторов – и у всех у них подготовлены свои, во многом отличающиеся друг от друга, планы действий по Украине. И каждый из них шлет в Киев по своим каналам во многом противоречащие друг другу сигналы. Но это «рабочий» хаос. На самом деле весь этот «институциональный дарвинизм» подчинен единому целеполаганию. Украину держат, как раздражитель для России. Но Штаты далеко, а свой человек во главе украинского протектората облегчает контроль.

– Почему же протекторат? Украина считается суверенным государством…

– Ну, сейчас даже ярые сторонники майдана не скрывают, что важные кадровые решения, определяющие, кому именно руководить страной, принимаются в посольстве США. Депутаты от блока Петра Порошенко, как те же экс-журналисты Мустафа Найем и Сергей Лещенко, даже и не скрывают, что для того, чтобы утвердить какой-либо важный закон, необходимо, чтобы депутатов или лидеров фракций обзванивал лично посол. Когда скандальный литовец Айварас Абромавичус – министр экономики в нынешнем Кабмине – заявил об отставке из-за коррупционного скандала с влиятельным депутатом из фракции президента, то послы стран ЕС обнародовали коллективное письмо, в котором в ультимативной форме встали на сторону министра и потребовали, чтобы его отставку не принимали, иначе денег от Евросоюза Украине не видать. А когда парламент голосовал за изменения в Конституции в первом чтении, то происходило это под бдительным присмотром посла Пайетта и замгоссекретаря Виктории Нуланд, специально прилетевшей для этого в Киев.

Это уже перешло рамки приличия до такой степени, что можно открыто констатировать – Украина превратилась в протекторат США. Наши политологи шутят, что в Конституцию пора вносить поправку: источником власти на Украине являются правительства США и стран ЕС, осуществляющие свою власть как непосредственно, так и через послов. Ситуацию с украинским суверенитетом можно сравнить с Египтом конца XIX -начала XX веков. Когда формально страной управлял местный паша (хедив), однако его правительство состояло из людей, рекомендованных международной комиссией по управлению хедивским долгом (тогдашним аналогом МВФ). А все потому, что Египет был страной-банкротом, отдавшим иностранным кредиторам сначала управление Суэцким каналом, затем таможнями, а под конец начавшим раздавать землю. Так и у нас – сначала иностранные кредиторы «приватизировали» государственный менеджмент, и коридоры власти заполонили литовцы, грузины, американцы и прочие «реформаторы». Сейчас в процессе апробации передача украинской таможни в управление британской компании, а совсем недавно Яценюк шокировал народ заявлением о продаже иностранцам 1 млн гектаров земли.

– Если вернуться к вопросу о премьере, то кто потенциально мог бы занять место Яценюка?

– Коли бы все зависело только от него, он бы никогда не ушёл. Но если «серьёзные люди» в Вашингтоне придут к консенсусу, что Украине нужен другой премьер, то, скорее всего, это окажется либо председатель Верховной Рады Гройсман, либо стоящая ныне во главе Минфина уроженка Америки Наталья Яресько – во всяком случае, именно эти две фамилии чаще всего муссируются. В случае утверждения Яресько правительство окончательно превратится в департамент МВФ. Она сама не скрывает, что готова ещё сильнее «прогнуть» государство под международные структуры. Надо, мол, потерпеть, а процветание, как любил говаривать «домайданный» премьер-министр Николай Янович Азаров, наступит «попизже»…

Впрочем, у Яресько нет сильной опоры внутри Украины – поэтому под неё невозможно будет собрать сильную коалицию (если только всех депутатов лично не обзвонят Пайетт, Байден, Нуланд, Меркель и Сурков). Возможно, международный концерт и согласился бы на эту кандидатуру – если Яресько начнет добросовестно выплачивать внешние долги Украины и не будет особо «жужжать», в отличие от Яценюка, по геополитическим вопросам.

Что касается кандидатуры Гройсмана (ради утверждения которого Порошенко, по некоторым сведениям, пообещал пойти на самые широкие уступки), то, при нынешней разрозненности в Верховной Раде, опять же, требуется согласованное воздействие внешних сил, дабы «продавить» его кандидатуру. В таком случае это будет означать, что Порошенко разрешили на какое-то время консолидировать всю власть на Украине. Однако если Петр Алексеевич не сможет выполнить обещанного – как в части имплементации договоренностей по Донбассу, так и в части борьбы с коррупцией, то выданный ему кредит доверия быстро исчерпается.

Лично я считаю, что ни Гройсман, ни Яресько, ни Яценюк, если он останется, ничего хорошего простым украинцам не принесут: каких-то сдвигов к лучшему от них ждать не стоит. Ведь траектория курса задана и вопрос о её смене даже не ставится. Речь идет лишь о том, кто будет вести страну по этому курсу.

– Поговаривают, что уже в этом году могут состояться очередные досрочные выборы Верховной Рады. Ваше мнение?

– Нет, такого, скорее всего, не произойдёт. Никто из влиятельных игроков в этом не заинтересован. Тот же Байден завершил свой прошлогодний визит в Киев приказом «дружить» и крепить единство уже почившей в бозе коалиции. Пайетт вторит Байдену. Вслед за ними и глава администрации Порошенко Борис Ложкин недавно тоже высказался в том духе, что досрочных выборов не будет, не надейтесь, дескать.

Все понимают, что вторично собирать тот же самый «цирк уродов» может уже и не получиться. Такое ощущение, что Запад в данный момент не заинтересован в приходе менее радикальных персонажей, которые, возможно, перестанут злить Москву ежедневными эскападами и приступят к выстраиванию каких-то отношений с восточным соседом.

А вот РФ, напротив, сейчас даёт сигналы, что если бы в Киеве появились у рычагов управления более вменяемые деятели – даже не пророссийские, замечу! – то россияне готовы были бы поучаствовать в восстановлении украинской экономики. Чтобы было понятно, о чем речь, скажу так: Москву вполне устроил бы сейчас смена «украинского Саакашвили» на «украинского Иванишвили». При том, что общий курс Киева останется прежним, просто станет трезвее.

– Как чувствует сейчас себя простой украинец? Говорят, что якобы инакомыслящих арестовывают за «бытовой сепаратизм»…

– Действительно, кампания против «бытовых сепаратистов» запущена ещё с 2014 года. Это элемент запугивания обывателя, который хочет просто спокойно жить, чтобы его не трогали. С людьми активными, общественно значимыми, могут поступить жёстче – убить или выдавить из страны. А обывателю дают понять, какие действия в этой стране являются допустимыми, а за какие могут «дать по шапке». То есть, выставляют своего рода флажки и жестко демонстрируют что может произойти с теми, кто за них выходит. Вы можете голосовать за разрешенный «Оппоблок», но упаси вас Боже говорить, что в стране не «российская агрессия», а гражданская война, что на Донбассе живут не сепаратисты-бандиты-террористы, а такие же граждане Украины. Или выступить против мобилизации на т. н. «АТО». Запрещено переводить деньги донбасским родственникам и друзьям – это считается «финансированием терроризма». Финансовые потоки в украинских банках жестко отслеживаются и возбуждено уже множество уголовных дел.

«Бытовыми сепаратистами» объявляют и тех, кто, допустим, просто постит в социальных сетях поздравления с советскими праздниками. Так, недавно имела место трагикомическая история. Бывший милиционер из Севастополя Антон Шевцов прошел переаттестацию уже у нынешних люстраторов и был назначен главой полиции Винницы. Но бдительные патриоты обнаружили, что его жена поздравила кого-то на «Фейсбуке» с 23-м февраля. А сам Шевцов сдуру выставил одну фотку, на которой он рядом с Николаем Валуевым, и другую – где он с отцом на параде Победы в Севастополе. И все! Его уволили и отдали под суд по обвинению в государственной измене.

– Феерично…

– Да, «врагом народа» можно теперь оказаться совершенно внезапно. Вот, скажем, масса людей из Украины ездят в Россию на заработки. Кто-то, допустим, нарушил миграционное законодательство РФ, что-то там просрочил. И его депортировали из России. По возвращении таких берут в оборот уже в СБУ, принуждают подписывать документы о том, что их якобы завербовала ФСБ – и теперь они вернулись фотографировать секретные украинские объекты, подкладывать взрывчатку под железнодорожные составы или отравить цианистым калием водохранилища. Не вру, такая история имела место полтора года назад в Славянске, где осудили какого-то деда из Компартии Украины, «уличенного» в попытке отравить воду.

И подобных бедолаг немало - не готов говорить в точных цифрах, но, думаю, сотни. А если говорить о тех, кто пострадал, даже не став фигурантом уголовного дела, то счёт идет на тысячи. Многих попросту затравили за инакомыслие и вышвырнули с работы – как бывшую преподавательницу Львовского университета Ольгу Загульскую. Бьют по тем, кто позволил себе смелость как-то «высунуться» – на их примере «воспитывают» всех остальных.

В принципе, у нас сейчас строят такое же сегрегированное общество, как в Латвии и Эстонии – с той лишь разницей, что наши потенциальные «неграждане», по недосмотру патриотов, ещё не лишены формально прав гражданства. «Несогласных» вытесняют за пределы господствующего дискурса, маргинализируют или просто избивают. Достаточно вспомнить недавний нашумевший эпизод, когда нацисты из батальона «Азов» побили в Киеве пенсионеров из партии Натальи Витренко, осмелившихся устроить пикет. Причем, они, витренковцы, агитировали, по сути, сами себя, в малолюдном в это время суток в будний день месте. А представить же подобное мероприятие в центре Киева уже практически невозможно...

Вообще, в «лучших» традициях латиноамериканских диктатур власть делегирует осуществление репрессий членам различных ультраправых добровольческих штурмовых отрядов – сама, при этом, оставаясь формально «чистой». Ведь это получается, что не государство, а одни граждане побили других граждан. Вот, скажем, писателя Олеся Бузину «ликвидировали» по наводке «общественников» со «стукаческого» сайта «Миротворец». А непосредственные исполнители – ультраправые из группировки С-14. Впрочем, в СМИ этого почти не освещают. И ставшее резонансным убийство Бузины – редкое исключение из этого правила.

– Насколько сильны сейчас позиции ультраправых во власти?

– В первые четыре месяца после Майдана неонацистская партия «Свобода» являлась одной из несущих опор парламентской коалиции – вплоть до выборов 25 мая 2014 года. На данный же момент ряд ультраправых являются депутатами парламента на индивидуальной основе, как «мажоритарщики», или по спискам более респектабельных правых партий. Это комбаты националистических батальонов, те же Дмитрий Ярош, Андрей Билецкий (глава «Азова»), это скандальный «сотник майдана» Владимир Парасюк, «казак Гаврилюк» и прочие персонажи.

Много ультраправых и в исполнительной власти. Например, министр образования Сергей Квит раньше являлся сотником организации «Тризуб имени Степана Бандеры» – и от своих тогдашних взглядов никогда не отрекался. Сейчас в Минобразования активно занимаются составлением списков «затаившихся сепаратистов», с целью их изгнания из школ и вузов. Под началом главы МВД Арсена Авакова числится целый ряд высокопоставленных подчиненных, которые состояли и состоят в расистских организациях. Так, заместитель главы Национальной полиции Вадим Троян числился в рядах «Азова». Или есть такой Илья Кива, возглавляющий наркополицию Украины – он открыто пишет посты с призывами убивать гомосексуалистов, оправдываясь цитатами из Библии. И это на фоне нескончаемых призывов к евроинтеграции!

Некоторые любят напоминать, что откровенно неонацистские «Свобода» и «Правый сектор» провалились на выборах - забывая, что их дискурс, идеология стали на Украине мейнстримом. При Януковиче «Слава Украине! Слава нации! Смерть врагам!» открыто провозглашать с трибуны Верховной Рады могли позволить себе разве что Олег Тягнибок и пара-тройка его соратников – ныне же так заканчивает свои выступления абсолютно на любую тему половина парламента.

– Как изменилась социальная обстановка в стране за два последних года?

– У Майдана имелись свои выгодоприобретатели – им сейчас живётся неплохо. Представители целого ряда финансово-промышленных групп увеличили свое состояние, а многие бывшие «пламенные революционеры» совершили стремительный карьерный взлёт. Разве могли бы журналист Найем, сотник Парасюк или казак Гаврилюк раньше мечтать, что сядут в Раде и начнут давать указания прокурорам? Да никогда в жизни! А вот положение лавочников, представителей средней и мелкой буржуазии, некогда поддержавших Майдан, нынче ухудшилось. Экономика схлопывается, платежеспособность населения падает, гривна девальвировалась в три с половиной раза, растут цены и тарифы, ВВП только по официальным данным за первый год после переворота упал на 12%, а за второй – на 8%.

А ведь сейчас рушится даже теневая экономика! МВФ требует «выровнять» тарифы для населения и промышленных предприятий – но ведь газ Украина получает за доллары, а продаёт внутреннему потребителю за гривны! То есть, как тарифы не выравнивай, они все равно будут распухать – курс доллара-то растет… Коммунальные платежи съедают нынче значительно больше средней украинской пенсии и почти всю среднюю зарплату в провинции. В результате, предприятия, магазины, кафе закрываются, бизнес рушится и убегает из страны.

– А какова ситуация с преступностью?

– Поскольку «кормовая база» сужается, а в стране расплодилось огромное количество людей с оружием, результатом стал невиданный расцвет бандитизма, рэкета и рейдерства. Скажем, уже несколько недель украинская пресса много пишет о схватке за Угерский спиртзавод на Львовщине – туда периодически врываются люди в камуфляже, бушуют драки, громыхают взрывпакеты… В процесс вовлечены полицейские, участники каких-то местечковых «самооборон», непонятных вооруженных формирований – и все пытаются поставить столь солидную «кормушку» под свой контроль. А что ещё остается делать обитателям «убитых» районов, где не осталось ни рабочих мест, ни перспектив?! У меня есть знакомый ресторатор из Киева. Ему пришлось закрыть один из своих ресторанов из-за падения спроса, а второй попросту сожгли. Теперь он перенес свой бизнес в Камбоджу. Сейчас из страны бегут даже завзятые националисты. Скажем, одесский ресторатор Савелий Либкин, некогда пускавший пену про злого Путина и кровососов-россиян, подтёр свои старые посты в соцсетях и открыл недавно два заведения в Москве.

– Что ждет Украину в ближайшие годы?

– Не стоит фантазировать: по моим ощущениям, ситуация на Украине уже приобрела черты необратимости, то есть, что-то кардинально изменить можно будет лишь при неимоверном сочетании внешних факторов, которые невозможно предсказать. А если всё будет идти, как сейчас, то и через год и через пять и через десять лет, скорее всего, картина будет та же. Минус Яценюк, плюс Гройсман – это не принципиально для ситуации. Экономика, инфраструктура, социальная сфера продолжат деградировать. Нет никаких признаков, позволяющих надеяться, что произойдет некий экономический рост. Донбасс отвалился, внешние рынки Украина теряет… Дома, водопроводы, отопительные системы будут ветшать и рушиться – и это чревато многочисленными авариями, ЧП, катастрофами.

Зато политический режим стабилизируется – недаром, внешние игроки стараются всячески «подпереть» Порошенко. Пропагандистский аппарат уже сейчас работает на «автопилоте», не нуждаясь в «волшебных пенделях». Необходимость в жестоком терроре отпадет, наиболее рьяных уличных боевиков загонят под шконку. Кого-то из мелких сошек могут даже отдать под суд – как судят уже сейчас отморозков из батальона «Торнадо». Пройдет годик-другой и можно будет «поиграть в демократию» – это уже не будет угрожать стабильности режима. Получится примерно как в Латвии, где столицей руководит этнический русский, который, вытянувшись в струнку, радостно приветствует прибытие «дорогих гостей» из НАТО. Украина будет страной Бандеры и «зелёного туризма» (тренд, идущий вслед за деиндустриализацией). Впрочем, внешний лоск будет соблюден: и в такую «приличную», преодолевшую «революционные эксцессы» Украину не стыдно будет запихнуть неподконтрольные сейчас районы Донецкой и Луганской областей – поставив во главе какого-нибудь «достойного» человека, типа Рината Леонидовича Ахметова. Впрочем, дело не в конкретной фамилии. Как бы это цинично ни звучало, но единственное, что может сейчас нарушить сложившуюся тенденцию «бетонизации» режима – это обострение военного конфликта. В таком случае, вариабельность расширится, появятся другие сценарии, приоткроется «окно возможностей», захлопнувшееся сначала в сентябре 2014-го, а потом и феврале 2015-го.

Владимир Веретенников

30.03.2016

Источник: stoletie.ru