С 17,9% до 21,5% увеличилась доля тех, кто выступает за отделение территорий Донбасса и Луганщины от Украины, сообщает социологическая служба Центра Разумкова. Опрос проводился среди 2021 респондента — граждан Украины различных возрастов.

Согласно опубликованному отчёту, уменьшилась доля тех, кто выступает за продолжение «АТО» на территории самопровозглашенных республик и восстановление контроля Украины над территориями ДНР и ЛНР. Год назад таковых было 32,8%, теперь уже 29,9%. Среди тех, кто выступает за отделение Донбасса, главным мотивом числится нежелание выделять средства из государственного бюджета на население восставших регионов. Изменилось отношение украинцев и к Минским соглашениям — доля тех, кто оценивает их негативно, возросла с 22,2% до 34,8%. Также стало меньше граждан Украины, готовых поддержать внесение поправок в Конституцию об особом статусе Донбасса — в ноябре 2015 года данной точки зрения придерживались 24,2% опрошенных, сейчас — 21%. Более половины респондентов считают, что восстановлением разрушенной инфраструктуры Юго-Востока должны заниматься либо собственно республики, либо поддерживающая их Россия.

Данные цифры говорят не только об успехах киевской пропаганды. После Майдана происходит постепенная трансформация украинского общества, становящегося всё более гомогенным и непримиримым к России. Даже особый статус Донбасса значительной долей населения воспринимается как возможность России влиять на политику Украины. Если три-четыре года назад Донецкая и Луганская области воспринимались большинством украинцев как обладающие собственным региональным колоритом, но бесспорно свои, то теперь те же люди готовы отказаться от них. Как ранее отказались от Крыма — несмотря на риторические заверения в его ценности для украинской государственности, ни один из украинских режимов не сделал абсолютно ничего по его интеграции в единое культурно-политическое пространство. Теперь настала очередь Донбасса.

В конце января произошло событие, на которое мало кто обратил внимание — кабинет министров Украины отменил распоряжение о выделении денежных средств жителям Донецкой и Луганской областей. Довольно яркий симптом последовавшего вслед за культурным расколом территориального раздела. Украинская и донбасская (в связке с Россией) идентичности наконец-то определились в своих границах. Нравится это далеко не всем, особенно патриотам противоборствующих сторон. Для одних потеря территориальной целостности и населения после национальной революции, которой, как ни крути, Майдан все-таки являлся, становится неудачей и важным индикатором неспособности сохранить доставшееся наследство — согласитесь, не очень удачный шаг для апологетов национального строительства. Для других — пророссийских сил, отсутствие ресурсов для углубления общерусского проекта вплоть до Харькова, Николаева и Одессы служит основанием для обвинения в предательстве национальных интересов.

Но есть и те, кто рассматривает фактически свершившийся распад прежней Украины как шанс на консолидацию ради прозападных реформ. Украину без Крыма и Донбасса втянуть в НАТО и ЕС гораздо проще, чем с бунтующими областями. Это именно то, о чём год назад говорил экс-президент Леонид Кравчук, предлагая «отрезать Донбасс, как больную часть тела, и идти на Запад». Можно даже референдум провести, не боясь протестов. Правда, кому в Европе нужна такая неспокойная и нестабильная Украина, мало кто задумывался в Киеве. А стоило бы.

Война населению Украины надоела — не все настолько идейно мотивированы, как боевики «Правого сектора» и прочих радикальных объединений. Но последние гибнут на войне, а заменяющие их призывники не понимают, за что воюют. «АТО» становится всё менее популярной, и вместе с тем украинское руководство будет всё чаще и чаще приходить к одной мысли: «А не завершить ли конфликт, успеха в котором не предвидится?» К тому же шагу их будут подталкивать лидеры европейских стран-гарантов Минских соглашений, для которых успех на данном направлении будет хоть какой-то отдушиной перед приближающимися национальными выборами.

Отказ от суверенитета над Донбассом, который де-факто уже произошел — лишь первый шаг. Если территория и проживающее в её пределах население не имеют ценности, то какой смысл за них бороться? Такая логика полностью находиться в русле крайнего украинства — и вот, пожалуйста, самыми рьяными противниками мобилизации являются жители Галичины, эталонного бастиона украинской самостийности. Они не понимают, почему их сыновья и братья погибают, сражаясь за районы, населенные чуждым этносом, говорящим на чуждом языке и исповедующим чуждую религию. Когда к подобному выводу придут в Киеве, сложно сказать. Там пока заверяют в борьбе до полной и безоговорочной капитуляции тех, кто сейчас в Донецке и Луганске с оружием в руках противостоит Киеву. Но возможно, момент переосмысления уже близок.

Единственное, что пока мешает подписать необходимые договорённости и отказаться от Донбасса — это боязнь украинских политиков прослыть предателями национальных интересов. С такими профилактические беседы раньше проводил «Правый сектор». Но быть может, время воинственных радикалов прошло и можно поступиться тем, что уже потеряно.

Вадим Самодуров

29.03.2016

Источник: svpressa.ru