Профессор по безопасности и вице-президент Insta DefSec г-н Ярно Лимнелл убежден, что в современном мире ни одно «гибридное» противостояние, будь то корпоративное или межгосударственное, не обходится без цифровых битв за киберпространство противника. По его мнению, «чистая кибервойна, когда враги сражаются исключительно через компьютеры», вряд ли интересна серьезным игрокам. Если же сетевые софты являются неотъемлемой частью экономики, государственных институтов, военного оборудования или боевых операций, то здесь побеждает «умнейший противник». Видимо, это и произошло на Украине во время конфликта за полуостров, убежден профессор.

 Судя по всему, к нынешнему конфликту стороны готовились заранее.

Начиная с развала СССР, логика нарастающих антагонизмов между США и Россией рано или поздно должна была привести к острому политическому столкновению в соседней стране. Правда, в разное время и при разных президентах «незалежной» вероятность такого развития событий менялась то в большую, то в меньшую сторону. И все-таки за последние двадцать пять лет не было ни одного по-настоящему доброжелательного периода.

В постсоветскую эпоху Вашингтон всегда проявлял «кровный интерес» к Киеву. Достаточно посмотреть публикации в официальном издании альянса «Вестник НАТО», чтобы убедится в этом. Если в годы «холодной войны» районом потенциального кровопролития считалась Германия — ФРГ или ГДР, то теперь «поле сражения» перенесли на Украину, мол, так лучше для мировой экономики и Америки. Учитывая ядерный статус России, по мнению североатлантических экспертов, предполагаемая война должна была стать исключительно гибридной.

И вот она состоялась.

В редакционной статье «Гибридная война на Украине  — какова её сущность?» безымянные аналитики НАТО приоткрыли занавес о подготовке к ней. Начали они с того, что полученный материал об опосредственном конфликте за Крым и Донбасс крайне интересен для осмысливания. Будто речь идет о «подопытных кроликах», а не о человеческих судьбах.

«Свою сторону» Вашингтон готовил по образцу и подобию стратегии, используемой группировкой «Хезболла» в ливанской войне в 2006 году. Тогда действия этой военной организации, которая, по сути, создала параллельное государство на контролируемой территории, удивили американских экспертов своей эффективностью. Вот цитата из статьи: «С тех пор термин „гибридный“ доминировал в большей части дискуссии о современной и будущей войне, до момента, когда терминология и концепция гибридной войны была принята старшими военными руководителями. В качестве её основы принимается пропаганда, адресное насилие, скрытые инструменты и другие не армейские средства».

В соответствии с этим подходом натовские специалисты по «гибридной войне» создали и информационно мотивировали «летучие бандеровские отряды» для устрашения и подавления инакомыслия на Украине. Видимо, речь идет о «Правом секторе" и аналогичных экстремистских организациях. Одновременно в Крыму, в Донбассе, в Херсонской, Одесской и других русскоязычных областях были развернуты сети осведомителей, которые должны были передавать в координирующий центр адреса несогласных. «Главная цель удара — это русская семья», — внушалось малограмотным людям из западных областей «незалежной». Также запугивались или подвергались «люстрации» местные правоохранительные органы. Все это чудовищное беззаконие называлось «творческим использованием полного спектра ведения войны, в том числе с применением нерегулярных и ассиметричных тактик», прежде всего — адресного негосударственного насилия.

Иными словами, ставилась задача создания в конфликтном районе Украины в момент госпереворота крайне правого «квазигосударства». Затем после подавления сопротивления, по логике Вашингтона, должна была произойти передача надзорных и карательных функций в государственные институты, подконтрольных уже «новому Киеву». Это, кстати, тоже из стратегии гибридной войны по-натовски. Невольно возникают шокирующие ассоциации с ИГИЛ. Автором такой концепции является известный военный стратег Колин Грей, который призывал активнее использовать еще и кибероружие.

Однако появление «вежливых людей» в Крыму стало полной неожиданностью для вашингтонских стратегов. К ярости натовских экспертов «зеленые человечки», как их окрестили сначала на западной Украине, а потом и в НАТО, были безымянны в отличие от активистов и ополченцев, над чьими женами можно было надругаться, чьих детей — искалечить, а родителей — запугать. Принцип адресного негосударственного насилия, как главного элемента гибридной войны, в Тавриде не сработал, что позволило провести спасительный референдум.

Не смогли натовцы подготовить «бандеровцев» и к цифровым сражениям, о чем, собственно, написал профессор по безопасности Ярно Лимнелл. Впрочем, интернет всё же использовался для угроз и устрашения в социальных сетях. Что касается серьезного уровня борьбы за киберпространство, то западно-украинские участники гибридной войны здесь себя вообще не проявили.

Между тем, IT-сектор Украины является более мощным, чем, к примеру, в Чехии или в Польше. Порядка 100 тысяч граждан Украины, в основном проживающих на русскоязычном Юго-Востоке, прежде всего, в Днепропетровской области, в 2014 году в софтверных проектах заработали 2,3 млрд. долларов, или 4% ВВП «незалежной». Один из основателей украинского венчурного фонда AVentures Capital Евгений Сысоев сообщил, что IT-бизнес Украины в период правления Порошенко-Яценюка подвергся мощному давлению. «Бизнесмены, которые отказались „решать вопрос“ на месте и стали публично протестовать против обысков, пошли на значительные экономические убытки для своих предприятий, — подытожил Евгений Сысоев. — Это как с гаишником: на месте можно заплатить сумму, которая намного меньше официального штрафа».

Короче говоря, «Правый сектор» не стал аналогом «Хезболлы» — устрашающим и одновременно жестко дисциплинированным, хотя бы потому, что адресное негосударственное насилие в корне противоречит обычному бандитизму. Очевидно, что в таких условиях рассчитывать на участие IT-бизнеса Украины в гибридной войне на стороне «нового Киева» не приходилось, хотя элиты, пришедшие к власти, в этом остро нуждались.

Эксперт по безопасности и признанный «антивирусник» Роберт Лемос сообщил, что «в 2014 году русские хакеры, скорей всего, с помощью «песчаного червя» взломали камеры iSight, разработки компании Apple, тем самым они «шпионили» за натовскими консультациями по безопасности. Это позволило Кремлю работать на опережение в Крыму. Конечно, прямых доказательств — нет, но взлом является фактом, точно так, как и успешные превентивные меры Москвы. В частности, были блокированы все группы «Правого сектора» на полуострове. Во-вторых, «используя брешь в Windows Vista, ОС Windows 7, Windows 8 и Windows RT, неизвестная группа до сентября 2014 года копировала секретные документы НАТО, а также правительств Украины и Польши». Иными словами, списки всех участников украинской гибридной войны, их преступные действия, а также имена осведомителей доподлинно известны и ждут своего часа. Если в Киеве произойдет смена власти, например, на следующих президентских выборах, то мир ждут шокирующие доказательства, а Европу — новая волна беженцев.

Это означает, что экзистенциальная угроза нависла над проигравшей стороной, причем Москва не попадает под эту категорию, убежден Дэн Гудин, редактор новостного и аналитического издания ARS Technica. Потенциального возмездия надо опасаться уже современным бандеровцам, причем, каждому персонально. А вот Америка, которая, собственно, развязала гибридную войну, явно не пострадает. В конце концов, это всего лишь концепция Колина Грея.

Александр Ситников

02.02.2016

Источник: svpressa.ru