В среду, 27 января, стало известно, что тернопольские и львовские депутаты фактически объявили о неповиновении центральной власти. Львовский областной и Тернопольский городской советы требуют от Верховной Рады и президента отменить изменения в Конституцию Украины, предусматривающие предоставление спецстатуса Донбассу, заявил с трибуны Верховной Рады депутат от ВО «Свобода» Андрей Ильенко.

«Вчера на заседании Львовский облсовет и Тернопольский горсовет проголосовали и приняли решение обратиться к Верховной Раде Украины и к президенту с требованием отозвать законопроект об изменениях в Конституцию, которые, фактически, узаконят оккупационный российский режим в Донбассе и будут реализацией плана Путина по правовой и политической деградации украинского государства… На сегодняшний день это только первые решения, которые принимают органы местного самоуправления по всей Украине, обращаясь к высшему законодательному органу, с требованием остановить насилие над украинской Конституцией, прекратить переписывание Конституции под диктовку агрессора и оставить это право украинской нации», — заявил Ильенко.

Отметим, что, несмотря на то, что, судя по показаниям опросов, подавляющее большинство украинцев устало от войны и хотело бы ее завершения, среди украинских политиков преобладают иные настроения. Многие депутаты считают минские соглашения предательством, и что Украина не должна идти на поводу у Москвы, Вашингтона и Брюсселя и исполнять то, что в Минске подписал президент.

Напомним, в начале недели премьер-министр и глава «Народного фронта» Арсений Яценюк заявил о том, что вопросы изменения Конституции должен решать народ на референдуме, а не политики в кулуарах.

Характерно недавнее заявление его соратника Антона Геращенко, который на своей странице в Facebook объяснил, почему фракция партии «Народный Фронт» не будет голосовать за утверждение проекта изменений в Конституцию по особому статусу Донбасса.

«Когда в феврале прошлого года части регулярной российской армии после упорного сопротивления прорвали линию обороны вокруг Углегорска и Дебальцево, а украинская армия вынуждена была отступать, президент Украины Петр Порошенко, опираясь на поддержку иностранных партнеров, смог остановить наступление Путина путём заключения вторых Минских соглашений.

Многое в этих соглашениях не отвечало долгосрочным интересам Украины. Но они были плодом компромисса в тот момент, когда перед российско-террористическими группировками была открыта дорога на Артемовск, Славянск, Краматорск.

Одним из самых спорных пунктов «Второго Минска» было обязательство Украины принимать изменения в Конституцию об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской области. На тот момент у Украины не было другого варианта, кроме как соглашаться на шантаж, ввиду потери Дебальцевского плацдарма и недостаточно жесткой позицией наших зарубежных партнёров", — написал он.

Однако, по мнению Геращенко, «на сегодня Путин продолжает не выполнять Минские соглашения. Всеми своими действиями он показывает, что не собирается возвращать Украине полный контроль над территорией Донбасса, а по Крыму не хочет даже и обсуждать его возврат.

Поэтому фракция партии «Народный Фронт» не будет голосовать за утверждение изменений в Конституцию, предусматривающие особый статус местного самоуправления для отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Мы должны… добиться возвращения полного контроля Украины сначала над территорией Донбасса, а потом и Крыма, без дальнейшей потери суверенитета нашей страны", — резюмировал депутат.

Стоит также отметить, что озвученная западноукраинскими депутатами позиция по «Минску» кардинально отличается от позиции Запада, который считает, что Киев должен выполнить все взятые на себя в рамках минского процесса обязательства.

Несмотря на давление и Европы, и уже даже США на украинского президента, вопрос о принятии поправок в Конституцию во втором чтении «подвис в воздухе». Этот вопрос до сих пор не внесен в повестку дня парламента, более того, депутаты показательно избегают его, обратившись в Конституционный Суд с просьбой разъяснить о положение в Конституции «на следующей очередной сессии Верховной Рады» и таким образом выиграть время. Между тем, поправки планировалось принять во втором чтении уже ко 2 февраля.

— Абсолютное большинство депутатов областных советов Львова, Тернополя или Ивано-Франковска являются представителями националистических или ультранационалистических сил, — напоминает главный редактор журнала Liva.com.ua Андрей Манчук.

— Поэтому они практически всегда выступают по любым политическим вопросам с крайне правых и милитаристских позиций. Сейчас к этому добавляется тот момент, что в разгар кризиса местные элиты пытаются отвлечь такими вопросами внимание своего электората, крайне недовольного социально-экономической ситуацией в этих регионах. Перенаправив недовольство людей в сторону «изменников» в Киеве. Политики на Западной Украине десятилетиями эксплуатируют формулу «чем больше воруешь и врешь, тем больше надо кричать о патриотизме».

Каково влияние подобных заявлений на общеукраинские процессы? Можно ли говорить о том, что Западная Украина не готова признать «Минск»? В случае гипотетического полного выполнения минских соглашений и децентрализации Украины, не попытаются ли западные области выторговать себе какие-либо особы права или вовсе отделиться от Киева?

— Признание «Минска» вообще служит предметом активного внутреннего торга. Руководство фракций коалиционных партий торгуется за голоса с президентом, а представители этих политических сил на местах требуют преференций от своих лидеров, угрожая им обвинениями в «предательстве». Но на общество это большого влияния не оказывает — к националистическим заявлениям западноукраинских облсоветов привыкли, как к снегу зимой. Тем более, что все видят в этом привычную попытку отвлечь внимание местных жителей от реальных социально-экономических проблем. А недовольные и обделенные политики, опираясь на ультраправых радикалов, могут организовать протестные акции. Но ни о каком отделении Западной Украины, речь, конечно, не идет.

«СП»: — Будет ли реакция ЕС или на это никто не обратит внимание? Могут ли подобные заявления заставить Запад еще больше давить на Порошенко с одной стороны, или станут ли для украинского президента универсальным алиби в плане затягивания вопроса принятие поправок — с другой?

— Разумеется, это не тот уровень, на который всерьез отреагируют в ЕС — разве что в самом Киеве пройдут акции с человеческими жертвами, как это было 31 августа. Что касается Порошенко, там всегда могут сослаться для затягивания процесса на это пресловутое «народное недовольство» (хотя соцопросы осенью показали, что большинство украинцев как раз больше всего тревожит то, что война продолжается). Но не думаю, что на Западе сейчас всерьез воспримут такие оговорки.

«СП»: — Насколько вообще Порошенко управляем для Запада? Имеет ли Запад стопроцентные рычаги, используя которые можно заставить Порошенко исполнять «Минск», или Порошенко больше зависит от настроений украинского политикума?

— Порошенко, безусловно, зависит от внешнего влияния так, как от него никогда не зависел ни один украинский президент. Это олигарх из периферийной, с точки зрения глобальной экономики, колониальной по сути, коррумпированной страны, где все чиновники имеют имидж воров, и легитимность его капиталов, ликвидность акций его предприятий, его собственное политическое будущее — все это зависит от воли экономических и политических элит США и Евросоюза, по воле которых сформировался и существует нынешний политический режим. Другое дело, что позиция этих элит в отношении украинского вопроса по-прежнему не так однородна, как это многим кажется.

Что касается настроений внутри украинского политикума — да, попытки использовать настроения недовольных украинцев для протестов и дворцового переворота возможны. Но маловероятны, так как для этого нужно испросить согласие Запада, да и люди деморализованы последствиями майдана, и многие из них боятся потрясений. Хотя многое зависит от того, до какой степени обострится внутренняя борьба, и насколько высоки ее ставки для Порошенко и Авакова-Яценюка.

«СП»: — Если будет провалено голосование по поправкам, будут ли Меркель, Олланд и Обама слушать объяснения Порошенко? Когда они поймут, что Киев абсолютно непредсказуем и недоговороспособен?

— Я не думаю, что у ЕС и США есть какие-то иллюзии по поводу договороспособности украинского политикума в его нынешнем, «постмайдановском» формате — или его отдельных представителей. Но формат сейчас именно такой, и изменить его (хотя бы в какой-то степени, теоретически) могли бы разве что внеочередные выборы — и то, при условии, если бы на них не просто реально бы допустили какую-то самую умеренную оппозицию, а обеспечили ее полноценное участие в избирательном процессе — что невозможно без трансформации Кабина, к примеру. Поэтому Запад будет работать с тем, что есть — просто, если голосование провалят, давление на Киев усилится.

«СП»: — А каким образом оно усилится? Какие еще козыри есть в запасе у Запада?

Угроза личному бизнесу и капиталам, прежде всего. Преследование за коррупцию и незаконные сделки, как это было с Фирташем

— Нужно разделять пассивное большинство, озабоченное проблемой самовыживания в условиях жесткого кризиса, и активное меньшинство, монополизировавшее доступ к СМИ, — считает политолог Алексей Блюминов.

— Сегодняшний медийный дискурс — это и есть голос этого активного меньшинства, оседлавшего конек милитаризма.

Это всевозможные журналисты, активисты, эксперты, волонтеры, бойцы добровольческих батальонов, политиканы, представители мелкой и средней буржуазии, зарабатывающие на войне, чиновники. Все они воспринимают «Минск» как предательство и слабость Порошенко. Все они уверены в том, что если «дожать», то можно на правах победителя получить все.

Нужно учитывать тот факт, что нынешнее украинское общество глубоко сегрегировано, что добрая его треть (так называемая «вата») виктимизирована в общественном сознании, лишена своего голоса в СМИ и вычеркнута не только из политических процессов, но и из «народа», к которому апеллируют политиканы всех мастей. Соответственно, «народ» скукожился до размеров вот этой прослойки, требующей войны до победного конца. Остальным просто негде высказать свое мнение. Любая критика тут же делает из человека «сепаратиста» и «агента Кремля».

Понятно, что в таких условиях именно радикалы играют роль лидеров общественного мнения (других мнений в телевизоре нет) и формируют общественные настроения.

«СП»: — Недавнее заявление Яценюка о необходимости референдума — это ведь тоже попытка торпедировать «Минск»? Какова вероятность того, что противники «Минска» как-то объединятся и выработают консолидированную позицию?

— Собственно говоря, противники «Минска» и так консолидированны. Другое дело, что их объединяет лишь неприятие этих соглашений. А вот «механика» — другое дело. Нет общего мнения относительно того, какая именно последовательность действий должна быть предпринята для того, чтобы похоронить «Минск». По большому счету, если бы не позиция ЕС и США, украинские политики давно бы денонсировали минские договоренности.

«СП»: — Для чего подобные шаги нужны той же «Свободе»? Можно ли сказать, что она зарабатывает очки в расчете на досрочные выборы в Раду, пытаясь закоммутировать на себя те политические силы, которые выступают против минских соглашений? Какова позиция «Самопомощи», «Батькивщины», РПЛ и НФ? Как далеко они готовы зайти в своем популизме, и приведут ли подобные действия к развалу коалиции и досрочным выборам?

— «Свобода» пытается вернуться в высшую лигу украинской политики. Местные выборы показали, что, даже провалившись в сфере ЖКХ, но оседлав ура-патриотического конька, можно частично вернуть утраченные позиции. Остальные перечисленные вами партии тоже играют, как могут. Понятно, что на всех голосов все равно не хватит. Я не думаю, что в «Народном фронте» всерьез рассчитывают на приток голосов. Скорее, это попытка чиновников от НФ удержаться в креслах на фоне нарастающих требований менять Кабмин. Игра проста: застолбить самую радикальную нишу и заставить оппонентов следовать за собой, пытаясь «догнать» в радикализме. Такой перехват инициативы.

Коалиции и так уже давно нет. Видимость ее существования поддерживается только позицией США, которые устами Джо Байдена приказали этим ребятам «дружить» и забыть об отставке Яценюка. Но Байден улетел, а старые дрязги остались, и, как видим, грызня пошла по нарастающей. Риск досрочных выборов есть. Технически их готовят на осень. Но есть одно «но» — для этого нужно как-то убрать Яценюка. А в США не хотят его ухода. Во всяком случае, пока не хотят.

Я думаю, многое решит исход президентских выборов в США, и до их завершения тему досрочных выборов на Украине будут подогревать. С опорой на поддержку противоборствующих групп в американском политикуме. А вот когда определится новый хозяин Белого Дома, то новая метла начнет наводить порядок и в украинских делах.

«СП»: — Что противники «Минска» могут предложить взамен? Война? Насколько популярна эта идея в обществе и способна ли она принести политические дивиденды в виде голосов?

— Взамен они предлагают войну до победного конца. Причем, вы можете смеяться, но среди сторонников этой идеи господствует мнение, что победе мешает только нерешительность, а также предательство политиков. А так, мол, если дело отдать самим военным, то они — огого!

Что касается популярности таких идей в обществе, то я вам уже говорил выше, что как такового «общества» сейчас на Украине нет. Власть зависит от милитаристского сегмента активных граждан и всячески с ними заигрывает, потому что за ними СМИ и люди с оружием. Потеряв поддержку этого электорального сегмента, любой кандидат в украинские миротворцы автоматически уходит в политическое небытие. Ведь в условиях раскола и поляризации в обществе, он, лишившись поддержки милитаристов, поддержки «ватников» не получит. А значит, возможности для электорального маневра и смены электорального поля предельно низки.

Дмитрий Родионов

28.01.2016

Источник: svpressa.ru